Опубликовано 17 февраля 2021, 04:16

Интерактивные сериалы: Зачем нас просят решать за героев

Поделиться:
Интерактивные сериалы: Зачем нас просят решать за героев

Рассказываем об одном из интересных форматов видеоконтента — интерактивных шоу.

Представьте, что вы можете влиять на судьбы любимых героев. Нажимаете на кнопку, и Росс и Рэйчел вместе навсегда, доктор Хаус сразу же исключает волчанку, и пациентам не приходится проходить десятки неприятных тестов, а Тед выбирает вашу маму — и никаких больше мытарств.

Первые шаги

Интерактивное телевидение появилось далеко не вчера. На американском канале CBS с 1953 по 1957 годы выходила детская передача «Винки Динк и ты» (Winky Dink and You). Всего за 50 центов мальчики и девочки (а скорее, их родители) могли купить «волшебный набор»: мелки разных цветов и специальный экран из пластика, который прилипал к экрану телевизора. Главный герой телешоу, мальчик Винки Динк несколько раз за серию просил помощи у юных зрителей. Им нужно было нарисовать по точкам картинку, без которой сюжет бы остановился: мост, чтобы герои перешли через реку, или клетку, чтобы отправить в неё рычащего льва.

Поначалу шоу пользовалось бешеной популярностью, но через четыре года его закрыли. Во-первых, забили тревогу ученые (не британские): дети сидели в нескольких сантиметрах от экранов и подвергались воздействию рентгеновских лучей первых цветных телевизоров. А во-вторых, юные зрители быстро отбросили волшебные экраны в сторону и начали рисовать прямо по обычному экрану телевизора. Родители не обрадовались.

tild6439-3163-4139-a461-633432326362__-__empty__pasted_image_0

tild6439-3163-4139-a461-633432326362__-__empty__pasted_image_0

На долгое время об интерактивном телевидении забыли — для реализации перспективной идеи не существовало технических средств. Всё изменилось с появлением доступного интернета и множества стриминговых платформ. Пока интерактивных сериалов не так много, но в будущем их точно станет больше. Все они стараются сильнее вовлечь зрителя в действие, но у этого вовлечения могут быть разные цели.

Игра и новые технологии

Американец Стивен Содерберг — один из главных экспериментаторов мировых кино, который всю карьеру чередует крупные голливудские проекты с радикальными независимыми картинами («Пузырь» и «Не в себе»). Он увлечен современными технологиями и старается быть на передовой всего нового, не проходит мимо новых форматов и не боится пробовать. Благодаря этой тяге к формальным экспериментам родился и проект «Мозаика».

Сам Содерберг отказывается относить свой проект к телевидению или к видеоиграм. Он назвал «Мозаику» branching narrative, т.е. ветвящееся повествование, подобное романной структуре. Сначала проект вышел в мобильном приложении: при регистрации пользователю открывалась карта детективной истории, построенной вокруг таинственного исчезновения главной героини в исполнении Шэрон Стоун. В приложении зритель мог сам выбрать, от чьего лица следить за развитием событий. Также ему были доступны дополнительные материалы (прочитать утреннюю газету, прослушать голосовое сообщение или ознакомиться с полицейским рапортом).

Фактически получалась интерактивная шарада или многосерийное кино со сносками. Зритель проходил квест и пытался раскрыть загадку.

tild6634-3731-4535-b133-623535376230__-__empty__pasted_image_0_1

tild6634-3731-4535-b133-623535376230__-__empty__pasted_image_0_1

Позднее «Мозаика» вышла в формате сериала на канале HBO. Хронометраж видеоэпизодов в мобильном приложении варьировался от 8 до 38 минут, а на кабельном телевидении сериал выходил в стандартном 50-минутном формате.

Стриминговый сервис Netflix в течение нескольких лет присматривался к возможности создания интерактивного эпизода одного из своих сериалов. Вполне логично, что выбор руководителей стриминга пал на «Чёрное зеркало» сценариста и шоураннера Чарли Брукера. Кому как ни популярному научно-фантастическому сериалу об информационных технологиях становиться полем для экспериментов над зрителями?

tild3239-3732-4566-a130-393137373439__-__empty__pasted_image_0_2

tild3239-3732-4566-a130-393137373439__-__empty__pasted_image_0_2

По сюжету в 1984 году молодой и талантливый программист Стефан (Финн Уайтхед) создает компьютерную игру под названием «Бандерснэтч». На протяжении всего эпизода зритель активно участвует в жизни главного героя, причем выбор есть как в мелочах, так и в ключевых моментах. Не только, какие хлопья с утра выберет Стефан или какая музыка заиграет в его наушниках, но и куда спрятать труп. В то же время зритель мог дать главному герою совет: в комнате у программиста стоял телевизор, и через него он слышал обращения аудитории. Молодой человек даже мог узнать, что он снимается в сериале и его прямо сейчас смотрят на стриминге.

