«Не(бывшие)» из конкурса Венеции: Короткая встреча
В российский прокат выходит сентиментальная драма француза Стефана Бризе «Не(бывшие)». Главные роли в картине исполняют звезды европейского кино — Гийом Кане («Пляж», «Прекрасная эпоха») и Альба Рорвахер («Химера», «Голодные сердца»). Известный актер приезжает в перерыве между съемками на неделю на северный прибрежный курорт, где встречает учительницу музыки, которую любил много лет назад. Объясняем, чем удивляет эмоциональная картина о возрождении чувств, кризисе среднего возраста и поисках себя.
Успешный киноактер Матьё (Гийом Кане) приезжает на неделю в спа-отель в Бретани, на берегу Атлантического океана. Артист должен был попробовать себя на театральной сцене, но сбежал от ответственности, испугался за месяц до премьеры, подставив режиссера и коллег. Жена-телеведущая осталась дома, Матьё хочется побыть одному. Однако невыносимо сложно пытаться разбираться в себе, своих чувствах, сталкиваться со страхами. Вместо этого актер играет на смартфоне, проигрывает бой хитрой кофемашине и играется с пультом для автоматического открывания и закрывания дверей. Матьё взял с собой парочку сценариев, которые нужно прочитать в перерывах между процедурами талассотерапии. В фойе, во время обертывания водорослями и на ужине в отеле с актером постоянно хотят сфотографироваться сотрудники курорта и постояльцы. В Бретани Матьё неожиданно сталкивается с учительницей музыки Алис (Альба Рорвахер). 15 лет назад у пары был роман, но актер бросил девушку. Алис успела выйти замуж и родить дочку, но старые чувства явно не угасли.
Стефан Бризе — постоянный участник Каннского и Венецианского фестивалей. Однако по-настоящему больших наград у режиссера нет, и постановщик остается в сфере интересов любителей авторского кинематографа. Бризе снимает как социальные драмы о судьбах маленьких людей в жерновах капитализма («Закон рынка» и «На войне»), так и сентиментальные истории о любви («Мадемуазель Шамбон» и «Другой мир» — в обеих картинах главные роли исполняют Венсан Линдон и Сандрин Киберлен). Несколько выбивается из фильмографии автора экранизация произведения Ги де Мопассана «Жизнь». Премьера «(Не)бывших» прошла в основном конкурсе прошлогоднего Венецианского фестиваля.
На первый взгляд фильм может показаться драмой о случайной встрече и заново вспыхнувших или вовсе не угасавших чувствах, но прелесть «(Не)бывших» в кажущейся простоте. Для начала Бризе интересно работает с богатым наследием французского кино. Это и «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене о мерцающей любви, об отношениях, которые то ли были, то ли не были. И логоцентричность картины, которая идет от кино изначально писательницы Маргерит Дюрас.
Бризе, с одной стороны, показывает Бретань во всей красе. Даже в мертвый сезон, когда курортные места не забиты толпами туристов, пустынные пляжи и бушующий океан впечатляют строгим, холодным обаянием. С другой, все важнейшие беседы между Алис и Матьё происходят в барах и кафе. Это самые интимные минуты фильма, мир сжимается до одной комнаты. Пространство вообще играет важную роль в тихой драме. Поначалу мы видим, как мучается и умирает со скуки даже в фешенебельном номере отеля Матьё. Актер ищет общения с женой, но та вечно занята работой, а спасением становится старая знакомая. Комические эпизоды с постоянным назойливым фотографированием со звездой, а еще милейшая переписка Алис и Матьё (сообщения со смайликами всплывают на черном экране, разрывая единое кинополотно) снижают пафос повествования и добавляют фильму ироничное измерение.
Другой заметной темой картины становится творческая реализация. Матьё финансово успешен и востребован, но всё равно чувствует себя неуверенно, признается, что не видит в себе никакого особенного таланта. И если экран может сгладить актерскую игру, то театр не прощает никаких огрехов. Поделиться Матьё переживаниями не с кем. Однако хотя бы в кино он реализовался, Алис же переживает, что зарабатывает на жизнь обучением детей игре на фортепиано, но боится явить миру музыку собственного сочинения. Композиции женщины хранятся на ее телефоне, и только.
И Матьё, и Алис по-настоящему счастливы лишь со стороны, а внутри мучаются нерешаемыми вопросами. Встреча с давно обидевшим актером заставляет учительницу музыки усомниться в своей стабильной семейной жизни. Может быть, с мужем (Шариф Андура) она не так уж и близка, а соединила пару навсегда дочь (Эмми Буассар Помель)? Да и стабильность периодически перетекает в привычку. Но где же страсть? Алис и Матьё одиноки, и на короткий миг здесь, в Бретани, в мертвый сезон, они становятся друг для друга самыми близкими людьми. Но значит ли это, что взрослая пара готова к серьезным переменам, а курортный роман перерастет во что-то большое?
«(Не)бывшие», среди прочего, кино об автоматизме жизни. Парижский актер и учительница музыки из Бретани вдруг задумываются если не о кризисе среднего возраста, то о принятых ранее решениях. Может быть, уже поздно что-то менять? Тогда остается только грустить об упущенных возможностях. Однако это всё же приятная грусть, ведь на несколько дней Матьё и Алис удалось вырваться из рутины дней, поставить на паузу привычный порядок вещей. Шаг ли это в правильном направлении? Жизнь слишком сложно устроена, чтобы давать однозначные ответы. Как и «(Не)бывшие».