«Ловушка» М. Найта Шьямалана: Путеводный маньяк
В международный прокат вышел новый фильм М. Найта Шьямалана «Ловушка» — история об отце и дочери, которые вместе отправляются на концерт поп-звезды и, оказавшись внутри, узнают, что в зале идет охота на маньяка. Рассказываем, как автор «Сплита» и «Шестого чувства» справился с типично хичкоковским сюжетом о преступнике, у которого земля горит под ногами.
Купер (Джош Хартнетт), бравый пожарный и примерный семьянин, ведет 12-летнюю дочь Райли (Ариэль Джой Донохью) на концерт ее любимой певицы Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). Зал забит девочками-подростками, все визжат и танцуют. Однако Купер почти не смотрит на сцену. Он тревожно озирается по сторонам: полицейские, которых на концерте явно больше, чем обычно, выхватывают из толпы взрослых мужчин и уводят в неизвестном направлении. Тайну герою раскрывает болтливый продавец фанатских футболок. Оказывается, выступление Леди Рэйвен — ловушка для серийного убийцы по прозвищу Мясник. Полиция знает, что он в зале, и намерена его задержать. Купера эта новость совсем не радует.
Главный сюжетный твист раскрывается в первые же минуты (хотя вообще-то о нём можно было догадаться еще по трейлеру). Если вы пока не смотрели «Ловушку» и принадлежите к числу зрителей, которые боятся спойлеров как огня, самое время закрыть этот текст. Остальные уже наверняка поняли, что персонаж Джоша Хартнетта и есть тот самый Мясник. На протяжении всего фильма он будет с переменным успехом уворачиваться от преследователей.
У картины несколько источников вдохновения. Первый — музыкальная карьера Салеки Шьямалан, дочери режиссера и исполнительницы роли Леди Рэйвен. Специально для фильма она написала целый саундтрек, а гордый отец срежиссировал ей впечатляющее концертное шоу, которое стало частью «Ловушки». Второй источник — реальная операция «Флагман», проведенная в Вашингтоне в середине 80-х. Полиция тогда отправила сотне беглых заключенных бесплатные билеты на американский футбол, а потом спокойно провела массовый арест.
Если определяться с жанром, то это точно не хоррор. Экранные деяния Мясника, вопреки его жуткому прозвищу, носят скорее вегетарианский характер. Кинотеатры давно не видели настолько безобидного маньяка, он даже случайно попавший к нему в руки нож без колебаний возвращает владельцу. Всё кровавое остается строго за кадром. «Ловушка» — классический триллер про игру в кошки-мышки, причем триллер с элементами комедии. У Шьямалана, как известно еще по «Визиту» и «Сплиту», отличное чувство юмора, и тут он находит ему идеальное применение: убийца вынужден выпутываться из сложной ситуации, сохраняя маску хорошего папы и своего парня. Хартнетт, каждые десять минут виртуозно меняющий дружелюбную улыбку на нервную кривую усмешку, доказывает, что его рановато выписали из большого кино.
А еще тут много откровенного, дурашливого синефильства. По всему фильму разбросаны отсылки к Хичкоку, основная коллизия — зритель фактически сидит в голове у убийцы и вынужден ему сопереживать — тоже заимствована у британского мастера ужасов. Финал — прямая цитата из «Психо». Сам режиссер в интервью поминает другой шедевр о маньяке: свою картину он называет «„Молчанием ягнят“ на концерте Тейлор Свифт». На роль опытной профайлерши, которая составила портрет Купера и руководит полицейской операцией по его поимке, Шьямалан берет актрису Хейли Миллс, звезду классического диснеевского хита 60-х «Ловушка для родителей». Здесь она тоже готовит ловушку, и тоже для родителя — вряд ли такое можно счесть простым совпадением. Наконец, присутствует сцена после титров — очень смешная, не пропустите.
Всё это может разочаровать давних поклонников режиссера, которые до сих пор ждут от него и его команды либо шоковых ходов в духе «Шестого чувства», либо актерской эквилибристики вроде той, что явил в «Сплите» Джеймс МакЭвой. Ничего даже отдаленно похожего в «Ловушке» нет, это кино дает публике ровно то, что ожидалось по трейлерам: бодрую и нескучную прогулку в обнимку с маньяком. На большее картина на первый взгляд не претендует, хотя и затрагивает по касательной обожаемые Шьямаланом темы детских травм и вуайеризма.
В то же время режиссер, кажется, никогда не был столь откровенен со зрителем. В персонаже Хартнетта легко узнается он сам — контрол-фрик, одержимый кино, создающий в своей голове целые миры с говорящими покойниками и злыми супергероями, и в то же время любящий муж и заботливый отец троих дочерей. Куперу, ведущему двойную жизнь, в фильме тоже противостоят исключительно женщины: дочь-подросток, мать, фактически замещающая ее профайлерша, жена, поп-звезда. Чтобы продолжать свои темные дела, ему нужно их обставить, обмануть, обхитрить. И желательно бескровно. В эпоху, порицающую токсичную маскулинность и дисбаланс власти, Шьямалан находит оригинальный (и весьма остроумный!) способ не отказываться от любимых антигероев: он просто сооружает для них новый пьедестал.