Опубликовано 11 октября 2024, 12:16
5 мин.

Байопик «Руки вверх!»: Славное было время

Поделиться:
Байопик «Руки вверх!»: Славное было время

В российский прокат вышла биографическая драма «Руки вверх!» об одноименной группе Сергея Жукова и Алексея Потехина. Фильм рассказывает историю становления коллектива и показывает неочевидные для многих фанатов издержки славы: музыканты попали в плен к продюсеру-манипулятору, едва сводили концы с концами даже на пике популярности, а одержимые слушательницы пытались отравить участников. Жуков лично курировал создание фильма и даже писал сценарий, поэтому это еще и любовное послание ко всем, кто слушал «Руки вверх!» на протяжении десятилетий. Рассказываем, получилось ли у авторов создать что-то кроме нарезки воспоминаний о былых временах.

Наши дни. Взрослый Сергей Жуков (Сергей Жуков) попадает в больницу. Врач с потертым лицом Леонида Ярмольника ставит певцу неутешительный диагноз: межпозвоночная грыжа. Фронтмен «Руки вверх!» не собирается сдаваться и хочет сделать всё, чтобы поскорее продолжить тур. Пока Жуков восстанавливается, его посещают близкие и родные: жена Регина Бурд (неожиданно сама Регина Бурд) и старый товарищ и сооснователь группы Алексей Потехин (еще более неожиданно — сам Алексей Потехин).

Жуков лежит в больном бреду и вспоминает, какие события привели его к палате. Начиная от юношеских лет, когда авантюрист-музыкант работал на радио и питался исключительно лапшой быстрого приготовления, и заканчивая бесконечными нервными турами с попытками покушения и ссорами с продюсером. Вокалисту нужно решить, что делать дальше: возвращаться на сцену вопреки боли или оставить дело всей жизни и уйти на заслуженную пенсию.

Еще в начале 2020-х идея байопиков о российских группах 90-х казалась наивной: прошло не так много времени, чтобы давить на чувство ностальгии у зрителей, а их фанатская база состоит в основном из людей, которые знают наизусть пару-тройку песен — и всё благодаря школьным дискотекам. Это мнение резво опроверг сериал про «Короля и Шута»: создатели не просто мастерски пересказали историю панк-коллектива, но и смешали реальность со стильными фэнтези-элементами.

Рецензия на фильм «Руки вверх!»

Взрослого Жукова играет Влад Прохоров из фильмов «Между нами лето» и «Наводнение»

Кадр из фильма «Руки вверх!», реж. Аскар Узабаев, 2024

А авторы подоспевшей «Комбинации» нашли подход к более возрастной аудитории: клиповый монтаж, обедневший лоск конца 1980-х и начала 1990-х и обаятельные герои неожиданно заставили посмотреть на группу под новым углом. Сюжет о нафталиновом герлз-бэнде плавно перетекает во вдохновляющую историю о предприимчивых людях, которые попытались взять судьбу в свои руки, несмотря на все трудности. Они пишут музыку на коленках, дают первые концерты перед разгневанными ветеранами и нередко используют ложь себе на пользу.

С одной стороны, фильм про «Руки вверх!» кажется закономерным продолжением этого же тренда: на песнях про чью-то крошку и чужие губы выросло не одно поколение постсоветской молодежи. Но в глаза моментально бросается блеклость истории Сергея Жукова и Алексея Потехина. Да, они оба из регионов. Да, вдвоем работали на радио и прослушали сотни часов современной музыки. И да, сами придумали прилипчивые треки и стали кумирами всех девчонок школьного и студенческого возрастов. Герои даже открыто заявляют свои цели: прославиться, написать хиты и зарабатывать деньги. Первые два пункта у них реализуются почти моментально. Проблемы появляются лишь с последним.

