«Безмолвное братство» с Джудом Лоу и Николасом Холтом: Из Америки с ненавистью
В подписке Okko появилось «Безмолвное братство» с Джудом Лоу и Николасом Холтом, премьера которого прошла в основном конкурсе недавнего Венецианского фестиваля. Австралийский режиссер Джастин Курзель продолжает исследовать насилие — на этот раз подъем неонацистских группировок в США в 1980-е, который оказался очень созвучен недавним событиям. Рассказываем, каким получился новый фильм автора.
В 80-х уставший агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) переезжает в тихий город на северо-западе США за спокойной жизнью. Но этот план проваливается: Хаск замечает листовки с призывами к «белым братьям и сестрам» вернуть Америке расовую чистоту, а в штате регулярно происходят взрывы, убийства и ограбления банков. Как выяснится, они связаны с группировкой неонацистов «Безмолвное братство», которую возглавляет голубоглазый молодой человек по имени Роберт Мэттьюс (Николас Холт). Хаск начинает расследовать дело вместе с местным полицейским (Тай Шеридан), и флаги со свастикой на домах добрых христиан далеко не самое странное, что они увидят.
2024 кинопрокатный год начался с одного фильма про распад Соединенных Штатов, «Падения империи» Алекса Гарленда, а заканчивается другим — «Безмолвным братством» Джастина Курзеля. Обе картины, что любопытно, сняли не американцы: Гарленд — британец, Курзель — австралиец. Но если «Падение империи» показывает, так сказать, горячую фазу конфликта, гражданскую войну, то «Безмолвное братство» — возможные истоки и предысторию, то, как всё могло начаться.
«Безмолвное братство» снято на основе реальных событий, которые происходили в штате Вашингтон в 1983–84 годах, — в одноименной книге их изложили журналисты Кевин Флинн и Гэри Герхардт, для экрана ее адаптировал сценарист Зак Бэйлин. Хотя с тех пор прошло 40 лет, фильм, разумеется, выглядит как актуальный комментарий не только к захвату Капитолия в 2021 году, о котором упоминается непосредственно в титрах, но и к избранию президентом Дональда Трампа, который не раз провозглашал, что «Америка прежде всего», и обещал ужесточить иммиграционную политику.
Несмотря на ограбления, убийства и полицейские зачистки, «Безмолвное братство» не боевик, а неспешный триллер. Кажется, Курзелю больше всего нравится с высоты наблюдать за героями, которые куда-то едут среди величественной природы американского северо-запада, или панорамировать одноэтажную Америку под тревожную музыку, написанную братом режиссера Джедом Курзелем.
Но размеренность не равно монотонность. Фильм не сбавляет темпа и пугает до озноба — поговорка про омут, в котором всё неспокойно, могла бы быть его слоганом. Как оказывается, ограбления — только первый этап плана «Безмолвного братства». Украденные деньги нужны им для перехода к следующим шагам: вербовки новых членов, организации терактов, политических убийств и, в конечном счете, вооруженного переворота в стране. От того, насколько легко героям удается найти сторонников белого превосходства, готовых от теории (чтения «Дневников Тёрнера» — своего рода «поваренной книги» неонацистов) перейти к практике, становится страшно.
Понятно и то, почему Курзеля заинтересовал этот сюжет: «Безмолвное братство» продолжает ряд его фильмов про героев, которые сеют вокруг себя насилие. Следом за Макбетом из «Макбета», наемником из «Кредо убийцы», австралийским разбойником Недом Келли из «Подлинной истории банды Келли» и шутером Мартином Брайантом из «Нитрама» теперь идет Роберт Мэттьюс.
Главных героев в фильме двое: выдуманный Хаск и реальный Мэттьюс. И сначала кажется, что британец Лоу (с густыми усами) — не лучший выбор на роль американского детектива. Но в итоге стоит признать, что на его полного достоинства и чуть лукавого героя можно смотреть вечно (что мы и делаем), как и на природу в этих местах. Именно Хаск — энергетический центр фильма. Увы, про Холта того же не скажешь: хотя он и похож на прототипа, ему не хватает харизмы, чтобы сыграть лидера, способного поднять восстание, его герой не сдержанный, а скучный.
«Безмолвное братство» — кино старомодное, но на актуальную тему: идеи превосходства до сих пор продаются очень хорошо. И если в российский прокат не вышел фильм про становление Трампа, можно посмотреть хотя бы про то, во что могут развиться его идеи.