Выход на свободу: Почему в «Завещании Анны Ли» у Аманды Сайфред лучшая роль в карьере
© Dimitrios Kambouris/Staff/Getty Images
Российский прокат штурмует триллер «Горничная» с Амандой Сайфред и Сидни Суини. В 2025-м на Hulu вышел сериал «Алая река», а на больших отечественных экранах можно было посмотреть драму «Семь вуалей». Одним из важнейших событий Венецианского фестиваля стала премьера картины Моны Фаствольд «Завещание Анны Ли». Для Аманды Сайфред 2025-й стал чрезвычайно удачным. Рассказываем о творческом пути актрисы и объясняем, почему роль лидера движения шейкеров лучшая в её достойной карьере.
Между Пенсильванией и Нью-Йорком
Аманда Сайфред выросла в городе Аллентаун в штате Пенсильвания в абсолютно обычной неголливудской семье. Папа работал фармацевтом, а мать — терапевтом. Изначально Сайфред была нацелена на совершенно другую карьеру. Уже в восемь лет девочка начала работать в модельном бизнесе, и вполне успешно, правда, по словам актрисы, эта работа была ей не по душе. Параллельно с учёбой она начала брать уроки вокала, в том числе оперного, ездить в Нью-Йорк на прослушивания и постепенно стала получать небольшие роли в мыльных операх типа «Пока вращается мир» и «Все мои дети». И здесь молодой Сайфред действительно пришлось доказать, что она твёрдо решила связать свою жизнь с актёрством. Съёмки занимали огромное количество времени, ей нужно было быстро выучивать тонны текста и работать в бешеном темпе параллельно с учёбой в Пенсильвании. Сайфред даже поступила в университет, но так на занятия и не пошла, потому что ей предложили первую большую роль в кино.
На втором плане
В проект «Дрянные девчонки» Сайфред пробовалась на роль главной антагонистки Реджины Джордж, но роль ушла к Рэйчел МакАдамс. Затем актрису прочили на главную роль Кэйди Херон, однако и здесь нашлась другая актриса — Линдси Лохан. А Сайфред в итоге пришлось довольствоваться ролью подружки-простушки Карен Смит. И тем не менее фильм стал кассовым хитом, а о Сайфред узнал весь мир. Правда, впоследствии актрисе пришлось отбиваться от прилипшего к ней амплуа «недалёкой блондинки», а главные роли доставались её коллегам по цеху. В сериале «Вероника Марс» с Сайфред произошла та же ситуация, что и в «Дрянных девчонках», — главная роль, на которую она пробовалась, досталась Кристен Белл. А Аманда сыграла её подругу, которая появлялась только во флешбэках. Это снова повторится и в «Теле Дженнифер», где на роль соблазнительно демонической Дженнифер взяли Меган Фокс, а Сайфред снова стала лучшей подружкой, которая могла грудью предсказывать погоду.
Кадр из фильма «Дрянные девчонки», реж. Марк Уотерс, 2004
Даже роль в мюзикле «Мамма MIA!», несмотря на то, что актрисе наконец-то удалось продемонстрировать свои вокальные способности (уроки оперного вокала не прошли зря), её персонаж был лишь функцией, в то время как основное внимание было уделено героине Мэрил Стрип и её многочисленным романам. С тех пор Сайфред ещё не раз играла хороших девочек: идеальную «девушку солдата» в «Дорогой Джон»; чистую и невинную Козетту с ангельским голосом в «Отверженных»; а также очаровательную девушку, которая верит в настоящую любовь, в «Письмах к Джульетте».
В то же время актриса активно пыталась вырваться из амплуа хорошей и удобной для всех. Так, в «Хлое» Атома Эгояна Сайфред сыграла загадочную девушку по вызову, которая вступает в запутанные отношения с героиней Джулианны Мур. В «Лавлэйс» актриса воплотила на большом экране образ порнозвезды Линды Лавлэйс. Фильм рассказывает мрачную историю об эксплуатации и насилии, показывая тёмную сторону секс-индустрии. Сайфред полностью погрузилась в роль, для которой ей пришлось обнажиться и физически, и эмоционально. Ещё одна важная работа — «Дневник пастыря» Пола Шредера, где актриса сыграла беременную прихожанку Мэри, которая обращается за помощью к священнику в исполнении Итана Хоука и запускает в нём цепь внутренних процессов, заставляющих усомниться в его вере. При этом даже в авторских проектах актрисе было тяжело показать, на что она действительно способна. В «Хлое» у её героини не было настоящей индивидуальности, она служила объектом желания, а в «Дневнике пастыря» она, как и в «Мамма MIA!», снова была лишь функцией, запускающей сюжет. И даже в «Манке» Дэвида Финчера, за работу в котором Сайфред получила первую в карьере номинацию на «Оскар», она снова играет роль светлого пятна, актрису трагической судьбы Мэрион Дэвис.
