«Катастрофа»: Облачно, возможны кислотные осадки
В подписке Okko появился французский экохоррор «Катастрофа». Срежиссировал картину Жюст Филиппо, который продолжает тему «казней египетских» после предыдущего фильма «Рой» о нашествии саранчи. Рассказываем, чем фильм способен удивить и почему для фанатов жанра он скорее станет разочарованием.
Глобальное потепление окончательно добивает планету, в результате чего по всей Земле начинают выпадать кислотные осадки, которые разъедают любые материалы и ежедневно уносят жизни. Сельма (Пейшнс Мюнхенбах) учится в школе-интернате на севере Франции, не очень ладит со сверстниками и обожает заниматься конным спортом. Кислотные тучи как раз застают девочку в момент прогулки на лошади по лесу. На помощь Сельме отправляются ее разведенные родители Мишель (Гийом Кане) и Элиз (Летиция Дош). Вскоре семья воссоединяется, и теперь герои вынуждены отправиться на восток страны в поисках безопасного укрытия у брата Элиз.
«Катастрофа» впервые была показана вне конкурсной программы на Каннском фестивале, а выросла из короткого фильма, снятого Филиппо еще в 2018 году. Лента представляет собой роуд-муви с элементами экохоррора, где динамичные попытки укрыться от гибельного дождя перемешаны с нервными криками, диалогами на повышенных тонах и попытками режиссера внести во всё происходящее социальный комментарий. Кислотный дождь — незаезженный повод для апокалипсиса в кинематографе, так что у картины были все шансы рассказать нестандартную и запоминающуюся историю, но что-то пошло не так.
Первые проблемы становятся заметны еще в экспозиции, когда зрителя очень схематично знакомят с главными героями. В первых сценах трудно определить кровное родство между персонажами, и какая-то связь между ними начинает прослеживаться лишь ближе к началу основного конфликта. Подобная странная работа с героями наблюдается и далее по ходу развития сюжета. Мишель недолюбливает брата Элиз Бриса (Клеман Брессон), так как тот — зажиточный бизнесмен, но сложно проследить, откуда растут ноги у такой пролетарской ненависти. Герой Гийома Кане очень любит философствовать о том, как даже посреди апокалипсиса богатые угнетают бедных, но подобные фразы порой воспринимаются комично.
Работа с социальной и экологической повесткой — это вообще одна из самых слабых сторон фильма. Природа возникновения кислотных дождей так и остается загадкой, на которую никто не дает ответа. Пару раз в начале ленты можно услышать по радио на фоне, как какие-то эксперты обсуждают глобальное потепление, но этим всё и ограничивается. Создается ощущение, что токсичные осадки свалились на человечество не за какие-то конкретные экологические грехи, а просто ради того, чтобы запустить историю. Социальный пафос же сводится к тому, что персонаж Кане всегда патологически ощущает себя жертвой неравенства и периодически высказывает свое недовольство этим фактом всем окружающим.
Другая важная проблема картины — очень неровный темп повествования. Экспозиция занимает слишком много времени, при этом ничего толком не рассказывая о героях и никак их не углубляя. Похвалить можно разве что динамичный второй акт ленты, где кислотные осадки заставляют персонажей всё время двигаться, переживать серьезные лишения и пытаться подстроиться под новые условия. Но всё хорошее вновь испаряется из фильма уже ближе к финалу, когда герои начинают вести себя безрассудно и хаотично.
Однако стоит отметить, что визуально картина выглядит неплохо. Филиппо смог зрелищно показать начинающийся кислотный апокалипсис при помощи практических эффектов и грима. Даже учитывая скромный бюджет ленты, в ней всё равно хватает запоминающихся сцен и моментов, где удачно обыгрывается сеттинг. Дополнительно на погружение работает убедительный саунд-дизайн: токсичный ливень всегда звучит очень тревожно и даже пугает. За счет этого у фильма в целом получается передать напряженную атмосферу, которую нарушают лишь не самые логичные поступки героев.
У Филиппо в «Катастрофе» получилось создать по-настоящему безнадежный мир, в который хочется верить именно за счет его своеобразного мрачного очарования. Но режиссеру не удалось поместить в придуманную реальность интересных персонажей, которым хотелось бы сопереживать. Возможно, картине всё же было бы лучше оставаться в формате короткого метра.