Опубликовано 19 марта 2024, 10:37
5 мин.

«Истоки» из конкурса Венеции: Откуда растет неравенство

Поделиться:
«Истоки» из конкурса Венеции: Откуда растет неравенство

В зарубежных онлайн-кинотеатрах состоялась цифровая премьера биографической драмы Авы ДюВерней «Истоки». Премьера картины состоялась в основном конкурсе прошлогоднего Венецианского фестиваля. Фильм не участвовал в гонке за престижные награды — «Оскар» и «Золотой глобус», что вызвало недовольство американской постановщицы.

Начало 2010-х. Журналистка и обладательница Пулитцеровской премии Изабель Уилкерсон (Онжаню Эллис) недавно опубликовала дебютную книгу «Тепло других солнц» о миграции афроамериканцев с Юга на Север. Ее жизнь состоит из презентаций и выступлений, но Уилкерсон решительно настроена взять паузу и посвятить время пожилой матери, которая только что перебралась в специализированный пансионат. Бывший редактор (Блэр Андервуд) при этом упорно склоняет Уилкерсон высказаться по поводу резонансного убийства Трейвона Мартина, которое гремит в СМИ похлеще предстоящих президентских выборов. Патрульный-доброволец застрелил 17-летнего чернокожего подростка, который вышел в магазин за «Скиттлс», потому что тот показался ему подозрительным. Несмотря на обещанные передовицы и эксклюзивные материалы, Изабель заявляет, что пока дело вызывает у нее одни вопросы, а она привыкла писать ответы. Именно с этих вопросов и начинается история главного героя необычного байопика — ее будущего бестселлера «Касты. Истоки неравенства в XXI веке».

Ава ДюВерней сняла биографию не человека, а книги: от момента зарождения идеи до публикации. При этом она обошлась без клишированных сцен перед экраном, озарений и закадровой речи, иллюстрирующей ход мыслей (не считая совершенно комических зарисовок с доской и маркером в финале). Истории из книги просто органично вплетаются в сцены жизни Уилкерсон, собравшей их под одной обложкой. Отправной точкой путешествия становится вопрос журналистки, обращенный к редактору: «Почему всё вокруг такое расистское?» Вопрос, конечно, риторический, но позволяющий заметить существенную подмену: расизм в США считается причиной социального неравенства, но что, если он всего лишь следствие какого-то более древнего, затронувшего и другие сообщества и континенты зловещего механизма расчеловечивания? Изучая историю Холокоста и угнетения далитов («неприкасаемых») в Индии, Уилкерсон находит в этих процессах общий корень зла, которое всё ещё процветает, потому что большинство продолжает его игнорировать.

Рецензия на фильм «Истоки»

Главную роль исполняет Онжаню Эллис, номинантка на «Оскар» за «Короля Ричарда»

Кадр из фильма «Истоки», реж. Ава ДюВерней, 2023

ДюВерней — настоящий режиссер-иконоборец, сделавший вопросы социальной справедливости главной темой фильмографии. Первая чернокожая победительница «Сандэнса» (с картиной «На полпути в никуда» 2012 года), ДюВерней известна активной гражданской позицией не меньше, чем своими фильмами. Она основала собственную медиакомпанию, которая продвигает фильмы женщин и афроамериканцев и выделяет гранты на образовательные антирасистские программы. ДюВерней также сняла номинированную на «Оскар» и «Золотой глобус» драму «Сельма» о протестах Мартина Лютера Кинга и мини-сериал «Когда они нас увидят» о компании афроамериканцев и мексиканцев из Гарлема, ложно осужденных за изнасилование. Не менее громким высказыванием стал ее документальный фильм «13», в котором ДюВерней показывает, что, несмотря на 13-ю поправку, отменившую рабство в США, система правосудия всё еще красноречиво обнажает расовое неравенство. Столь пространная биографическая справка о создательнице «Истоков» неслучайна — она, как и ее героиня, тоже на протяжении всей карьеры рассказывает чужие истории угнетения, так что, похоже, может считать писательницу своим альтер эго. По крайней мере, у обеих возникла необходимость углубиться в проблему и конкретизировать понятия, чтобы перестать списывать слежку в универмаге и линчевание на один и тот же «расизм», ставший объяснением для всего и в то же время ничего не объясняющий.

«Истоки»: обзор фильма, трейлер, кадры, рецензия

Бюджет фильма оценивается во внушительные 38 млн долларов

Кадр из фильма «Истоки», реж. Ава ДюВерней, 2023

ДюВерней показывает, как гипотеза о связи механизмов угнетения будто сама по себе постепенно обрастает плотью живой истории и красноречивых фактов. Сразу после беседы с немецкими интеллектуалами, усомнившимися в уместности сравнения рабства и Холокоста, Уилкерсон находит подтверждение — немецкие юристы в 1930-е вдохновлялись расовыми законами Джима Кроу. Там, где история не предлагает неопровержимых рифм, в ход идут более кинематографичные: в 1950-е на детской вечеринке у бассейна чернокожему мальчику не разрешается трогать воду точно так же, как маленькому индусу Амбедкару, будущему лидеру «неприкасаемых» и борцу с кастовой системой. Кинга в Индии называют «неприкасаемым», а Амбедкар, путешествуя по Америке, сочувствует угнетенному афроамериканскому населению. Так ДюВерней и Уилкерсон аккуратно нанизывают факты один за другим, повышая эмоциональный градус от сухой теории до трагедии отдельных судеб и страдающих на экране детей. Мучить детей в кино, к слову, любил Сергей Эйзенштейн — мастер действенного и манипулятивного кино. Именно такими пропагандистскими, эмоционально убедительными и прошибающими (исключительно в положительном ключе) получились и «Истоки». Красноречив в этом смысле и космически высокий рейтинг: 97 % на Rotten Tomatoes от непрофессионалов, что для разговорного, неторопливого и непомерно длинного байопика — случай исключительный.

«Истоки», 2023

Изабель Уилкерсон опубликовала книгу «Касты. Истоки неравенства в XXI веке» опубликовала книгу в 2020 году. Нон-фикшен тут же стал бестселлером в США

Кадр из фильма «Истоки», реж. Ава ДюВерней, 2023

При всей революционной доходчивости творение ДюВерней лишено назидательности и дидактичности. Этого эффекта удается добиться тем, как элегантно личное горе в жизни главной героини (за время перерождения ее гипотезы в книгу Уилкерсон теряет мужа, мать и любимую кузину) резонирует с эмпатией и сочувствием, с которыми она говорит о героях своей книги. Защитницы прав меньшинств ведут разговор об угнетении без желания обвинять и без жажды реванша. Кажется также, что о том, как бороться с этой заразой, Изабель Уилкерсон знала задолго до того, как закончила книгу. В самой невероятной сцене фильма писательница рассказывает сантехнику-трамписту в кепке MAGA (Make America Great Again) о своей утрате и расспрашивает его о матери. За пару минут, раскрывая перед гостем с явными предубеждениями против афроамериканцев события личной биографии, она из «черной женщины» становится для него просто человеком, переживающим утрату, таким же одиноким, как он сам. Здесь и далее авторам удалось сломать главный механизм расчеловечивания — обезличивание, сведение всех неугодных к массе, лишение их человеческих персональных качеств и свойств. Уилкерсон и ДюВерней возвращают жертвам угнетения имена и частную историю, показывают, что боль всегда персональна и индивидуальна, обезличено только зло, и это достойный реванш.

Новое в подписке

Лучшее в подписке