Опубликовано 25 октября 2024, 15:17
6 мин.

«Огниво» Александра Войтинского: Лубочная зажигалка с характером

Поделиться:
«Огниво» Александра Войтинского: Лубочная зажигалка с характером

В России продолжает укрепляться тренд на киносказки. В прокат вышел фильм «Огниво». Режиссер Александр Войтинский взял за основу идею Ханса Кристиана Андерсена и переделал ее на русский лад — получилось весело, по-доброму и немного сумбурно, в сказочных традициях.

Всё смешалось не только в доме Облонских, но и в фильме «Огниво»: кони, люди, залпы тысячи орудий, чародейские книги, французские воздухоплаватели, берега Ладожского озера, новгородские деревни, принцессы и дураки. Еще Владимир Пропп в «Морфологии сказки» описал волшебные истории через последовательность функций персонажей: сначала, например, герой подвергается преследованию, потом получает волшебный предмет, вступает в борьбу, а в конце женится. У Войтинского герой получает волшебный предмет, позже получает еще один волшебный предмет, и еще, и еще, так что фильм начинает походить на игру в поиск артефактов. Впрочем, это его единственный крупный недостаток.

Начинается фильм монументально — со шторма и предчувствия. Царь Берендей (Алексей Фадеев) возвращается домой на корабле. Он везет к слепой дочери колдуна с волшебной книгой. Заклинание оттуда поможет вернуть маленькой царевне зрение. На берегу правителя ждут верный слуга Фома (Сергей Марин), супруга Настасья (Ирина Старшенбаум) и парочка недоброжелателей. Как часто бывает в сказочных сюжетах, позавидовав благополучию страны и семьи, злые придворные неясных занятий (кажется, их функция — перекладывать дрова с места на место) решают погубить Берендея. Лиходей (Виталий Хаев) и Балалай (Михаил Трухин) зажигают на берегу ложные огни, чтобы в шторм корабль налетел на скалы. Так и происходит: Берендей погибает, а Лиходей и Балалай захватывают книжку и начинают творить заклинания направо и налево, уже на берегу, чтобы далеко не ходить, захватывая власть.

Народу, видимо, всё равно, куда делся прошлый царь и откуда взялся новый, ну да бог с ними, к основному повествованию вся эта увертюра не имеет почти никакого отношения. Важно, что трон Берендея занимают проходимцы, царевна Даша оказывается заточена в магическом огниве, ее мать тоже попадает под чары, воспитатель Фома превращается в ворона. Фильм уверенно перескакивает через сей сложный жизненный этап с фразой «прошло три года». И вот тогда-то начинается настоящая история.

Главный герой — простофиля Иван (Роман Евдокимов), неудачник и картежник. Он брат того самого Фомы, который учил царевну, только вот братом семья гордится, а Ваня, что называется, «в семье не без урода». Моральные ориентиры Ивана оставляют желать лучшего. Повадками он похож на Джека Воробья: шатковатая походка, манера язвить, врать, заговаривать зубы и позорно бежать от всех проблемных ситуаций. Ваня по закону жанра встречает маленькую слепую Дашу. И эта встреча ничего в нём не меняет. Несчастной принцессе банкрот-неудачник помогает не из добрых чувств, а из желания получить побольше выгоды — что-то в образе Евдокимова напоминает разбойника Флинна из «Рапунцель». Естественно, что и моральное перерождение ему предначертано то же самое.

Рецензия на фильм «Огниво» (2024)

Актер Роман Евдокимов известен по сериалам «Лада Голд», «Неверные» и «Разрешите обратиться»

Кадр из фильма «Огниво», реж. Александр Войтинский, 2024

Герои отправляются в долгое путешествие — к острову Буяну, в царство «гмуров» (по простому — гномов; да и царство их похоже на Морию в добрые времена, и добывают они там самоцветы), к Алконосту и Гамаюну. Странствуют на механической лошадке, говорящей репликами GPS-навигатора, в компании с французским воздухоплавателем, под сентиментальные саундтреки из советских фильмов (из «Вам и не снилось», например) и обработанной классики («В пещере горного короля» Грига украшает «пещерный» эпизод). Ванька-дурачок всё пытается бросить царевну и даже называет ее «балластом», но Даша столь же беззаветно ему верит. Наконец, в критический момент в пещере гмуров, когда Ваню захватывают в плен, а Даша вступается за него, рискуя жизнью, герой переживает ту самую ключевую метаморфозу, ради которой пишутся и снимаются сказки.

