Опубликовано 25 декабря 2023, 11:14
5 мин.

«Анатомия падения»: Приговор браку

Поделиться:
«Анатомия падения»: Приговор браку

В подписке Okko появился французский психологический триллер Жюстин Трие «Анатомия падения» — победитель Каннского фестиваля этого года. Рассказываем об увлекательном фильме про трагедию разрушающегося брака, который хорош и как семейный детектив, и как судебная драма.

Анатомия падения
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.9
2023, Триллеры, Драмы, Криминальное, 151 мин
Франция, 18+
Режиссер: Жюстин ТриеГлавные роли: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет

В недостроенном шале во Французских Альпах обитают супруги-писатели Сандра (Сандра Хюллер) и Самюэль (Сэмюэл Тейс), их слабовидящий сын Даниэль (Майло Мачадо Гранер) и любимый пес Снуп. Вдали от городской суеты семейство живет около года, друзей практически нет, ни Сандра, ни Самюэль ни с кем не видятся, словно закрывшись от внешнего мира. Жена уже успела написать несколько успешных романов. Супруг зарабатывает на жизнь преподаванием в университете, но долгие годы мечтает о писательской карьере. Работа над дебютным романом ведется несколько лет, и неизвестно, закончится ли когда-либо. Сандра дает интервью студентке-журналистке. В это время Самюэль на полную катушку включает музыку, словно бы желая прогнать непрошенную гостью. Интервьюер уезжает, Даниэль вместе со Снупом отправляется на прогулку, а по возвращении видит тело отца на снегу. Самюэль то ли сам упал с чердака, где обычно работал, то ли ему помогли, дома была только Сандра. Начинается сложный судебный процесс над женой, который разоблачает не самый счастливый брак.

«Анатомия падения» Жюстин Трие

В конце мая картина француженки Жюстин Трие удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Это всего лишь третья победа женщины-режиссера за всю историю проведения престижного киносмотра на Лазурном Берегу. Ранее «Золотую пальмовую ветвь» завоевывали Джейн Кэмпион за «Пианино» и Жюлия Дюкурно за «Титан».

В последние годы на Каннском фестивале зачастую побеждали картины, которые позднее, добираясь до зрителей в прокате, вызывали у аудитории как минимум недоумение. Пожалуй, груз «Золотой пальмовой ветви» чересчур завышает ожидания публики. Раз картина победила на самом престижном мировом кинофестивале, она должна моментально входить в золотой фонд фильмов, быть instant classic. На самом деле это давно не так, и в Каннах, Венеции и Берлине зачастую побеждают неплохие картины, но не предлагающие нового киноязыка и едва ли претендующие на вечную жизнь. Не хочется преуменьшать достоинств «Анатомии падения», но это отлично написанное и сыгранное разговорное кино, на которое высокая награда вроде бы накладывает дополнительные обязательства. Наверное, пора признать, что в XXI веке границы конкурсов кинофестивалей сильно размыты, а домой увозят награды не революционные фильмы, а просто хорошие, всем в жюри понравившиеся, иногда даже компромиссные. И если не смотреть «Анатомию падения», рассчитывая увидеть шедевр, картина Трие доставит удовольствие.

Сандра Хюллер в фильме «Анатомия падения»

Основной прием Трие — недосказанность. История семейной жизни Сандры и Самюэля раскрывается во всей полноте постепенно. Зрителям предлагают присоединиться к присяжным в суде и решать, совершила ли жена убийство и кто виноват в крахе семейной жизни. С каждой новой деталью, которая выясняется во время процесса, сюжет становится всё более увлекательным, но и запутанным, всё дальше отходя в сторону от преступления. Из судебной драмы фильм легко мигрирует в драму семейную. И вот в пору уже не выносить приговор в убийстве, но искать виноватого в разрушении брака.

Самюэль — француз, Сандра — немка. Супругам приходится искать общий язык — английский. Она успешная писательница, которая, кажется, в основном думает только о себе и творчестве и хочет жить в городе. Он много времени уделяет сыну, преподает в вузе и перевез семью в родные края, желая снизить финансовые расходы. Даже ремонт в шале был затеян, чтобы однажды сдавать свободные комнаты в доме. Вот только Самюэль погряз и в вечных строительных работах, и в семейных заботах, виня супругу в том, что не может отыскать времени на собственное творчество. Брак двух писателей становится битвой эго и реализованных и нереализованных амбиций. И трудно понять, где заканчивается любовь и начинается конкуренция, желание быть лучше.

«Анатомия падения», 2023

Фитиль будущего взрыва был подожжен давно. Но ведь ссоры, крики и даже пощечины не являются доказательством совершенного преступления. Мотив был, могли быть и условия, но никаких прямых доказательств нет. Поскольку в обстоятельствах преступления остается много темных пятен, зрители, как и присяжные в суде, пытаются пробраться в закрытый мир одной семьи. И в итоге, когда муж погиб, остаются возможная убийца, слабовидящий мальчик и пес. Так как все связи с друзьями и близкими были оборваны, весь процесс строится на догадках и додумываниях. Потому «Анатомия падения» едва ли может считаться полноценным детективом. Убийство является поводом пристальнее взглянуть на несчастную семью.

Для Жюстин Трие новая картина является однозначно лучшей в карьере. «В постели с Викторией» и «Соблазн» — предыдущие работы француженки — грешили избыточностью и сюжетными поворотами типичных дамских романов, только почему-то претендующих на высказывание. «Анатомия падения» выдержана сдержаннее и срежиссирована виртуозно: дополнительные обстоятельства становятся известны в самый подходящий момент, а потому два с половиной часа разговоров не кажутся вечностью, а заставляют вслушиваться в каждую реплику.

Anatomie d'une chute, 2023

Во многом успех фильма — заслуга выдающейся Сандры Хюллер («Между рядами» и «Тони Эрдманн»). Актрисе удается создать сложный образ не самой приятной героини: местами демонической, порой растерянной и расстроенной. Сандра может быть как жертвой, так и убийцей — слишком в ней много полутонов.

Трие не пытается вывести частную историю на уровень обобщений. Из драматических отношений Сандры и Самюэля можно извлечь уроки другим парам, но уж слишком особенные обстоятельства у брака: два писателя, слабовидящий ребенок, уединенная жизнь в Альпах. «Анатомия падения» похожа на увлекательный, но несколько необязательный роман. Едва ли просмотр фильма изменит жизнь навсегда, но по окончании финальных титров нет ощущения, что стал свидетелем рядового кино.

Новое в подписке

Лучшее в подписке