«Идентификация» Серика Бейсеу: Три похищения на границе Сургута, ХМАО
В отечественный прокат вышел киберпанк-боевик «Идентификация» Серика Бейсеу. Фильм рассказывает об антиутопическом будущем, в котором киборги охотятся за потерявшим память разработчиком нейрочипов. Рассказываем, как режиссер попытался адаптировать голливудский сюжет под российские реалии и насколько у него это получилось.
Леон (Антон Пампушный) приходит в себя в таинственной лаборатории. Он ничего не помнит, но под кожей нащупывает чип компании «Нейроник». Таинственный союзник Мигель (Антон Лаврентьев) рассказывает Леону, что тот стал жертвой интриг бывшего начальника Генри (Евгений Сидихин) и должен спасаться. Остальную часть фильма Леон бегает либо от своих врагов, либо за своими врагами. Повествование, чтобы зритель не унывал от примитивной сюжетной линии, щедро — пожалуй, даже слишком — сдобрено драками, похищениями, семейными драмами, романтикой и плот-твистам.
«Идентификация» Серика Бейсеу уже названием прямо отсылает к «Идентификации Борна» — картине, где герой, потерявший память, пытается выяснить свое прошлое. Сюжетные ходы лента заимствует также из «Вспомнить всё» Пола Верховена, а визуально встраивается в один ряд с «Бегущим по лезвию», «Видоизмененным углеродом», компьютерной игрой «Cyberpunk 2077» и даже прославленным аниме «Акира». Для боевика, снятого в стилистике киберпанка, подобное соседство само по себе должно обеспечить хороший сюжетный базис и интерес зрителя. От Бейсеу требовалось не так много: найти собственную интонацию, не забыть про аллюзии и вписать фильм в новый контекст.
Описание «Идентификации» амбициозно. Российскому зрителю обещают фильм, частично снятый в Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в свежей, не набившей оскомину локации. Антон Пампушный сам исполнил все экшен-сцены — почти Том Круз. В съемках участвовали актеры с реальными биомеханическими протезами, а для большего попадания в стилистику киберпанка консультировались с косплеерами. Казалось бы, такие старания должны были принести результат. К сожалению, почти все из них ничего картине не добавили.
Антон Пампушный («Мститель», «Балканский рубеж») самостоятельно исполнял все трюки в фильме
Кадр из фильма «Идентификация», реж. Серик Бейсеу, 2025
Ханты-Мансийский автономный округ представлен, видимо, блеклым лесным пейзажем, мимо которого герои периодически проезжают, и одним эпизодом, когда на заднем плане появляется Югорский мост через Обь. Локация никак не играет и, кроме того, идет вразрез с эстетикой. Кадры наполнены неоном, стеклом и латексом, но герои при этом ездят на обычных современных машинах по обычным современным дорогам и перемещаются между домами и заводами, куда футуристический дизайн не добрался. Потеряна основа киберпанка — разрыв между миром высоких технологий и низким уровнем жизни. Не показано ни первое, ни второе: компьютерные лаборатории, где создают нейрочипы, позволяющие людям получать сверхспособности, располагаются в подвалах, а бедность, наркотики и сексуальная распущенность едва мелькают в одной из сцен.
Серик Бейсеу работал до этого над фильмами «Отражение тьмы» и «Заклятье. Шепот ведьм»
Кадр из фильма «Идентификация», реж. Серик Бейсеу, 2025
Кроме того, у фильма нет продуманного лора. Для кино о потере памяти нормально, когда неожиданные плот-твисты раскрывают персонажей с новой стороны, однако в «Идентификации» мотивация персонажей, их значимость для Леона и их статус внутри мира меняются слишком часто. Фильм словно бы несется по трассе «Формулы-1» и каждый раз не вписывается в повороты, слетая на обочину, чтобы показать очередное предательство или очередную любовную линию. Главный герой в напряженных романтических отношениях буквально с каждой женщиной на экране, кроме бабушки, из-за чего выглядит невероятным Мэри Сью. А его способность побеждать всех киборгов в окрестностях только усиливает ощущение фальши. За пределами основного сюжета, может, и скрывается что-то интересное, но зрителю этого не показывают. При осмотре очередного высокотехнологичного устройства неясного назначения упоминается, что это «эхо войны», но, когда была та война, кто воевал и какими оказались последствия, остается за кадром.
Герои передвигаются хаотично и бесцельно, словно бы идут не по точкам сюжета, а от одной отсылки к другой. И если фразы из «Терминатора» еще можно оправдать («Идем со мной, если хочешь жить»), то зачем понадобились отсылки к Александру Блоку («Покой мне только снится») — абсолютно неясно, тем более что Леон выглядит как человек, которому интерес к поэзии глубоко чужд. Леон вообще отличается странным поведением. В напряженный момент, когда всем надо прятаться, он выдает реплики в духе «Я хотел бы побыть один». Еще он иногда спрашивает: «Да в чём смысл?» или «А мне кто-то объяснит, что происходит?» — и хочется адресовать этот вопрос самой картине.
Кроме ХМАО, съемки проходили также в Подмосковье
Кадр из фильма «Идентификация», реж. Серик Бейсеу, 2025
Связь между действующими лицами шита настолько небрежно, что те буквально забывают о существовании друг друга, стоит персонажу покинуть кадр. Отсюда, видимо, и чрезмерное количество похищений. Похищают фактически всех ключевых героев, как будто мы смотрим выпуск программы «Человек и закон» про похищения.
Главный враг Леона — Мигель — мог бы быть хорошим трикстером, но Лаврентьев чересчур переигрывает в кривляниях, Джокера не выходит. Почему оружейный барон и инвестор ведет себя, словно ему 13 лет, никто, конечно, не объясняет. Главный романтический интерес Леона — его девушка Алиса (Виктория Агалакова) — фактически единственный проработанный персонаж этой истории. Агалакова умудряется в окружающем ее хаосе из драк и похищений сыграть действительно страдающего и храброго человека, за развитием и выборами которого любопытно наблюдать. Вторая находка — Екатерина Васильева в роли бабушки с револьвером. Ничего особенного, но хотя бы весело.
Над сценарием работал Дмитрий Жигалов. С Бейсеу он сотрудничал и в предыдущих фильмах
Кадр из фильма «Идентификация», реж. Серик Бейсеу, 2025
Музыка Константина Познекова почти не умолкает — бесконечный шум не позволяет отличить важные места от неважных, не подчеркивает кульминационные сцены и в целом существует отдельно от фильма. Американские имена, которые, по задумке режиссера, вероятно, должны были вывести фильм из национального сегмента в международный, вызывают только недоумение. Всё лучшее, что в ней могло бы быть, «Идентификация» уничтожает сама. Из картины могла бы получиться адаптация почти беспроигрышного сюжета с приземлением его на российскую почву, а вышла поспешная, невнятная, шумная история без конца и без начала, за которой в конце концов становится просто скучно наблюдать.
Вердикт
«Идентификации» не удается реализовать амбициозную задумку. Визуально фильм выглядит достаточно свежо, но режиссер выбирает не рисковать и строит вторичную историю, которая не может конкурировать с соседями по жанру, особенно с американскими картинами с солидным бюджетом.