«Огниво», конечно, история не про принцессу и не про царство, попавшее в беду, а про нескладного мужика, не принявшего в жизни ни одного правильного решения. Зато, когда Даша предлагает свою жизнь взамен его, Ваня становится ее вечным другом и вообще узнает, что такое дружба и честь. Он несет маленькую царевну на руках и, пока она спит, исповедуется перед ней: «Ты кого спасать полезла? Подлеца! Труса!»

Фильм полон параллельных образов: ложные огни и истинный свет огнива, разно-одинаковые птицы Алконост и Гамаюн (обеих играет Ирина Горбачёва), заклинания из книжки, которые дарят легкую власть, и желания для огнива, за которые полагается отдать жизнь, благородный царь и недалекий узурпатор. Чтобы достичь цели, герои спускаются в подземелья и поднимаются в облака. Дважды дарят сережки: один раз мама дочке, второй раз Ваня Даше. Оба раза подарок формирует неразрывную связь между героями, и разрушить ее не получится ни магией, ни временем. Дважды Ваня участвует в боевых действиях. Да и сам Иван — просто неудачный двойник своего брата Фомы. Воздухоплавателя зовут Жан — он тезка Ивана. Дважды Ваня приходит в дом к дяде. Столько же раз оказывается за решеткой и сбегает оттуда. Каждая сцена-дубль показывает героя с другой стороны. Каждая что-то меняет в повествовании. «Огниво» раскрывается перед зрителем симметричным веером.

«Огниво» (2024): трейлер, кадры, сюжет, рецензия

В прошлом году режиссер Александр Войтинский и продюсер Сергей Сельянов выпустили сказку «По щучьему велению»

Кадр из фильма «Огниво», реж. Александр Войтинский, 2024

Несколько разочаровывающей оказывается драматургия. Пройдя столь долгий путь, герои не получают желаемого — причем зрителю заведомый проигрыш ясен с самого начала — и в конце концов прибегают к помощи «бога из машины». Впрочем, в сказке часто именно так и бывает. Золушку спасает фея-крестная, Белоснежку — гномы, детей из Нарнии — Аслан. Дашу спасает Ваня.

Александр Войтинский, в чьем режиссерском портфеле «Черная молния», «По щучьему велению» и «Дед Мороз. Битва магов», явно набил руку на создании сказок. У «Огнива» отличные локации для съемок (один новгородский музей «Витославлицы» и Ладожские шхеры чего стоят), отличный каст (Роман Евдокимов — понятно, но как хороша юная Антонина Бойко!), отличные спецэффекты. К визуалу картины вообще сложно придраться.

Сказка смотрится легко и хорошо, вызывает смех и слезы умиления, заставляет сопереживать. А что ее середину можно смело выкинуть — общая проблема и собратьев «Огнива» по жанру. Детям, основной целевой аудитории проекта, наверняка будет безразлично, что у героев слабая мотивация, а набор их приключений абсолютно бессмысленен. Взрослые не смогут остаться равнодушными к аллюзиям на «Иван Васильевич меняет профессию» и «Там, на неведомых дорожках». И уж точно умилятся финальным сценам. Так что всё, конечно, получилось. От оригинальной сказки Андерсена создатели фильма ожидаемо оставили только сам артефакт. Остальное — милые сердцу лубочные выдумки на старорусский лад.

Обзор фильма «Огниво» (2024)

Сказку Ханса Кристиана Андерсена в сценарий фильма превратил Александр Архипов (мультфильмы «Садко» и «Бука. Мое любимое чудище»)

Кадр из фильма «Огниво», реж. Александр Войтинский, 2024

«Огниво» — ласковая, сентиментально и бережно сделанная история о дружбе и смелости. Герои повторяют в сложные моменты: «Кто испуган, тот побежден». В общем, этот лейтмотив можно развернуть ко всей парадигме киносказок. Если испугаться и не снимать, такие фильмы сами по себе не появятся. А дети и взрослые заслуживают историй, где доброта и честность побеждают. Особенно хорошо, если победа случается в сравнительно новом антураже, пусть пока довольно аляпистом.

Новое в подписке

Лучшее в подписке