«Индиана Джонс и колесо судьбы»: Цифровой артефакт
На иностранных стримингах появилась пятая часть приключений самого известного археолога в мире кино — «Индиана Джонс и колесо судьбы». Премьера картины с нестареющим Харрисоном Фордом прошла во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.
Каннская премьера нового «Индианы Джонса» оказалась событием странным. Неподходящее подобному проекту место акцентировало неподходящее ему время. Да что там, примерно то же самое можно было сказать и про «Королевство хрустального черепа», которое вышло аж 15 лет назад. Не то чтобы кто-то чего-то ждал — связка не Спилберга (пускай это даже Джеймс Мэнголд, режиссер далеко не последний) и Disney в данном контексте заведомо гарантировала выстрел вхолостую. Да, было громко, но и провал последовал соответствующий. Главный вопрос таков: а зачем нужен Индиана Джонс сейчас? Впрочем, отпадет он сразу же после вступительных титров, как только нашему взгляду предстанут сам герой и главная уставшая звезда, утопленные в формальдегиде цифровых технологий. Ответ? За его нелитературной и более экспрессивной версией лучше обратиться к одураченным ностальгирующим фанатам, купившим подделку.
Фильм открывается нацистской (опять) паникой. Немецкие солдаты отказываются принимать факт скорого поражения. Фюрер жаждет заполучить древний артефакт, за которым также охотится Инди (конечно, Харрисон Форд), аккурат угодивший в лапы врага. Чудом избежав смерти, он бросается на поиски реликвии и по пути спасает своего друга и коллегу Бэзила Шоу (Тоби Джонс). Вскоре выясняется, что объект гитлеровского воздыхания — лишь качественная реплика. Зато среди награбленных фашистами артефактов есть половина подлинника, способного определять трещины во времени и вершить судьбу человечества, — речь об антикитерском механизме, изобретенном Архимедом. Герои узнают о нем из подслушанного разговора астрофизика Юргена Фёллера (Мадс Миккельсен) с одним из немецких офицеров (Томас Кречман). Пережив маленькую войну и прихватив с собой бесценную реликвию, Инди и Бэзил выбираются с территории врага.
Открывающий эпизод больше напоминает о «Звездных войнах» или очередном детище Marvel, чем о серии похождений бравого расхитителя. Этот 20-минутный почти мультик, в котором омоложенный Харрисон Форд лихо бегает по зловещей долине хромакея, — одно из самых унылых экшен-зрелищ года. Не считая придумки с подбитой немецкой зениткой, решетящей свой же поезд и своих же солдат, всё остальное сливается в грязно-оранжевую компьютерную какофонию. И это-то в «Индиане Джонсе», где остроумие трюков всегда перекрывалось только беспринципной смекалкой главного героя.
После пролога фильм берет небольшую паузу, чтобы обозначить все будущие фабульные нити. Инди просыпается у себя дома уже в 1969 году. «Аполлон-11» только что приземлился на Луну, Америка ликует. А вот у постаревшего археолога поводов для радости немного — к этому времени его сын Матт уже погиб во Вьетнаме, а жена, не сумевши справиться с горем, ушла. Он всё так же преподает в колледже, но уже с куда меньшим запалом. На одну из его лекций приходит Хелена Шоу (Фиби Уоллер-Бридж), дочь того самого Бэзила, с которым герой удирал от немцев в 1944-м с антикитерой за пазухой и который вскоре сошел с ума, пытаясь разгадать секрет Архимеда. Девушка хочет заполучить могущественный механизм, но у нее нет информации о местонахождении его второй части. Вскоре они сталкиваются с бандой головорезов, приспешников доктора Фёллера, непонятно как выжившего после удара головой о железный прут и падения с несущегося поезда 25 лет назад. Так запускается калейдоскоп дальнейших приключений героев по уставшему ландшафту среднестатистического блокбастера.
Страны и стихии сменяют друг друга с неописуемой скоростью. В какой-то момент можно поймать себя на мысли, что смотришь альманах высокобюджетных фанатских коротких метров, настолько очевидны швы, поддерживающие общую динамику. Неожиданно стильным пятном высвечивается только эпизод в Нью-Йорке конца 1960-х. Залитые винтажным солнцем и конфетти улицы, околошпионский триллер, разворачивающийся на периферии, погоня на лошади — сделано складно, красиво и даже умно. К сожалению, на этом всё. Дальнейшие попытки разбавлять пресное действие старыми героями и странными камео только усиливают общую беспомощность диснеевской затеи. Саллах (Джон Рис-Дэвис), верный помощник Джонса, появляется в кадре, чтобы из него исчезнуть. Точно так же непонятно, для чего нужен Антонио Бандерас, играющий маленькую роль хромого морского пса.
Про Уоллер-Бридж и Миккельсена сказать тоже особо нечего. Оба вытаскивают «мертвых» персонажей за счет специфики своих лиц и особого экранного существования. Тандем «Дряни» и Харрисона Форда, интересный на бумаге, на деле же оказывается дисгармоничным и раздражающим. Что же до самого харизматичного плотника на земле, то ему, кажется, уже осточертело абсолютно всё: эта шляпа, этот кнут, этот герой, актерство и кино как таковое.
«Колесо судьбы» — это не ревизия, не постскриптум и не любовное письмо. Это, опять же, реплика с реплики. В одной из финальных сцен, чей прямолинейный и безудержный пафос даже слегка бодрит, Инди глубокомысленно произносит: «Перед нами вершится история!» После чего камера охватывает невероятный пейзаж и само событие — действительно одно из ключевых. Но стоит вглядеться в кадр чуть пристальнее, и тут же поймешь, что ничего, кроме нескольких уставших статистов, неуклюже дерущихся на фоне нарисованного задника, в нём нет. Если история одного из главных голливудских детищ 80-х вершится таким же образом (а это именно так), то вот еще один повод выпить за упокой. Как будто их и без того мало.