«Лунатики»: Жизнь в нелюбви
В отечественный прокат вышла новая работа Юрия Мороза («Угрюм-река», «Точка») — драма «Лунатики» с Викторией Исаковой в главной роли. Фильм стал обладателем нескольких наград: лучший сценарий Выборгского кинофестиваля и третье место в номинации «Лучший фильм» на «Новом сезоне». Рассказываем о запутанной картине, которая необычным образом поднимает вечную тему отношений родителей и детей.
На первый взгляд у Ренаты (Виктория Исакова) не жизнь, а мечта: успешная работа, огромный дом, молодой бойфренд (Дмитрий Чеботарёв), зачитывающий вслух собственные стихи. Идеальная картинка трещит по швам из-за сына. Никита (Степан Белозеров) — рэпер с наркотической зависимостью. Подробности отношений родственников раскрываются постепенно, пока следователь Иванов (Алексей Филимонов) пытается докопаться до правды: куда делся музыкант и неужели мать причастна к похищению собственного ребенка?
«Лунатиков» можно назвать совместным детищем супругов Виктории Исаковой и Юрия Мороза. Исакова не только исполнила главную роль, но и выступила продюсером. А режиссер между тем заявил, что фильм основан на реальных событиях, — фраза, которая сбивает с толку и заставляет взглянуть на сюжет немного другими глазами. Ведь «Лунатики» размышляют о вечной теме поколенческой пропасти довольно нестандартным образом. Если вам страшны спойлеры, просим сразу перейти к следующему абзацу: увы, не раскрыв все карты, порассуждать как следует о картине едва ли возможно. Дело в том, что основная часть сюжета строится вокруг так называемого компьютерного психозондирования. Главная героиня обращается к специалисту, чтобы тот буквально стер память сына и сделал из него нового человека. Отчаявшаяся Рената видит в экспериментальной технологии единственную возможность спасти Никиту от зависимости. Только вот после «промывки мозгов» пациент не сможет контактировать с людьми из прошлого. Мать теряет дитя, а сын получает шанс на светлое будущее: правда, финал намекает, что исход может быть вовсе не столь безоблачным. Мороз не стремится критиковать или поощрять действия героини: Рената — персонаж многогранный и противоречивый, вызывающий одновременно и жалость, и неприязнь. Действует ли она во благо сына или в надежде обрести свободу? Вопрос витает в воздухе и, кажется, не дает покоя не только зрителю, но и самой героине.
Фильм начинается с черно-белых фрагментов: на экране мелькает детство Никиты — одинокого мальчика, желающего обратить на себя внимание матери. Увы, Ренате не до ребенка. Холодность в семье сохранится и во взрослой жизни. Мороз показывает Никиту глубоко несчастным человеком, погруженным в наркотическую бездну: нетрезвое состояние — побег от реальности, крик о помощи, бунт против родных. Юноша спрашивает маму, любит ли она его. Но бизнес-леди не готова падать в омут нежности. Женщине чуждо проявление чувств: даже когда молодой любовник разбрасывается уменьшительно-ласкательными словами, Рената не приходит в восторг, а называет всё это пошлостью. Любопытно, что героиня Исаковой и сама страдает от родительского равнодушия. Режиссер показывает, как женщина пытается держать связь с собственной матерью (Надежда Маркина), но наталкивается на жестокость и непонимание. Нелюбовь как наследственная болезнь заразила всех членов семейства.
Смотреть «Лунатиков» — то же самое, что собирать пазлы: части цельной картинки разбросаны по всему фильму. Мороз делит историю на главы, иллюстрирует разные точки зрения и снова и снова перемещает действие от настоящего в прошлое. Не обошлось без карикатурных зумеров и претенциозных диалогов — удовольствие не для слабонервных. Нелинейность может запутать зрителя, которому необходимо внимательно следить за происходящим на экране, чтобы не упустить важные детали. В подобном формате, разумеется, есть свое обаяние и интрига: детективная составляющая способствует напряжению и без того тревожного фильма. К тому же полтора часа в компании Исаковой — далеко не худшее времяпрепровождение! Но всё же этого недостаточно для катарсиса: «Лунатики» оказываются непростительно перегруженным и громоздким фильмом, в пучине сюжетных линий которого сложно разглядеть четкую авторскую мысль и, что важнее, не потерять интерес.