«Миллиардер в трущобах»: Педагогическая дилемма
На больших отечественных экранах появилась трагикомедия режиссеров Янь Фэя и Пэна Дамо «Миллиардер в трущобах». Маленький герой растет в бедности и больше всего мечтает поступить в университет, чтобы обеспечить семье достойное существование. Он не знает, что на самом деле его мама с папой сказочно богаты, а мир, к которому он привык, создан искусственно. Разбираемся, что отличает кассовый хит из Китая.
Жил-был в Поднебесной богач. Увидел он, что первый его сын работать не привык и погряз в пороках. И решил богач, что второй, любимый сын вырастет другим человеком. Поселились они с женой и мальчиком в старом ветхом доме, где богач провел свое бедное детство. Мальчик рос, не подозревая, что он наследник огромного состояния. Родители говорили сыну, чтобы он отказывал себе во всём и усердно учился. Богач приставил к мальчику тайных соглядатаев, а мудрую женщину поставил изображать больную бабушку, и та воспитывала в нём скромность и послушание. Но, когда мальчик стал юношей, ему по воле богов открылась его судьба раньше, чем того хотел отец.
Таков мог быть сюжет китайского романа воспитания и тысячу лет назад, но это история из фильма «Миллиардер в трущобах». Приверженность к традициям, невзирая на перемены декораций, дело почетное. Нам же в современном китайском кино, которое заявлено как семейное, многое может показаться неожиданным, а то и пугающим.
Картинка и общая тональность фильма чем-то напоминают детское кино времен развитого сталинизма. Это заметно и в симфоническом саундтреке приподнятого настроения, и в заливающем всё солнечном свете, и в контрастном подтексте происходящего, который невольно начинаешь выискивать, чтобы не было слишком приторно. На доме, куда отец-экспериментатор (Шэнь Тэн) поселил сына, символическая дата постройки — 1956 год. Подобные кварталы под снос еще остались в некоторых китайских мегаполисах. Здесь родители мальчика изображают честных бедняков (и делают вид, что читают по вечерам умные книжки, пряча за обложкой смартфоны), а многочисленные подчиненные папы — добрых соседей. Один из них даже шпарит по вечерам Рахманинова на рояле, чтобы мальчик духовно развивался.
Когда маленький Ма Цзие — в начале фильма ему лет 11 — идет гулять, ему постоянно попадаются американские туристы, которые спрашивают, как пройти в библиотеку. А продавцы на рынке заставляют его решать арифметические задачки, чтобы вычислить стоимость покупки. В одном уморительном эпизоде ученый сосед пытается заинтересовать героя книгой «Как закалялась сталь», но Цзие говорит, что предпочтет «Железного человека». Ставят перед молодым человеком и моральные задачи: например, купить планшет для игр или накопить на новые ботинки для бедного отца. Будучи мальчишкой, Ма выбирает планшет, но лишь чтобы вернуть его спустя неделю, получив обратно деньги по акции, — похвальный пример восточной деловитости.
Естественно, «Миллиардера из трущоб» тут же сравнили с «Шоу Трумана». Сам же обаятельный герой и ребенком и старшеклассником напоминает Форреста Гампа. Пускай более смышленого, однако не настолько, чтобы разгадать обман родителей раньше выпускного класса. Похож Цзие на Форреста и любовью к бегу. И отец, чтобы мальчик не отвлекался от учебы, подрезает ему крылья, то есть ноги. Не буквально, к счастью, но всё же довольно жестоко — спровоцировав частичный паралич и разыграв обследование в больнице с постановкой ложного диагноза. Вообще, фильм демонстрирует впечатляющую, возможно, чисто китайскую смесь невинной слэпстик-комедии и шуток в духе журнала «Ералаш» с самым черным юмором — одна сцена мнимых похорон фальшивой бабушки многого стоит.
Также в одном из наиболее ярких эпизодов Ма Цзие к ужасу школьного учителя открыто выступает против диалектического материализма. Юноша утверждает, что некие метафизические силы контролируют его жизнь, управляют его судьбой, — неужели остальные не чувствуют того же самого? И в своем случае Цзие ведь прав на 100%.
«Миллиардер в трущобах» осторожно критикует некоторые архаичные традиции своей страны — вроде работы и учебы до седьмого пота и безоговорочного послушания родителям. С другой стороны, картина отказывается и от части клише, характерных для западного кино подобного рода: так, Цзие довольно внезапно отвергает свою школьную подружку, бедную и нескладную девушку. Молодой человек не знает, но чувствует, что он птица более высокого полета.
Вообще, «Миллиардер» — отнюдь не сатира на китайский капитализм и классовое расслоение. И всё же это фильм о КНР. Неслучайно Янь Фэй и Пэн Дамо, кроме лент о деньгах и пути к успеху, к которым примыкает «Миллиардер», участвовали в фильме-антологии с говорящим названием «Мой народ, моя родина». Интересно, что в снятой ими новелле герой также создает для своей жены искусственную реальность, «превращая» китайскую деревню... в Россию.
У работы Янь Фэя есть еще более мрачный предшественник, чем «Шоу Трумана» — это «Андерграунд» Эмира Кустурицы. Жестокий эксперимент по искажению реальности, который ставят над героями этих картин, отзывается действительным процессам в обществе. Ультрасовременные мегаполисы КНР выросли на кладбищах нищих коммуналок 1950-х годов, и, помня это, китайская нация занимается бесконечной самомуштрой, чтобы сделаться всех богаче, сильнее, быстрее. Естественно, китайский зритель найдет в «Миллиардере из трущоб» еще многое, живо отзывающееся. Нас же фильм может поставить в тупик, особенно если смотреть его с детьми: кино местами очень наивное, местами удивительно познавательное.