Вампир-романтик, защитник Готэма, завсегдатай инди: Как складывалась карьера Роберта Паттинсона
Роберту Паттинсону — 38! В день рождения одного из главных актеров современности вспоминаем, как складывалась его карьера: от роли скромного Седрика Диггори и притягательного Эдварда Каллена до сумасшедшего смотрителя маяка и Брюса Уэйна из комиксов про Бэтмена.
Первые шаги
Если не брать во внимание крошечную роль в телевизионном «Кольце Нибелунгов» Ули Эделя, то можно считать, что актерская карьера Роберта Паттинсона, одной из самых желанных звезд в современной киноиндустрии, началась с четвертой части франшизы о «мальчике, который выжил». «Гарри Поттер и Кубок огня» вышел в 2005 году — и вроде бы не очень большая, но всё же трогательная роль пуффендуйца Седрика Диггори сразу заставила публику обратить внимание на румяного красавца в зелено-желтом свитере.
На тот момент Роберт еще не знал точно, стоит ли ему продолжать актерскую карьеру. Вдохновившись чтением книги о системе Станиславского, он решил, что актерство — это постоянное преодоление себя, вымучивание переживаний и эмоциональные крайности, а это юноше было неблизко. К тому же съемки проходили в постоянном напряжении: Роберт (ожидаемо) впервые работал со спецэффектами и не до конца понимал все тонкости процесса. Неудивительно, что даже несмотря на успех фильма стремления к актерству пришлось чуть поумерить.
Переходное состояние
У Паттинсона есть хобби — он очень любит музыку, причем не только как слушатель, но и как исполнитель. С ранних лет будущий актер начал играть на фортепиано, а впоследствии освоил и гитару. Эти навыки весьма пригодились ему в кинопрофессии (вспомнить, например, сцену с играющим на рояле Эдвардом из «Сумерек»), хотя был период, когда Роб всерьез задумывался о том, чтобы посвятить себя музыке полностью. После выхода «Кубка огня» он решил заниматься ей до тех пор, пока у него не кончится гонорар, оставшийся после участия в магической серии. К сожалению или к счастью, из затеи ничего не вышло.
Когда финансы начали поджимать, актер появился сперва в телевизионном «Дневнике плохой мамаши» (2007), где солирующую партию исполнила Кэтрин Тейт («Доктор Кто»), а потом и в по иронии жизненном «Переходном возрасте». В картине 2008 года Паттинсон сыграл музыканта, выступающего в пабах и переживающего кризис из-за разлада с девушкой. Вернувшись жить к родителям и уверовав в self-help методику некого доктора, герой решает консультироваться с этим специалистом напрямую.
Сумеречная слава
Для многих любителей кино имя Паттинсона напрямую ассоциируется с серией подростковых вампирских романов Стефани Майер «Сумерки». Роль главного героя, обольстительного вурдалака Эдварда, в экранизации сыграл Роберт, а компанию ему составила Кристен Стюарт («Персональный покупатель», «Спенсер») в образе смертной школьницы Беллы. Для обоих сверхуспешная франшиза стала поворотной в карьере.
Киносерия начала выходить в 2008 году и растянулась на пять фильмов — последний вышел в 2012-м. Сюжет закручивается вокруг депрессивной старшеклассницы, которая переезжает к отцу в пасмурный городок Форкс и знакомится с таинственным одноклассником, который оказывается вампиром. Романтические чувства и желание остаться с Эдвардом делают Беллу одержимой одной идеей — обратиться в вампиршу. Первая картина саги, срежиссированная Кэтрин Хардвик («Ванильное небо»), плотно вошла в современную поп-культуру — как за счет мемов (разговор о погоде, ужимки Стюарт…), так и за счет характерной цветовой эстетики, ассоциирующейся с ушедшей tumblr-эпохой. Паттинсон в ней зарекомендовал себя как выдержанный профессионал и мечта миллионов девушек, так что после премьеры предложений о работе прибавилось.
Покоритель сердец
Когда на горизонте появляется актер, способный привлечь женскую аудиторию в амплуа героя-обольстителя, — грех не подписать с ним контракт-другой. Уже в 2010 году под эгидой Summit Entertainment, занимавшейся «Сумерками», выходит мелодрама «Помни меня». В ней Паттинсон сыграл роль беспечного, но не доверяющего жизни студента Тайлера, который нигде не может найти себе место. Однажды его несправедливо задерживают за драку, в качестве мести виновному полицейскому Тайлер решает закрутить роман с его дочерью — и, конечно же, влюбляется в нее взаправду. Еще одного студента Роб сыграл в феерической драме Фрэнсиса Лоуренса «Воды слонам!» (2011) — на пару с Риз Уизерспун в декорациях Великой депрессии.
Следом, в 2012 году, вышел «Милый друг» Деклана Доннеллана и Ника Ормерода — дерзкая экранизация романа Ги де Мопассана. Действие развивается в Париже в конце XIX века — во французскую столицу прибывает отставной военный Жорж Дюруа, чтобы попытать счастья в большом городе. Жалкое существование в миг сменяется чередой романтических авантюр: устроившись по совету друга в газету, Дюруа сполна начинает пользоваться главным талантом — умением влюбить в себя любую женщину. Под его чары попадают персонажи Умы Турман, Кристины Риччи, Кристин Скотт Томас.
На пути к независимости
Как предполагают многие фанаты, участие в «Сумерках» позволило Роберту обрести твердую финансовую базу и начать наконец участвовать в тех проектах, которые на самом деле интересны актеру. Сам Паттинсон, впрочем, позже говорил, что после вампирской саги действительно крупных предложений ему особо не поступало.
