Опубликовано 20 сентября 2024, 19:03
5 мин.

«Не говори никому» с Джеймсом МакЭвоем: Ужин с мразью

Поделиться:
«Не говори никому» с Джеймсом МакЭвоем: Ужин с мразью

В американский и параллельный отечественный прокат вышел хоррор Джеймса Уоткинса «Не говори никому». Это ремейк одноименного датского фильма 2022 года. Рассказываем, что не так с голливудской картиной и где именно она растеряла шарм оригинала.

Семья Далтонов — Бен (Скут МакНэри), Луиз (Маккензи Дэвис) и их дочь Агнес (Аликс Уэст Лефлер) — отдыхает на итальянском курорте. Там они встречают очень раскрепощенную британскую пару, Пэдди (Джеймс МакЭвой) и Кьяру (Эшлинг Франчози), а также их немого сына Энта (Дэн Хаф). Те громко отдыхают и ничего не стесняются, а узнав, что Бен и Луиз переехали из США в Лондон, предлагают им погостить у них в частном доме в английской провинции. Герои соглашаются — их жизнь в столице давно стала угнетающей. Но довольно скоро начинают жалеть о приезде: Пэдди и Кьяра часто переступают границы дозволенного, чересчур лезут в личную жизнь гостей и подозрительно много интересуются Агнес. В это время немой Энт явно пытается предупредить Далтонов о чём-то, но непонятно, о чём.

«Не говори никому» — американско-британский ремейк одноименного датского триллера 2022 года, жуткого фильма о том, как замкнутые и неспособные отстоять личные границы европейцы сами позволяют творить с собой что угодно. Идея англоязычного ремейка изначально казалась странной. Во-первых, потому что в оригинальном фильме все и так преимущественно говорят на английском — единственном языке, на котором могут коммуницировать гости-датчане и хозяева-голландцы. Во-вторых, потому что с переездом в Голливуд эта история неизбежно теряет все свои полутона. В первоисточнике критически важно, что герои — именно датчане: холодные скандинавы, скучающие в своих идеально сложенных современных городах. Важен и языковой барьер: иногда семья нидерландцев переходит с английского на свой родной голландский, и от незнания, о чём именно они в эти моменты переговариваются, усиливается ощущение тревоги. Зритель чувствует, что он никогда до конца не способен понять, что происходит. Если зритель, конечно, не голландец.

«Не говори никому» (2024)

Бюджет фильма оценивается в 15 миллионов долларов

Кадр из фильма «Не говори никому», реж. Джеймс Уоткинс, 2024

Новый «Не говори никому» такие тонкости не интересуют. Фильм работает широкими мазками: через пролог в Италии он несется сломя голову, не давая шанса прочувствовать, что за люди эти наши главные герои. Решение поехать к незнакомой семье принимается моментально — причем в мотивацию Бена мы должны просто поверить; главный сюжетный поворот буквально объяснят на пальцах. Во время просмотра часто возникает ощущение, что слушаешь чей-то сбивчивый пересказ: все события вроде бы на месте, даже диалоги некоторые построчно повторены, но никакого содержания за этим не стоит. Люди говорят что-то и делают что-то не потому, что это логично для героев нового «Не говори никому», а потому что так делали и говорили персонажи оригинального фильма. Это копия, сделанная из папье-маше: выглядит всё почти так же, но стоит ткнуть пальцем — внутри пустота. При этом у героев есть и свои уникальные черты: например, в Бене можно заметить неприятие собственной дочери, ему и Луиз придумали историю (почти что) супружеской неверности. Кажется, что эти изменения как-то преобразят историю и то, как герои взаимодействуют внутри нее. Но нет, новые детали влияют на сюжет минимально — лишь иногда проговариваются в диалогах.

Рецензия на фильм «Не говори никому» (2024)

Режиссер Джеймс Уоткинс известен по фильмам «Райское озеро» и «Крутые меры»

Кадр из фильма «Не говори никому», реж. Джеймс Уоткинс, 2024

Неудивительно, что и нужного эффекта фильм не создает. Предполагается, что жизнь героев в доме Пэдди и Кьяры выглядит жутко некомфортной. Но по факту ничего особенно страшного не происходит: все действия развязных хозяев тут по-голливудски сглажены. Скажем, есть сцена, где Пэдди и Кьяра без спроса забирают к себе спать Агнес. В оригинальном фильме это случилось, потому что парочка главных героев решила заняться сексом: так их возбудило нахождение в пространстве, где нормализованы открытые проявления чувств, что они не услышали крик собственной дочери. Поэтому их злость на поступок хозяев тесно сплетена с чувством вины: именно тем чувством, которое и не дает им постоять за себя. В новом фильме дочь забирают тоже потому что ее крик не услышали — вот только сам крик не слышит и зритель, и никакой причины не заметить плач ребенка у героев нет. Это просто данность, еще один сюжетный бит, в который просто нужно поверить.

«Не говори никому» пытается создать неприятное чувство, когда ты не знаешь, смеяться тебе или ужасаться от раздражающей нервы неловкости. Так получалось у оригинала. Ремейк, растеряв всю психологическую глубину, выглядит просто комично. И это на самом деле его главный плюс. Совершенно не важно, задумывал ли так режиссер Джеймс Уоткинс (иногда кажется, что да, иногда в это сложно поверить), но его фильм отлично работает как черная кринж-комедия. По большей части за это надо благодарить МакЭвоя — он, кажется, даже не пытается сделать своего персонажа хоть сколько-нибудь правдоподобным, ехидно улыбается, смешно кряхтит, а под конец ведет себя как злодей из бульварных романов. Как только прощаешь фильму его невероятную поверхностность и перестаешь ждать, что где-то на втором часу тут начнется мрачный триллер, вдруг обнаруживаешь, что от него легко получать удовольствие.

«Не говори никому» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Фильм окупился за одну неделю проката

Кадр из фильма «Не говори никому», реж. Джеймс Уоткинс, 2024

Парадоксальным образом фильм Уоткинса — одновременно и очень плохая, и гениальная адаптация. Она совершенно не передает сути первоисточника: забывает о библейских подтекстах, социальной критике, не способна показать реальных людей, за которых можно переживать. Но при этом потрясающе улавливает то, как этот сюжет можно перенести на голливудскую почву: превращает жуткий триллер в экспрессивный, оторванный от реальности комедийный слэшер. Финал, максимально отдаляющийся от оригинальной концовки, — лучшая часть фильма и самая точная находка Уоткинса. Он отлично понимает, что герои-американцы не будут сидеть смирно, как скромные датчане, так что вместо этой вашей нудной европейской рефлексии тут начинается «Том и Джерри» с рейтингом 18+.

Новое в подписке

Лучшее в подписке