Опубликовано 13 апреля 2024, 19:38
5 мин.

«Одержимые злом»: Дьявол как инфекция

Поделиться:
«Одержимые злом»: Дьявол как инфекция

В подписке Okko стал доступен хоррор Демиана Руньи «Одержимые злом», впервые показанный на фестивале в Торонто и победивший в Ситжесе. Это история столкновения аргентинских фермеров с демонической сущностью. Заражение стремительно распространяется по сельской местности, но есть ли способ остановить зло? Рассказываем, стоит ли смотреть кровавый хоррор о мире, в который пришла большая беда.

Одержимые злом
Рейтинг: 6.2IMDb: 7
Жанр: Ужасы
2023, 100 мин
Аргентина, США, 18+
Режиссер: Демиан РуньяГлавные роли: Эсекьель Родригес, Демиан Саломон, Сильвина Сабатер, Луис Цимбровски, Марсело Мишино, Эмилио Воданович

С чего начинается путешествие в самые мрачные закоулки человеческого бытия? Нередко — с выстрела. Одной поздней ночью два брата-фермера Педро и Джими (Эсекьель Родригес и Демиан Саломон), потревоженные отдаленным ружейным грохотом, решают пойти на разведку. Утренние лучи ложатся на место происшествия: располовиненное тело (без верхней части), выпавшие органы, разбросанный по опушке скарб, состоящий из странных инструментов и записей. Среди пометок на бумагах братья обнаруживают упоминание своей пожилой соседки. Хладнокровно оглядев окрестности и отпустив несколько циничных комментариев, суровые фермеры идут выяснять детали предрассветной бойни. Никто пока не подозревает, что эти искореженные останки — знамение скорого апокалипсиса.

Дело в том, что женщина, упомянутая в бумагах убиенного, прячет у себя дома гнилого, по-другому — одержимого. И речь не о суевериях, витающих над окрестностями южноамериканской субурбии. Раздутое до невероятных размеров тело, из складок которого попеременно сочатся то гной, то кровь, — уродливый чехол для демонической сущности. Просто так прикончить несчастного носителя нельзя, так как кровожадный дух вырвется наружу и заберется в кого-то еще. Те оторванные ноги в лесу принадлежали чистильщику, как раз спецу по истреблению такой вот нечисти. Оказывается, местные жители уже сталкивались с дьявольской эпидемией. Заручившись поддержкой крупного землевладельца Руиса (Луис Цимбровски), братья загружают тело в багажник пикапа и отправляются на несколько сотен километров, чтобы сбросить сочащийся тюк со зловещей требухой где-нибудь в полях. Дальше всё как в жанровом этюде первокурсника из сценарной мастерской: путь, скорость, спор, не пойми откуда взявшийся посреди трассы велосипедист, занос — тело пропадает. Пространство тихих пригородов охватывает кровавый морок: фермеры стреляют в свой скот, беременные жены топором зарубают мужей, а следом и себя, домашние псы рвут на части детей. В общем, дело верное — адский вирус все-таки выбрался наружу.

Рецензия на фильм «Одержимые злом»

Премьера «Одержимых злом» состоялась на фестивале в Торонто, а затем картина победила на смотре лучшего жанрового кино в Ситжесе

Кадр из фильма «Одержимые злом», реж. Демиан Рунья, 2023

«Одержимые злом» аргентинца Демиана Руньи — первый испаноязычный проект стримингового сервиса Shudder, специализирующегося на хоррорах. В отличие от большинства его проектов, этот случай особенный: таким критическим восторгам позавидует иной оскаровский лауреат. Однако преждевременно обольщаться не стоит.

Режиссер уже работал с темой одержимости, точно так же акцентируя внимание на ее телесных проявлениях: в «Последних вратах» дьявол ждал освобождения из человеческого желудка. Нагнетать жути через децентрализованные очаги хаоса ему тоже уже доводилось — в «Оцепеневших от страха» кошмар осаждал спальный район с нескольких сторон одновременно. Что в первом случае, что во втором, что в «Одержимых злом» Рунья кое-как совладал лишь с экспозицией. Учитывая амбициозность последнего проекта, к тому же построенного на самоповторах, это особенно печальный вердикт. Вместо того чтобы довести старые приемы до совершенства, он решил сплавить их друг с другом, не позаботившись о совместимости структур.

«Одержимые злом»: обзор фильма, трейлер, кадры, рецензия

Фильм стал первым испаноязычным проектом, который спродюсировала стриминговая платформа Shudder, специализирующаяся на ужасах

Кадр из фильма «Одержимые злом», реж. Демиан Рунья, 2023

После того как горе-фермеры теряют одержимого, дальнейшее распутывание фабульного клубка суть масштабирование катастрофы. Однако низкобюджетная (в плохом смысле) камерность постановки быстро и явно нарушает стыковку с размахом идеи, увеличивающимся с каждой минутой. Эпидемия ползет вдоль проселочных дорог и лесных опушек, забирается в типовые загородные дома, число зараженных растет, а с ними — и градус безумия. Рунья повышает ставки, пока наконец не оказывается в ситуации, когда теряет контроль над собственным материалом. Герои, фантастически тупеющие на глазах, мечутся по однообразному ландшафту, на ходу проговаривая всё новые и новые вводные. В какой-то момент даже составляется сухой ряд правил, которым должен следовать каждый человек, чтобы не превратиться в гниющий кокон для демона. Коль уж они призваны пояснить систему экранного мира — то почему даются в середине фильма? Причем сам же мир уже нарушал их до этого и будет нарушать после.

«Одержимые злом» (2023)

«Рейтинг свежести» фильма на основе 105 рецензий критиков на сайте Rotten Tomatoes составляет 98%

Кадр из фильма «Одержимые злом», реж. Демиан Рунья, 2023

Кроме того, здесь попросту слишком много стыдных оплошностей, как драматургических, так и чисто технических. Почему один из ключевых героев, неимоверное число раз слышавший о предыдущей волне одержимости, став непосредственным свидетелем сатанинской кровавой бани, вдруг начинает сомневаться в реальности происходящего? Где визуальная доминанта? А почему такой монтаж, в конце концов? Стоит держать в голове, что все эти претензии предъявляются не очередному арт-хоррору от студии А24, а малобюджетной аргентинской мясорубке, украсившей бы любой грайндхаусный репертуар. Что само по себе уже говорит о многом. Однако к чему эта пелена свирепого тона, со всеми насупленными сентенциями о мертвом Боге, ушедшей религиозной эпохе, о детях, которые всегда тянутся ко злу? Ведь под ней скрывается суетливый и утомительный трэш.

Даже впечатляющие придумки стреляют вхолостую. «Зло путается в сознании аутиста», — плодотворная для дальнейшей кинематографической разработки фраза и довольно мощная концепция. Однако Рунья уделяет любопытной линии преступно мало внимания, по сути, лишь наскоро подготавливая финальный панч. Оттого последняя сцена и выглядит приклеенной — после такого количества фальшивых эффектов и сюжетных провисаний настоящий эмоциональный надрыв кажется одновременно и искусственно подсвеченным, и блеклым.

Для тех, кто, подобно лирическому герою Маяковского, любит смотреть, как умирают дети, есть куда более толковая хоррор-альтернатива — недавний фильм датчанина Кристиана Тафдрупа «Не говори никому», который как раз работал с одним приемом, зато виртуозно его пересобирал. Тот стилистически безупречный нигилистский кинотрактат всего лишь прикидывался пыточным порно, а в случае с хоррором Руньи всё наоборот.

Новое в подписке

Лучшее в подписке