«Частная жизнь» с Джоди Фостер: Следствие вел психотерапевт
В рамках IV международного фестиваля «КАРО/АРТ» состоялась российская премьера ироничного детектива Ребекки Злотовски «Частная жизнь». Главную роль в картине исполняет Джоди Фостер, но также в кадре появляются французские звезды разных поколений — Даниель Отой, Виржини Эфира, Матьё Амальрик, Венсан Лакост и Луана Байрами. У известного парижского психиатра умирает постоянная пациентка. Доктор Штайнер не верит, что это было самоубийство, и косо смотрит на родственников жертвы. Объясняем, к чему готовиться зрителю диковинного фильма, который не раз удивляет сюжетными поворотами.
Американский психиатр Лилиан Штайнер (Джоди Фостер) уже много лет живет и работает в Париже. У специалистки недавно родился внук, но с взрослым сыном Жюльеном (Венсан Лакост) отношения, мягко говоря, натянутые, да и некогда навещать малыша. Постоянная пациентка Пола (Виржини Эфира) пропустила уже три подряд сеанса. Дочь клиентки Валери (Луана Байрами) звонит Лилиан и сообщает, что мать наглоталась всех прописанных врачом таблеток и умерла. Психиатр приходит на похороны, где сталкивается с разгневанным мужем Полы Симоном (Матьё Амальрик), который уверен, что жену в могилу свел проклятый психоанализ. По дороге домой у холодной и всегда сдержанной Лилиан ручьем текут слезы. Бывший муж Габриэль (Даниель Отой), а по совместительству офтальмолог, только разводит руками.
Отчаявшаяся специалистка идет к гипнотизерше и видит во время сеанса странную сцену времен Второй мировой: она и Пола стоят рядом в оркестровой яме за инструментами, Симон дирижирует, а полицай Жюльен приходит с помощниками арестовывать евреев-музыкантов. Лилиан думает, что у нее с пациенткой была связь, по крайней мере на подсознательном уровне. Психиатр встречается с Валери, которая уверяет, что мать оставила врачу записку с зашифрованным посланием. Лилиан подозревает и супруга, и дочь Полы. Помогает в расследовании Габриэль, который всё еще испытывает чувства к жене. Горе-детективы начинают следить за Симоном, а в квартиру Лилиан ночью вламывается преступник.
Совместное расследование рискует свести разведенных супругов
Кадр из фильма «Частная жизнь», реж. Ребекка Злотовски, 2025
«Частная жизнь» — шестой полный метр неровной, но любопытной постановщицы Ребекки Злотовски, которая стабильно показывает свои работы в Каннах или в Венеции. В дебютной драме «Прекрасная заноза» автор рассказывал о девочке-подростке, увлеченной бандой мотоциклистов. «Гранд Централ. Любовь на атомы» и «Мое прекрасное лето с Софи» — легкие романтические драмеди, «Грани любви» — кино о попытках учительницы музыки наладить отношения с четырехлетней дочерью нового бойфренда. Из фильмографии Злотовски выбивается «Планетариум» с Натали Портман и Лили-Роуз Депп в главных ролях о двух сестрах-авантюристках, которые проводят спиритические сеансы в Париже 1930-х годов, так что Злотовски не в первый раз работает с голливудскими звездами.
Премьера «Частной жизни» прошла во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Также картину показывали на престижных киносмотрах в Теллурайде, Торонто, Сан-Себастьяне, Нью-Йорке и Лондоне. Фостер не первый раз играет в франкоязычном фильме, но актриса давненько не снималась в подобных проектах.
В первой половине может показаться, что зрителей ожидает честный детектив, когда любительнице удается отыскать виновного в убийстве. Камера оператора Жоржа Лешаптуа выписывает пируэты вокруг главных действующих лиц, визуализируя растерянное состояние Лилиан, которая не понимает, почему Пола решила покончить с собой. «Частная жизнь» развивается на улицах осеннего Парижа, а потому в кадре часто идет дождь. Главная героиня регулярно смотрит в мокрое окно квартиры или же на дорогу из машины через лобовое стекло с растекающимися каплями. Внезапная слезоточивость — и неожиданная реакция на смерть клиентки, и очередное препятствие в попытках составить четкую картину событий. Вечно размытое изображение передает неудачные попытки Лилиан выяснить правду.
Героиня Виржини Эфира появляется во флешбэках и постепенно раскрывается перед зрителями. Большую часть времени клиентка остается загадкой
Кадр из фильма «Частная жизнь», реж. Ребекка Злотовски, 2025
Поход к гипнотизеру обозначает абсурдный поворот в сюжете и несколько выбивает почву из-под ног зрителя, готовившегося к детективу. Злотовски погружается в исследование личностей Лилиан и Полы. Психиатр — представительница еврейской культуры, которая благодаря гипнозу видит, как за ней приходят полицаи, а неизвестный рисует около ее квартиры свастику. Как бы Лилиан ни пыталась отодвинуть в сторону размышления о собственной идентичности, в подсознании неразрешенные вопросы напоминают о себе. Кем же считает себя психиатр: француженкой, еврейкой или американкой? Правда, дальше постановки проблемы Злотовски не идет.
Смерть Полы, жизнь которой только на первый взгляд казалась благополучной и безоблачной, заставляет Лилиан задавать себе неудобные вопросы и забывать о профессиональной этике. Успешная специалистка практически предает собственное дело, когда считает, что гипноз оказывается и дешевле, и эффективнее, и быстрее психоанализа. Лилиан приходится ставить под сомнение годами устоявшиеся методы работы. Врач отчаянно цепляется за кассеты с записями разговоров с пациентами, словно бы боится забыть что-то важное. Сеансы оказываются действием механическим, привычкой как для психиатра, так и для клиента. Получается портрет сапожника без сапог, который внезапно осознает если не собственную профнепригодность, то по крайней мере изъяны своего инструментария.
Злотовски снимает ироничный детектив, который в какой-то момент и вовсе забывает об интриге, выводя на первый план личные переживания главной героини. Следить за приключениями метущейся Лилиан никогда не скучно, но абсурдное развитие событий и попытки свести воедино видения и реальность облегчают повествование. Кино становится милым, но необязательным, а идеи постановщицы наслаиваются и перекрывают друг друга, посыл размывается. Остроумный фильм дарит положительные эмоции, но оставляет в недоумении.
Вердикт
Фильм Злотовски притворяется детективом, но на самом деле не в меньшей степени иронизирует как над профессиональной деятельностью Лилиан, так и над попытками психиатра раскрыть дело, забыв об этике. Заметную роль в картине играют посещение врачом гипнотизера и попытки сыщицы-любительницы найти ответы на важные вопросы в загадочном видении, в котором, возможно, ей удалось разглядеть прошлую жизнь. За язвительной интонацией автора могут потеряться небезынтересные рассуждения об отношениях психотерапевта и клиента, о внимательной работе и ответственности первого и честности второго. Злотовски в ироничной форме деконструирует детектив и обходит все штампы жанра, но может и расстроить поклонников честных и прямолинейных историй о поисках убийцы.