«Кукушка» с Хантер Шафер и Дэном Стивенсом: О сестрах и монстрах
В Okko вышел мистический хоррор немецкого режиссера Тильмана Сингера «Кукушка». Производством картины занималась студия Neon, главные роли исполняют Хантер Шафер, Дэн Стивенс и Джессика Хенвик. 17-летняя Гретхен приезжает вместе с семьей отца на альпийский курорт и сталкивается с загадочными экспериментами среди лесов. Объясняем, почему фильм не столько пугает, сколько смешит и не оправдывает высоких ожиданий.
17-летняя Гретхен (Хантер Шафер) после смерти матери вместе с отцом Луисом (Мартон Чокаш), его новой женой Бет (Джессика Хенвик) и не разговаривающей сестрой Альмой (Мила Лье) приезжает на лето на альпийский курорт. Американка чувствует себя среди них чужой. Чтобы отвлечься от утраты и хоть как-то убить время вдали от дома, девочка-подросток устраивается на ресепшен в отель герра Кёнига (Дэн Стивенс). Хозяин места знаком с Луисом и Бет уже несколько лет: когда-то пара здесь уже отдыхала. Только в гостинице творятся странные события: постояльцев не так много, всех гостей женского пола тошнит, а ночных смен после 10 нет. Владелец отеля явно что-то скрывает, а как-то раз во тьме за Гретхен на велосипеде бежит странная женщина в платке и очках. Издает странное существо высокочастотные звуки, от которых Альме вскоре становится плохо.
«Кукушка» — второй фильм молодого немца Тильмана Сингера после «Медиума». У постановщика вырос бюджет, а в кадр попали голливудские звезды. Но связь с родиной у автора сохранилась в виде титра в начале — «Баварские Альпы. Германия». Производством занималась студия Neon, ответственная за «Собирателя душ», «Бескрайний бассейн» и «Преступления будущего», а премьера прошла на Берлинале. Вводные обещали неординарный и изобретательный хоррор, но, к сожалению, запала автору хватило в лучшем случае на первую половину фильма.
Картина распадается на несколько потенциально любопытных сюжетных линий, каждая из которых либо не доводится до логического завершения, либо сводится к пародии. Спрятанный в глуши и от посторонних глаз величественный отель заставляет вспомнить «Сияние», но, в отличие от Кубрика, Сингер никак не использует локацию. Тревожных проездов на велосипеде по гостинице ожидать не стоит; лифты, наполненные кровью, простаивают; демонических близнецов не поселили. Обидно, что изолированная обстановка тихого места использована по минимуму. Разве что в начале фильма мы пристально смотрим на деревья вокруг отеля под тревожные завывания саундтрека.
Владелец отеля с первых же минут вызывает подозрения. Вопрос заключается только в том, какого сорта злодеем Кёниг окажется. Стивенс прекрасен в роли антагониста. Непонятно только, насколько Сингер планировал сделать его карикатурным. Впрочем, весь фильм ближе к финалу превращается в комедию, и снова неизвестно, намеренный это ход или промах постановщика. Кёниг самозабвенно толкает речи о вымирании человеческого вида и необходимости размножения в чудовищных лабораторных условиях. Безумный ученый, свихнувшийся на репродуктивном насилии, получается ярче всех. Кёниг даже изящно обращается с дудочкой, как Гамельнский крысолов из средневековой легенды. Только жертвами становятся не дети, наоборот, хозяин отеля якобы заботится о подрастающем поколении.
Другая важная повествовательная ветка «Кукушки» — переживание утраты. Главная героиня продолжает записывать матери аудиосообщения и слушать ее голос на автоответчике. Отец занят женой и дочерью, друзей в Германии у девушки нет, так что поначалу рассказам американки о таинственных происшествиях в отеле никто даже не верит. Наверное, Сингеру интересно порассуждать о тотальном отчуждении главной героини и полном отсутствии близких людей после смерти матери, но, как и в случае других тем, получается лишь набросок.
«Кукушке» не удается заинтриговать или хотя бы пощекотать зрительские нервы. На первых порах интересно приглядываться к монстрам, обитающим в лесах вокруг отеля, и пытаться разобраться в природе издаваемых ими диковинных звуков. Но Сингер слишком быстро выкладывает карты на стол, да еще и не самые сильные. Не очень понятно, какого же эффекта хотел добиться немецкий автор. Если напугать аудиторию, то задача провалена. Если же Сингер хотел сделать пародию на современный хоррор с поклонами к мастерам жанра прошлого, то зачем было звать Стивенса и Шафер вместе со студией Neon? К тому же ближе к концу фильм всё равно умудряется утомить.
Любопытно посмотреть, куда теперь повернется карьера немецкого режиссера. Придется ли ему возвращаться на родину, или же американские студии вновь дадут солидный бюджет на новый эксперимент? На Сингере рано ставить крест, но «Кукушку» во многом можно назвать неудачной, с какой стороны к картине ни подходи.