На подъёме
Карьера становится более разносторонней и глубокой с годами, что довольно иронично. В то время как обычно для большинства актрис карьера в Голливуде заканчивается, когда им исполняется 40 лет (хотя сейчас индустрия и пытается бороться с этим стереотипом), кажется, что Сайфред к 40-летию ещё не достигла своего пика.
Кадр из сериала «Выбывшая», реж. Майкл Шоуолтер, Франческа Грегорини, Эрика Уотсон, 2022
Одна из важнейших ролей в карьере актрисы — в сериале «Выбывшая», где Сайфред сыграла Элизабет Холмс, основательницу биотехнологического стартапа Theranos, который обещал совершить революцию в медицине. На пике успеха компанию оценивали в 9 миллиардов долларов, а саму Холмс называли «следующим Стивом Джобсом». Однако всё это оказалось грандиозной аферой. Интересная роль дала Сайфред необходимое пространство, чтобы наконец-то продемонстрировать свой диапазон. Актриса создала пугающий портрет социопатки-визионера, мастерски изобразив её голос и пустой взгляд. И индустрия наконец-то рассмотрела в ней серьёзную актрису. За роль в «Выбывшей» Сайфред получила «Эмми», «Золотой глобус» и премию Гильдии актёров.
«Завещание Анны Ли»
Интересно, что возможность сыграть эту роль предоставила ей женщина — американская писательница, продюсер, создательница сериалов «Новенькая» и «Больше, чем секс» Элизабет Меривезер, которая смогла рассмотреть за ангельской внешностью Сайфред личность и талант. Ещё одной женщиной, подарившей актрисе лучшую роль за всю карьеру, стала норвежская постановщица Мона Фаствольд.
В её новом фильме «Завещание Анны Ли» Сайфред сыграла основательницу религиозного движения шейкеров (которые, в свою очередь, были ответвлением от квакеров) Анну Ли. Она родилась в середине XVIII века в Манчестере в обычной семье разнорабочих. С самого детства Анна посещала встречи квакеров и выросла очень религиозной и малообразованной. Родители выдали её за кузнеца Авраама (Кристофер Эбботт), она родила ему четырёх детей, но все они умерли в младенчестве, что повергло Анну в отчаяние. Женщина нашла выход в вере, и однажды, когда её задержали на одном из собраний квакеров, уже в тюрьме у Анны случилось видение о том, что она является вторым пришествием Иисуса Христа. Когда её освободили, Ли собрала своих сторонников и уплыла за океан в США в попытке спастись от репрессий англиканской церкви и основать колонию шейкеров.
Кадр из фильма «Завещание Анны Ли», реж. Мона Фаствольд, 2025
Как отметила её коллега по фильму Томасин Маккензи, которая играет одну из ближайших соратниц Анны Ли и выступает в роли рассказчицы: «Аманда — человек, который создаёт ощущение общности. Она даёт тебе почувствовать себя частью важного процесса, она по-настоящему приглашает тебя внутрь. У Аманды Сайфред нет фильтров, и находиться рядом с ней прекрасно».
Одновременно в героине есть жёсткий стержень, который позволил ей отстоять свою веру и дать поддержку последователям, несмотря на гонения и насилие. Сайфред — настоящая сила, которая сметает всё на пути и тащит на себе весь фильм, и уж тут точно не обойтись одной ангельской внешностью и звонким голосом. Кстати, о голосе. «Завещание Анны Ли» — не просто фильм, но мюзикл, но не в совсем традиционном смысле этого слова. Композитор Дэниэл Блумберг сочинил для фильма музыку, основанную на реальных гимнах шейкеров, создав «бессловесную какофонию», имитирующую экстатические практики шейкеров и говорение на языках. Поэтому академическое образование Сайфред здесь скорее мешало.
«Я не могла почувствовать эти песни. Но в какой-то момент я просто подумала: „Что-то должно измениться внутри меня“. Это просто новый взгляд на то, кем является эта женщина и почему она поёт. Она поёт не так, как пою я; она поёт, чтобы стать ближе к Богу. Мне пришлось перестроить своё сознание и начать петь из той части себя, которой всё равно, как это звучит», — пояснила актриса. Поэтому пение Сайфред в фильме — почти животный крик, при этом невероятно поэтично и красиво оформленный.
«Завещание Анны Ли» — первый фильм в карьере Сайфред, где она наконец-то не выступает на подпевке, а выкладывается полностью. Другое дело, что специфичность темы и формы картины могут сильно испугать большинство зрителей и даже академиков, которые совсем скоро объявят номинантов на «Оскар». Однако сама Сайфред не так уж беспокоится о наградах: «У меня больше нет синдрома самозванца. И признание помогает, валидирует твой талант, не буду спорить. Но жизнь слишком коротка, чтобы об этом волноваться, потому что тогда ты не можешь играть. Это чувство во многом основано на моём 20-летнем опыте. Я заслужила свой статус на съёмочной площадке. И это чувство уверенности приобретается слишком долго, особенно женщинами».