Опубликовано 11 ноября 2023, 16:08
5 мин.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Поделиться:
«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

В Okko вышел «Молодой Папа», который не имеет никакого отношения к сериалу Паоло Соррентино. Шайа ЛаБаф наконец стал святым, хотя и только на экране. Голливудский аутсайдер Абель Феррара припал к итальянским корням, чтобы рассказать историю одного католического подвижника кровавого прошлого века, — пытаемся ее понять.

Итальянские солдаты Первой мировой возвращаются в родную деревушку Сан-Джованни-Ротондо. В местном монастыре служит падре Пио, монах, в будущем признанный святым. Пока ветераны, нобилитет и левые активисты борются за власть в коммуне, священник ведет личную битву с демонами, не покидая кельи.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Начинается кино с пронзительной сцены, где жены и дети встречают пришедших с фронта мужей, — многие покалечены, но хуже тем женщинам, которые не дождались. Лишь у одной из главных героинь супруг не вернулся, но и не числится в списке погибших, и безнадежное ожидание длится весь фильм. Меж тем, покуда уцелевшие солдаты предаются патриотическим чувствам, избежавшие мобилизации крестьяне и пролетарии, организованные в социалистический кружок юным отпрыском дворянской фамилии, мечтают победить на муниципальных выборах — или добиться своих прав силой. Противостояние коммунистов и протофашистов закончится трагически.

Падре Пио внешне как бы совсем не участвует в делах деревни. Он ограничивается некоторыми священническими обязанностями по исповедованию, соборованию и так далее, а большей частью вполне буквально дает отпор Сатане в стенах собственной кельи. Однако страдания и преодоления священника зарифмованы с событиями жизни коммуны, где в реальном времени разворачивается история самопожертвования, предательства и подвига. Церковные службы смонтированы с также почти религиозными «ритуалами» социалистов, а святые стигматы, явленные на руках отца Пио, — как бы раны всего народа.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Экстравагантные сюжеты, где маленькие маргинальные случаи ведут к большим, в том числе религиозно-метафизическим обобщениям, для Абеля Феррары вообще типичны. Однако обычно режиссер не обращался к реальным историям, не считая байопика «Пазолини». А падре Пио жил на самом деле, и демонстрация социалистов была действительно расстреляна карабинерами в Сан-Джованни-Ротондо в 1920 году. Священник стал популярной в соответствующих кругах фигурой при жизни, говорилось о творимых им чудесах и исцелениях. С другой стороны, многие, в том числе католические иерархи, считали Пио из Пьетрельчины просто мошенником, что создало трудности для причисления его к лику святых. Предположим, впрочем, что в спорах победила справедливость.

Фильм Феррары был снят к двадцатилетию канонизации отца Пио (умершего в 1968 году), однако даже в остро-консервативных католических кругах не вызвал фурора, в отличие от сериального «Молодого Папы» Паоло Соррентино. В оригинале, конечно, фильм называется не так, но уж слишком, видимо, был велик соблазн связать две ничего не имеющие общего истории.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Прежде всего байопик (кстати, не первый) отца Пио снимался за очень маленькие деньги. Шайа ЛаБаф вовсе играл бесплатно — и так же безвозмездно в процессе съемок обратился в католицизм. Вкупе с вообще сравнительно минималистической манерой съемки Феррары, с этой нервно дрожащей камерой в красно-синем полумраке интерьеров, создается впечатление уже прямо любительской камерности. То есть если в реальном Сан-Джованни-Ротондо 100 лет назад жило 10 тысяч человек, по фильму кажется, там находились только полсотни, что появляются в кадре, и те все живут на одной улице. Впрочем, есть и загородные роскошные пейзажи Апулии — этого у итальянской натуры не отнять.

Впридачу история выписана на нарочито грубых контрастах. Очень симпатичные и бедные (в основном) пролетарии-коммунисты противостоят крайне неприглядным самодовольным буржуазным фашистам-землевладельцам, объединившимся с монстровидными ветеранами боевых действий, — один из них безногий, другой одноглазый. Эдакий лубочный ход, характерный как раз для народно-религиозной литературы: как тут не проникнуться чувством хоть бы и выдуманной священной классовой солидарности.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Хотя о «Молодом Папе» говорят порой как о кино отчетливо религиозном, его при желании можно представить и антиклерикальным. В самом деле: святость главного героя никого не спасает, Пио никому не помогает лично, сама церковь не может остановить насилия, а главный в Сан-Джованни-Ротондо иерарх освящает оружие, которым вскоре будут убиты невинные люди. Характерно и то, что предсказание катастрофической войны (которое приписывают настоящему падре Пио) монах получает не от кого иного, как дьявола — в образе которого, кстати, предстала Азия Ардженто.

Но здесь следует оговорить, что подлинно религиозные представления о святости отличаются от обывательских. Святой — это не человек, который занимается светскими «хорошими делами» вроде благотворительности. Богословы так и пишут о Пио: он не работал, не писал умных книжек, зато много молился в одиночестве, за что Бог наградил его стигматами и способностью творить чудеса. Чудеса в фильме, впрочем, не демонстрируются, и хорошо — иначе Ферраре окончательно изменил бы вкус. Лишь в финальном кадре, довольно сильном, явлены и стигматы, и Кое-Кто еще — но не на глазах толпы, а втайне от всех.

«Молодой Папа»: Жизнь как чудо

Как вообще показать религиозное чудо на экране? Это слишком сильный прием, именно потому неубедительный, отдающий надувательством. Удачных примеров здесь единицы, а восходят они все к «Слову» Карла Теодора Дрейера. Так что чудо остается «вещью в себе», камере почти неподвластной. Вот и фильм вышел для обобщенного зрителя неубедительным, игра ЛаБафа — просто непонятной. Кто знает, возможно, это фильм-перформанс, фильм-молитва, предназначенный, скажем, для преображения одного ЛаБафа или одного Феррары и потому уже оправдывающий свое существование.

Мы же со своей колокольни привыкли хвалить кого-то вроде героя «Причастия» Ингмара Бергмана — священника в отчасти схожей ситуации, которому, однако, ни богоявления, ни тем более святости ждать не приходится. Чудо же, на которое мы могли бы рассчитывать в качестве катарсиса в фильме Феррары, — возвращение с войны мужа покинутой героини, но этого, спойлер, не происходит.

Молодой папа
Рейтинг: 4.9IMDb: 4.6
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2022, 103 мин
Германия, Италия, 18+
Режиссер: Абель ФеррараГлавные роли: Шайа ЛаБаф, Кристина Кириак, Марко Леонарди, Сальваторе Руокко, Азия Ардженто, Винченцо Креа

Новое в подписке

Лучшее в подписке