Хоррор «Замри»: Игра в помирашки
В российском прокате триллер о временно парализованной женщине, которая должна укрыться от маньяка. Продюсированием фильма занимался Сэм Рэйми, в главных ролях снялись звезда «Ветреной реки» Келси Эсбиль и знакомый по сериалу «Рэтчед» Финн Уиттрок. Разбираемся, почему эксперимент обернулся скорее неудачей.
Айрис (Эсбиль), проснувшись в постели с мужем, едет к туристической тропе, чтобы забраться на гору, откуда некогда упал и разбился ее сын. Она обреченно стоит у самого обрыва, и неожиданно к ней обращается дружелюбный мужчина Ричард (Уиттрок). Слово за слово, он уже рассказывает ей собственную трагическую историю об автокатастрофе, завершая монолог воодушевляющей фразой «сломленный не обязательно означает безнадежный». Айрис решает повременить с самоубийством, и они вместе спускаются к машинам, где всё еще приятный на вид мужчина вводит героине «расслабляющую сыворотку». У Айрис есть 20 минут, чтобы сбежать и спрятаться, пока ее тело полностью не парализует на час.
Легко представить, как творческий дуэт Брайана Нетто и Адама Шиндлера разрабатывал идею «Замри». А что если перед самоубийством кто-то похитит вас не просто, чтобы убить, но с садистскими целями? Найдутся ли силы побороться за жизнь? Своего рода фантазия на тему столкновения депрессии и реальной физической угрозы.
Режиссеры, видимо, догадываясь о легкомысленности такой проблематики, продолжили мыслительный эксперимент. И дошли до фокуса с обездвиживающей инъекцией. Ведь в каком-то смысле депрессия и есть невозможность двигаться, замыкание своего тела. Такой ракурс выглядит интригующе, даже с претензией на новый виток в развитии классического сюжета про «кошки-мышки» с маньяком. Да и просто любопытно, как будет развиваться история, если потенциальная жертва не в состоянии дать даже минимальный отпор. На деле с концептом получилось не всё гладко.
В сценарии достаточно дыр, которые трудно списать на пресловутую художественную условность. Например, глупые оплошности Ричарда прописаны исключительно ради продвижения сюжета в нужном русле. Сам Ричард напоминает главного героя Джоша Хартнетта из недавней «Ловушки». Он мило, по-отечески беседует по телефону с дочкой и женой, а также обладает мощным навыком убеждения. Только когда Ричард начинает излагать свою мессианскую теорию убийств, всё очарование испаряется и его образ сжимается до очередного кинопсихопата. При этом внешность Уиттрока органично подошла такому несуразному убийце.
С Келси Эсбиль сложнее: ее перфоманс зачастую сведен к крупным планам глаз, кистей рук или еще какой-то части, к которой возвращается мышечный контроль. Однако в сцене на заправке актриса проявила себя впечатляюще. Парализованная Айрис, сидя в машине, видит, что спасение рядом — буквально за окном автомобиля, мимо которого слоняются ничего не подозревающие люди. Но подать сигнал невозможно. Всё, что у нее есть, — застывшее выражение лица, со стороны обычное для слегка утомившейся и расстроенной женщины.
А как тогда режиссеры поддерживали уровень динамизма, если героиня буквально обездвижена? Например, с помощью сил природы. Айрис спрыгивает в горную реку за минуту до полной интоксикации. Камера-дрон берет живописный план, подчеркивающий беспомощность героини, и мы видим, как ее несет течением по каменным порогам. Следующим эстафетную палочку берет добрый фермер, подбирающий ее на берегу. И тут снова Айрис приходится полагаться на случай: не сделает ли незнакомец с женщиной чего плохого?
Один из самых показательных эпизодов — сцена пожара. Ричард поджигает дом, в котором прячется Айрис. Так и не обнаружив ее за диваном (!), он собирается уезжать, но в последний момент замечает изобретательный сигнал жертвы о помощи. Эта сцена сильнее всех хочет быть хичкоковской, опираясь на классическую формулу саспенса, но при этом ощущается слишком искусственной. И, к слову, кажется, это первый маньяк в кино, который дважды спасает свою жертву от смерти. Как к этому относиться, пока непонятно.
«Замри» — жанровый аттракцион, в котором ради воплощения экспериментальной задумки создатели пожертвовали правдоподобием и убедительностью. Но, с другой стороны, это всё еще лучше конвейерных триллеров с большими бюджетами: здесь хотя бы видна попытка сделать что-то особенное.