От своих предшественников по интерактивным сериалам спецэпизод «Черного зеркала» отличался сложностью и масштабностью подхода. Специально созданный стримингом алгоритм предусматривал примерно триллион комбинаций ответов, 40 важных развилок сюжета и семь непересекающихся концовок. Среди возможных финалов были успешный запуск игры, убийство, тюрьма и даже раскрытие мирового заговора. Как обычно, негативных вариантов значительно больше — весьма жизненно. Создатели эпизода признаются, что всего у них было отснято 5 часов материала.

tild6235-3130-4666-b530-313133613566__-__empty__pasted_image_0_3

tild6235-3130-4666-b530-313133613566__-__empty__pasted_image_0_3

На сегодняшний день «Бандерснэтч» — редкий пример полностью интерактивного сериала. В нем развитие сюжета и современные технологии гармонируют с полной вовлеченностью зрителя в действие на экране. В одно мгновение вы попадаете в мрачный мир героя.

Есть на Netflix и другие интерактивные проекты, но в сравнении со спецэпизодом «Черного зеркала» они заметно проще. Например, в шоу «Ты против природы» зрителю предлагается выживать в условиях дикой природы вместе с отчаянным и храбрым ведущим Беаром Гриллсом. Он обращается к зрителям и просит у них совета. Стоит ли ему съесть эту подозрительную белую личинку? Кушать хочется, и это вроде бы протеин, но выглядит она не очень аппетитно. В другом моменте Гриллс висит на середине отвесного склона, а зрителю нужно решить, лезть ли ему дальше или спрыгивать вниз.

tild3432-6232-4739-b363-313932656130__-__empty__pasted_image_0_4

tild3432-6232-4739-b363-313932656130__-__empty__pasted_image_0_4

Создатели сериала, естественно, не позволят ведущему умереть. Поэтому, если подписчики Netflix дали дурацкий совет, на экране они видят поясняющую надпись, в чем же они неправы. Сюжет развивается линейно, без развилок, но зритель узнает много нового о выживании в экстремальных условиях.

Социальная значимость и просвещение

Российские производители видеоконтента стараются не отставать от зарубежных конкурентов и тоже создают интерактивные сериалы. «Всё сложно» сняла студия Lateral Summer при поддержке портала «Такие дела» и фонда «Нужна помощь». Это просветительский и социально-значимый проект о буднях девушки с ВИЧ-положительным статусом. В главной роли снялась Ирина Старшенбаум, роль ее молодого человека исполнил Риналь Мухаметов, а в эпизодах сыграли Чулпан Хаматова, Алёна Бабенко, Юлия Ауг и другие известные актеры. Все они участвовали в проекте безвозмездно.

tild3737-6531-4262-a365-633437313432__-__empty__pasted_image_0_5

tild3737-6531-4262-a365-633437313432__-__empty__pasted_image_0_5

Несмотря на серьезную тему по жанру это романтическая комедия. В ней всего шесть эпизодов по 5-6 минут каждый. Зритель не только помогает Кате сделать правильный выбор в той или иной ситуации, но и узнает, что такое терапия, как может передаваться ВИЧ и как вести нормальную жизнь с таким диагнозом. К каждой серии прилагается карточка, в которой резюмируют те мифы и факты о ВИЧ, о которых зритель только что узнал.

В похожей манере выполнен и другой интерактивный сериал режиссеров Натальи Покровской и Антона Уткина. Называется он «#Кто_ты» — его сняла вместо с Lateral Summer «Новая газета». Дочь чиновника Нина (Вера Колесникова) приезжает из Лондона в Москву помочь знакомой блогерке, осужденной за участие в феминистской акции. Нина сталкивается с современными столичными нравами и знакомится с начинающим рэпером Ромой (Роман Евдокимов). Небольшие роли в сериале достались Алене Бабенко, Анастасии Прониной и Ясмине Омерович.

Развлекательные проекты

Но не обязательно интерактивные сериалы — это о поиске новых форм или о просвещении и социальной ответственности. Иногда это просто комедии, чтобы нам, зрителям, было еще веселей.

Так, телеканал СТС выпустил первый в России интерактивный TikTok-сериал «#Даняизвини», ориентированный на пользователей этой соцсети. Молодой музыкант Даня (Алексей Лукин) пытается наладить личную жизнь и встретить девушку своей мечты. Парень ходит на свидания, а зрители с помощью кнопок на экране подсказывают ему, как себя вести. На вторых ролях в проекте снялись блогеры TikTok Мари Сенн и Саша Тилэкс.

tild3866-3038-4064-b762-653334316333__-__empty____2021-02-15__193735

tild3866-3038-4064-b762-653334316333__-__empty____2021-02-15__193735

А теперь в комедийно-интерактивном сериале оказался и Дмитрий Нагиев — в шоу «Нагиев на каникулах». Сериал продолжает приключения актера на карантине, но теперь Нагиев оказывается в Эмиратах. Правда, вместо ожидаемого отдыха ему то и дело приходится решать гору проблем. А зрители могут этих проблем добавить — выбрать то или иное развитие сюжета.

*Интерактивная версия сериала доступна только в веб-версии сервиса.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке