«Мой шпион: Вечный город» с Дэйвом Батистой: Добро с кулаками
На Amazon Prime Video вышел «Мой шпион: Вечный город» — продолжение картины 2020 года со звездой «Стражей Галактики» Дэйвом Батистой. Это подчеркнуто развлекательное и летнее кино является экшен-боевиком, упакованным в обертку трэвел-шоу. Пока герои несутся по вечным улочкам Рима, разбираемся с выбранным курсом самой франшизы.
Если звезды загораются, значит, это кому-то нужно. И если очень спорная семейная экшен-комедия «Мой шпион» четырехлетней давности получила продолжение, значит, на историю есть спрос. В новой части дилогии (и, вероятно, большой франшизы — второй фильм намекает на сиквел) взаимоотношения агента ЦРУ Джей Джея (Дэйв Батиста) и опекаемой им девочки Софи (Хлоя Коулмэн) подвергаются новым испытаниям. Героиня входит в возраст подросткового бунта, а это для массивного и с виду бесстрашного Джея опасней любой внешней угрозы. Софи стесняется отчима, которого старается удерживать в рамках деловых отношений: ты меня тренируешь, чтобы я смогла в будущем стать суперагентом, но никаких разговоров про мальчиков и тусовки с друзьями.
Однако именно с друзьями Софи отправляется на экскурсию в Италию, где их настигает не только туристический восторг, но и работа Джея. Герои — взрослые и дети — оказываются втянуты в террористический заговор, которому они должны противостоять. На кону — ни много ни мало судьба мира. А по другую сторону добра и зла им усмехается авантюристка без стыда, совести и внутренних тормозов Нэнси (Анна Фэрис).
«Мой шпион: Вечный город» — кино, снятое исключительно для семейного просмотра. Поэтому неуклюжей комедии здесь больше, чем эффектного боевика и головокружительных погонь. Хотя и их хватает. Но взрывы в картине словно игрушечные, герои — чуточку фанерные, а сюжет лишен каких-либо излишеств. Всё потому, что в первую очередь она стремится обслужить ожидания именно самой юной аудитории, для которой чем проще — тем лучше. Это бондиана для детей и подростков — безопасная версия взрослого шпионского боевика, в котором постоянно кто-то умирает. В «Моем шпионе» жизнь побеждает смерть — в том смысле, что все злодеи, даже самые мерзкие, получают не пулю в голову, а куда более гуманное наказание в рамках действующей судебной системы. В вечной борьбе добра со злом последнее — вычурно карикатурно, а первое — в перьях и блестках.
При этом лента всё же пытается выйти за рамки чистого жанра — боевик запускает поколенческий разговор об отцах (биологических или названых) и детях. Взрослые ищут подход к своим бунтующим подросткам, которые всё меньше нуждаются в их опеке и боятся излишнего контроля. А молодежь пробует первые самостоятельные шаги во взрослой жизни — такой непонятной и увлекательной. Так происходит с девочкой Софи и с влюбленным в нее одноклассником Коллином, чей отец — также сотрудник спецслужб и коллега Джея. Попытка налаживания диалога между поколениями фильму не вредит, но и не привносит должной глубины. Уже упомянутая предсказуемость картонного сюжета на берегу дает зрителю понять, что все со всеми помирятся, обнимутся и будут таковы.
Тем поразительней, что у семейной комедии с юмором дела обстоят хуже, чем, пусть и очень условной, но всё же драмой. Шутки героев постарше часто балансируют на грани, а персонажи помоложе от них кринжуют. Невольно думаешь, что поколенческий мостик между ними выстроит не столько вдумчивый разговор, сколько отказ от плохого юмора, вызывающего разве что неловкость.
Но при всех спорных моментах «Мой шпион: Вечный город» — кино живописное. Да, с открыточной Италией, красоту которой еще несколько лет назад запечатлел во всех мыслимых ракурсах «Человек-паук: Вдали от дома». С той лишь разницей, что в блокбастере Marvel действие разворачивалось исключительно в Венеции, а здесь — в Венеции и Риме. Содержание лучше не становится, но хотя бы картинка радует глаз. Редко экшен-кино так сильно напоминает выпуск трэвел-шоу с героями, которым без золотой карточки, но с кучей преследователей на хвосте нужно спасти свой отпуск, жизни и по возможности будущее мира.
Режиссер дилогии Питер Сигал — давно сформировавшийся автор романтического и семейного кино. Свою карьеру он начал с пародийного третьего «Голого пистолета», продолжил вторым «Чокнутым профессором» и ромкомом «50 первых поцелуев», а с «Моим шпионом» вновь вернулся к пародиям — только уже на самого себя. Поразительно, но самобытней всего он раскрывается в формате сериала. В перерыве между очередными комедиями он поработал над культовыми «Бесстыжими» и снял крепкий проект «Хилы» про братьев-рестлеров, соревнующихся на ринге и за его пределами.
К слову про рестлинг: исполнитель главной роли, звезда «Стражей Галактики» Дэйв Батиста, упрямо следует путем Дуэйна Джонсона — своего коллеги по рестлингу, сумевшему стать большой голливудской звездой. Но в Джонсе больше то ли таланта, то ли везения. Да и на смену ему куда более уверенным шагом пришел Джон Сина — еще один коллега Батисты по рингу и супергероике. И кажется, предложение на образ очаровательного громилы — буквального воплощения добра с кулаками — опережает спрос. Индустрии и зрителю они в таком избытке не нужны.
Батисте очень повезло оказаться во франшизах «Дюна» и «Достать ножи», а также в продолжении «Бегущего по лезвию» с Райаном Гослингом. Но дилогия «Мой шпион» в этом стройном ряду кажется скорее ошибкой, которая рискует закрепить его не в статусе звезды блокбастеров, а как героя посредственных комедийных боевиков, от которых взрослые не смеются, а дети с них в ужасе сбегают.