Хоррор «Полночь с дьяволом»: Адское вечернее шоу
В Okko вышел один из самых изобретательных и смешных хорроров прошлого года. Это история одного чумового эфира, который вышел из-под контроля. Объясняем все поп-культурные отсылки хоррора и напоминаем, что погоня за рейтингами бывает смертельно опасна. Спешите увидеть!
Америка, 1970-е. Ведущий передачи «Ночные совы» Джек Дэлрой (Давид Дастмалчян) уже несколько лет борется с «Вечерним шоу Джонни Карсона», но первенство по рейтингам держит конкурент. Джека любит публика и руководство канала, но он остается вечно вторым. Ведущий практически не бывает дома, полностью отдаваясь работе. Любимая жена Дэлроя Мэделин (Джорджина Хэйг) скоропостижно умирает от рака, и звезда телевидения думает оставить «Ночных сов». В Хэллоуин 1977-го в отчаянной попытке все-таки побить Карсона Джек собирает необычный специальный выпуск. На шоу приглашены умеющий общаться с духами умерших Кристу (Файсаль Баззи) и известный скептик, не доверяющий всему паранормальному, Кармайкл Хэйг (Йен Блисс). Однако главным гвоздем программы является девочка Лилли (Ингрид Торелли), выросшая в сатанинской секте, а теперь одержимая демоном. Ребенка сопровождает психиатр Джун Росс-Митчелл (Лаура Гордон). До финала спецвыпуска доживут не все.
Братья Кэмерон и Колин Кернсы снимают хорроры уже более десяти лет, но «100 кровавых акров» и «Пугающая кампания» — два предыдущих проекта авторов — большой славы не снискали. У вот у «Полночи с дьяволом» есть все шансы стать хитом. После премьеры на прошлогоднем фестивале SXSW картина полюбилась как критикам, так и первым зрителям. Сразу заметим, что хвалебные отзывы заслуженны.
Фильм открывает сделанный под хронику фрагмент, показывающий сумасшедшее напряжение в американском обществе во второй половине 1970-х. Нефтяной кризис, множество серийных убийц на охоте, природные катастрофы и общий высокий уровень преступности. В 1981-м на экраны вышла шокирующая документальная картина «Убивая Америку», старавшаяся передать все ужасы времени, сильно сгущая краски. Кернсы явно вдохновлялись фильмом-предупреждением. Режиссеры несколькими сильными кадрами погружают зрителей в состояние той эпохи, передают чувство тревоги в социуме.
Авторы неслучайно выбирают 1970-е годы. Это не беззаботные 1950-е, когда американцы смотрели ситкомы, потребляли новые продукты и считали, что всё худшее позади. Но это и не 1990-е и 2000-е, когда появился интернет, а телевидение несколько потеряло влияние над умами граждан Штатов. В конце 1970-х у американцев еще свежи воспоминания о войне во Вьетнаме, доверия к властям нет, а потому возникает благодатная почва для различных конспирологических теорий. Кроме того, ведущие телевизионных шоу не очень переживают по поводу волнительного состояния, в которое могут ввести зрителей, а больше заботятся о рейтингах. Впрочем, скандалы, тайны и страсти-мордасти хорошо продаются и сегодня. В наше время вечерние шоу существуют и пользуются популярностью, но полвека назад продюсеры и авторы еще играли с форматом, были возможны эксперименты. Так что спецвыпуск «Ночных сов» на Хэллоуин выглядит вполне реалистично.
Фильм представляет собой мокьюментари. Закадровый голос сообщает нам предысторию передачи и ее ведущего, а потом сообщает, что пленка с выпуском была найдена позднее. Режиссеры стилизуют изображение под телевидение 1970-х, так что спустя несколько минут после начала мы словно бы переносимся в прошлое. Удивительно, но даже забавные рекламные паузы и милые беседы с разодетыми в костюмы зрителями в студии вызывают тревогу. Что-то должно случиться — жанр и форма обязывают.
Все гости «Ночных сов» являются яркими героями своего времени. Авторы одновременно посмеиваются над паранормальными талантами Кристу и Лилли, но в то же время оставляют простор для трактовок, не отметают возможность существования демонов в нашем мире и разговоров с умершими. Впечатляет внимательное и чуткое отношение Кернсов к другой эпохе, все детали так или иначе взяты из жизни.
Мы узнаем, что ведущий Джек посещает загадочный клуб «Роща», который вроде бы практикует сомнительные ритуалы и обряды. Богемский клуб с противоречивой репутацией есть на самом деле. Сама идея специального хэллоуинского выпуска «Ночных сов» напоминает об эпизодах «Шоу Дона Лэйна», на котором тоже призывали дьявола ради повышения рейтингов. Кристу — собирательный образ, составленный из черт Удивительного Крисвелла и Невероятного Крескина. Оба часто появлялись на телевидении в 1970-е и впечатляли публику телепатическими талантами. В биографии Кармайкла Хэйга нетрудно разглядеть факты из жизни Джеймса Рэнди, сначала известного иллюзиониста, а затем скептика, критика всего паранормального. Линия Лилли и доктора Росс-Митчелл отчасти вдохновлена предысторией создания книги «Мишель вспоминает», давшей начало сатанинской панике, которая охватила Штаты на несколько лет. В состоянии глубокого гипноза пациентка Мишель Смит «вспомнила», что в детстве стала жертвой насилия со стороны культа, поклонявшегося дьяволу. На основании слов Мишель, которая в течение 14 месяцев вещала о давних ужасах, доктор Лоуренс Пэздар написал популярную книгу. У Лилли и доктора Росс-Митчелл другие отношения, но после терапии с девочкой психиатр написала «Разговоры с дьяволом». Лилли росла в сатанинском культе Шандора Д’Або (Стив Музакис) — внешне чрезвычайно похожего на Антона Шандора ЛаВея, основателя и верховного жреца «Церкви Сатаны». Конечно, одержимость Лилли демоном и даже прозвище злой сущности (Мистер Ползун) заставляют вспомнить «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. Кернсы позволяют зрителям вспомнить множество любопытных сюжетов из частично забытого прошлого Америки. Однако даже и без всех поп-культурных отсылок «Полночь с дьяволом» чрезвычайно интересно смотреть.
Естественно, важной и центральной темой является погоня за рейтингами. В ущерб приносятся и семья, и чувство вкуса, и даже зрители. Дэлрой рвется к славе и готов буквально на всё, чтобы одолеть конкурентов по прайм-тайму, — можно даже заключить сделку с дьяволом. В итоге эфир превращается в психологическую пытку ведущего, который поздно осознает свои ошибки.
Хорроры должны пугать публику, и «Полночь с дьяволом» прекрасно справляется с этой задачей. Это не просто любопытная ретро-стилизация, а оригинальный фильм ужасов, собирающий воедино старые страхи американского общества и передающий их через самый популярный для своего времени медиум. А еще это поучительная история взлета и падения одного выдуманного телеведущего. Накал страстей повышается, достигая страшного апогея в финале. У картины Кернсов есть все шансы стать современной классикой, настолько это выверенное сочетание формы и содержания. Фанаты хоррора точно не должны пропускать «Полночь с дьяволом». Встреча поразительная и страшная.