«Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд»: Сказки Уэса Андерсона
На 80-м Венецианском фестивале был показан короткометражный фильм Уэса Андерсона «Чудесная история Генри Шугара». Меньше чем через месяц картину смогла оценить и широкая публика: фильм появился в библиотеке Netflix, а следом состоялись премьеры трех других короткометражных картин режиссера — «Лебедь», «Крысолов» и «Яд». Все они образуют авторский сборник экранизаций текстов Роальда Даля. Рассказываем, чем на этот раз удивляет главный кудесник Голливуда.
В последние годы Уэс Андерсон разделил аудиторию на два лагеря: первые изрядно утомились стилистикой автора, вторые готовы закрыть глаза на любые недочеты ради пастельных тонов и идеальной симметрии. Новость о выпуске короткометражных лент вселила надежду в тех, кто соскучился по Андерсону времен «Бесподобного мистера Фокса». Ведь короткие истории, так же как и культовый анимационный фильм, являются экранизацией прозы Роальда Даля. Режиссер, к слову, один из самых плодовитых авторов 2023-го: адаптации рассказов — не первая работа Андерсона в этом году. Несколькими месяцами ранее на Каннском фестивале прошла премьера «Города астероидов» — по мнению многих, одной из самых меланхоличных работ мастера.
Всё начинается с Генри Шугара (Бенедикт Камбербэтч) — неприлично богатого британца, который одержим идеей приумножить свой капитал. Герой обнаруживает в библиотеке загадочную книгу о тайном знании, которое учит видеть с закрытыми глазами. Вторая короткометражная картина — рассказ о мальчике (Руперт Френд), который подвергается издевательствам хулиганов. Третья знакомит зрителя с крысоловом (Рэйф Файнс). И, наконец, четвертая — история человека (Бенедикт Камбербэтч), который боится пошевелиться, поскольку в его кровати уснула ядовитая змея. Каждая новелла построена в духе театральных постановок, а герои то и дело ломают четвертую стену, добавляя «сказал я», «сказал он». Вокруг — декорации, которые меняются в такт быстрой речи персонажей. Рассказчик маленьких представлений — Файнс, который изображает самого Даля. Актер устроился в уютном кресле, чтобы прокомментировать чувства и поступки героев. Всё вышесказанное создает ощущение, словно на экране ожили страницы одной книги. Андерсон переворачивает листы, пробегается по увлекательным отрывкам и пытается передать литературную магию зрителям. Отсюда быстрый темп повествования: нет времени на любование, когда хочется скорее узнать концовку.
Андерсон не в первый раз работает с короткой формой. Например, «Бутылочная ракета» родилась из одноименного короткого метра. А «Поезду на Дарджилинг» предшествовал тринадцатиминутный «Отель „Шевалье“». Маленький хронометраж для постановщика — вовсе не помеха. А скорее вызов, ведь нужно успеть емко пересказать историю со своими авторскими приемами и узнаваемым чувством юмора. И всё же, несмотря на богатый опыт, экранизация рассказов Даля выглядит экспериментальным проектом в копилке режиссера. Четыре фильма обрамлены одной интонацией и напоминают серию пьес, которые невозможно представить друг без друга.
Едва ли можно избежать составления рейтинга короткометражных работ Андерсона в порядке возрастания от худшей к лучшей. Сравнивать неразрывно связанные фильмы — дело заведомо спорное. Разумеется, не все части впечатляют должным образом и далеко не каждая застревает в памяти. Но если необходимо присудить пальму первенства, то ее заслуживает наиболее нашумевшая лента. История Генри Шугара действительно чудесная. Неудивительно, что Андерсон предпочел показать венецианской публике именно эту часть квартета. Во-первых, она самая длинная, что немаловажно для раскрытия героев и заявленной темы — человеколюбия и гуманности. Во-вторых, короткий метр представляет собой кинематографическую матрешку: внутри одной истории скрывается другая, а потом еще одна. Многосложный сюжет не мешает зрителю следить за рассказом, а, напротив, полностью приковывает внимание смотрящего.
Все короткометражные ленты выходили на стриминговом сервисе одна за другой. Может возникнуть закономерный вопрос: почему нельзя было соединить маленькие экранизации и сделать один фильм? Поскольку работы представляют собой адаптации рассказов Даля, то решение разделить истории кажется вполне логичным. «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд» — сказки, которые читаешь перед сном. Нет необходимости в запойном просмотре. Андерсон дает уроки доброты и раздает волшебство маленькими порциями.