Так или иначе, чем ближе оказывался финал сумеречной франшизы, тем больше актер интересовался экспериментальными и независимыми проектами. Например, артист дважды работал с Дэвидом Кроненбергом («Преступления будущего»). В «Космополисе» (2012) он предстал в образе молодого миллиардера, который за сутки успевает потерять буквально всё, что имеет. В 2014-м Кроненберг выпустил сатиру «Звездная карта» о порочных жителях Голливуда. Обе картины были показаны в основном конкурсе Канн. 2015 год отмечен в карьере Паттинсона жестким «Детством лидера» — драмой Брэйди Корбета, полнометражным дебютом в прошлом актера, где показано рождение тирана. В том же году выходит «Лайф» — атмосферная биографическая драма Антона Корбейна, где Роб сыграл фотографа Денниса Стока, дружившего с Джеймсом Дином (Дэйн ДеХаан).
Эпоха экспериментов
Постепенно Паттинсон всё больше отдалялся от студийного кино и всё сильнее сосредоточивал внимание на независимых и необычных картинах. Например, в 2017 году свет увидело «Хорошее время» братьев Сэфди — нервный криминальный триллер о двух братьях, неудачно ограбивших банк. Роберт здесь выступает в роли Конни — трепетного, хоть и разочаровавшегося в справедливости парня, который пытается вызволить из полицейского участка Ника (Бенни Сэфди), страдающего умственными отклонениями. Вскоре вышла и трехминутная короткометражная работа «Страх и стыд», где жаждущий хот-дога актер пытается пересечь Нью-Йорк, не попавшись ушлым фотографам и любопытствующим туристам. В ней Паттинсон указан не только исполнителем главной роли, но и сценаристом — в самоироничной манере он отразил ужасы каждодневной жизни известного человека.
В «Высшем обществе» Клер Дени («Хорошая работа» и «Белый материал»), эстетском и протяжном научно-фантастическом хорроре, Роберту довелось снова сыграть роль преступника. Молодой человек по имени Монте ухаживает за дочерью-подростком на космической станции где-то вдали от Земли. Станция кружит вокруг черной дыры, а все ее пассажиры — приговоренные к смертной казни узники, которым поручено в качестве наказания еще и выполнять лабораторные опыты. Паттинсон так хотел поработать с постановщицей, что, едва узнав о разработке проекта, связался с кастинг-директором и несколько раз появлялся на пробах.
Пиком экспериментального периода в карьере актера, пожалуй, можно назвать участие в пост-хорроре Роберта Эггерса («Ведьма», «Варяг») «Маяк» вместе с Уиллемом Дефо. По сюжету на исходе XIX века двое мужчин оказываются на скалистом острове: один из них (Дефо) — смотритель маяка, другой — его помощник (Паттинсон). Чем больше времени они проводят в изоляции, тем чаще c ними творится необъяснимая чертовщина. Роберт тоже сам изъявил желание поработать с Эггерсом: однажды актер попросил режиссера пригласить его в какой-нибудь странный проект, и тогда тот обмолвился о «Маяке». В монохромной ленте Паттинсон действительно предстал в таком виде, в котором зритель его еще не видел: выдержанный рубаха-парень постепенно превращается в помешанного прямо на глазах, еще и творя в кадре не самые лицеприятные вещи.
Возвращение статуса
Карьера Паттинсона примечательна хотя бы тем, что ему удалось совершить полный круг с точки зрения статуса в индустрии. Начав с блокбастера и крепко вписавшись в популярную франшизу, которая обеспечила ему место среди талантливых молодых актеров первой категории, Роберт отошел от больших проектов и сосредоточился на нетипичных ролях, которые лишь подчеркнули его профессионализм и снова вывели в ранг актеров категории А.
После довольно комичной роли в «Короле Англии» (2019) Дэвида Мишо на подмоге у Тимоти Шаламе Паттинсон появился в «Доводе» (2020) Кристофера Нолана («Интерстеллар», «Помни»). Научно-фантастический боевик по праву считается одним из самых запутанных в карьере постановщика: сюжет основан на применении хронологической инверсии — технологии, которая завязана на энтропии предметов и заставляет их двигаться назад во времени. Актер сыграл в фильме напарника главного героя (Джон Дэвид Вашингтон), который, как водится у Нолана, под конец раскрывает историю с неожиданной стороны. Кстати, Роберт именно на съемках «Довода» посоветовал режиссеру книгу про Роберта Оппенгеймера.
Крупнейшей, а также последней на данный момент ролью Паттинсона стал Брюс Уэйн в «Бэтмене» (2022) Мэтта Ривза. Вот что об актере говорила одна из кастинг-директоров проекта Синди Толан: «Нельзя отрицать, что он — сила, с которой нужно считаться. Невероятный актер, обладающий экстраординарным талантом. Он обладает вкрадчивой, тихой утонченностью и невероятной техникой игры». Паттинсон долго открещивался от появления в супергероике, однако выход «Джокера» Тодда Филлипса встряхнул киноиндустрию комиксов и позволил появиться в том числе такому мрачному проекту, как новый «Бэтмен». Что характерно, в этой роли действительно сплелись две ипостаси, в которых Паттинсон чувствует себя наиболее комфортно: воспитанный эстет Брюс Уэйн и его отклоняющееся от нормы альтер эго. Нет сомнений, что актер и дальше будет чередовать дикие авторские фильмы и головокружительные блокбастеры.