«Руки вверх!» (2024): трейлер, кадры, рецензия

Режиссер Аскар Узабаев известен по комедии «Теща» и драме «Счастье»

Кадр из фильма «Руки вверх!», реж. Аскар Узабаев, 2024

Главный конфликт сюжета — противоборство двух основателей со зловредным продюсером Андреем Шалаевым (персонаж, очевидно, основан на Андрее Маликове, с которым Жуков судится до сих пор): он подсовывает музыкантам невыгодный контракт, таскает их по турам до изнеможения, а в случае чего угрожает визитом мужчин в кожаных плащах. Правда, интересный контраст между цветастым броским стилем группы и жестоким закулисьем выдержать долго не получается. Злоключения с продюсером обостряются раз в 10–15 минут, а затем куда-то исчезают из сюжета. Да и истории про музыкальных дельцов в 2024 году выглядят, мягко говоря, архаично: каким бы грозным ни казался Шалаев в исполнении Фёдора Лаврова, его линия предельно стереотипна на фоне других музыкальных байопиков.

Кажется, осознавая это, сценаристы пытаются добавить фактуры: в частности, показать, что именно довело Жукова до койки. В программе дня — безумные фанатки, которые режут руки кумирам и пытаются их отравить, конфликт двух фронтменов и даже дефолт. Каким-то образом отдельная сюжетная линия появляется даже у гопника, который избивал Жукова с самого детства. Мы наблюдаем за его трансформацией из агрессивного подростка в быдловатого и похиревшего продавца кассет на ранке. Всё для того, чтобы под бойкий параллельный монтаж с игрой Mortal Kombat старый и завидующий успеху Сергея хулиган отправил протагониста в нокаут.

Проблема лишь в том, что из всех — кроме, пожалуй, кулачных — конфликтов Жуков и Потехин выходят победителями. Отравленные пирожные они моментально выбрасывают, после новостей о дефолте смеются и швыряют деньги из автобуса, а потенциально интересные разногласия двух музыкантов разрешаются откровенно вяло: Потехин хамит журналистам на пресс-конференции, много пьет и уходит из группы уже за кадром, вне взора зрительских глаз.

Обзор фильма «Руки вверх!»

Совсем юного Сергея Жукова играет его сын, Энджел

Кадр из фильма «Руки вверх!», реж. Аскар Узабаев, 2024

Даже если бы у авторов было желание раскрыть драму между центральными героями, у них бы это не вышло. Просто потому, что у Жукова с товарищем всего одна эмоция вместо характеров. Первый — улыбчивый энтузиаст, который хочет стать музыкантом. Второй — альфа-самец и разгильдяй. Их отношения могли бы заиграть по-новому в контексте написания треков, но по фильму не очень-то понятно, в чём, собственно, заключается творческий вклад Потехина. В какой-то момент он и сам перестает осознавать, что делает в группе. Да и творческий процесс показан в паре сцен: Жуков что-то наигрывает на синтезаторе и поет дома, а друг в этот момент размышляет о бедности. Мы узнаем о происхождении всего двух песен, причем история создания наиболее неизвестной из них — самая интересная.

Единственное внятное оправдание для существования этого фильма — фанатская база. Та самая, что, возможно, и не особо-то ждет от байопика про любимую группу хитрых сценарных ходов и сложных персонажей. Дистиллированную ностальгию вызывает уже тот факт, что Жуков, в силу биологических причин больше не напоминающий кумира девочек-подростков, снова появляется на экране во всей красе (сначала в виде инкарнации собственного сына, а потом с ликом актера Влада Прохорова). Добавить к этому песни, пляски, пару ярких сцен с записью пиратских кассет — получится идеальный фотоальбом о молодости звезды.

Пускай «Руки вверх!» не могут похвастаться стилистикой «Короля и Шута» или откровениями о музыкальном бизнесе позднего СССР в духе «Комбинации», зато у фанатов группы теперь есть полуторачасовая открытка в духе сообщений из WhatsApp с нарезкой самых невероятных моментов — буквально «С днем Сергея Жукова».

Новое в подписке

Лучшее в подписке