Уберите из сериала Криса Пратта — и никто не пострадает: Каким получился шпионский экшен-сериал «Список смертников: Темный волк»
На Amazon Prime Video вышли первые три серии спин-оффа сериала «Список смертников» с подзаголовком «Темный волк». Рассказываем, каким получилось неплохое продолжение посредственного проекта, насквозь пропитанного военной пропагандой.
Оригинальный сериал рассказывал о «морском котике» Джеймсе Рисе (Крис Пратт) — американском лейтенанте, единственном выжившем в неудачной военной операции в Сирии. После смерти жены и ребенка он узнает, что в убийствах его близких и товарищей замешано правительство США, и составляет «список смертников» из виновников, на которых объявляет охоту. В исполнении мести Рису помогает Бен Эдвардс (Тейлор Китч) — давний товарищ, оперативник ЦРУ и бывший «морской котик». Сюжетная линия Эдвардса — одна из самых непредсказуемых в сериале, поэтому после коммерческого успеха шоу на стриминге создатели решили сфокусироваться на предыстории именно этого героя.
Действие «Темного волка» происходит в Ираке 2015 года, в самый разгар борьбы американских военных с ИГИЛ. Бен Эдвардс — старшина подразделения, расположенного неподалеку от иракского города Мосула. Он участвует в боевых операциях и проводит обучение союзных войск. Эдвардс, который вот уже полгода не был дома, где его ждет жена, живет благодаря четким нравственным ориентирам и собственной религии, предлагающей простые ответы на сложные вопросы. Его мало интересуют абстрактные концепции вроде «свободы», «справедливости» и «победы», он верит только в силу армейского братства, а его главная цель — вернуть домой к женам и детям каждого бойца, находящегося под его управлением.
Однажды сослуживец Эдвардса гибнет, став пешкой в запутанном плане ЦРУ. Это событие заставляет главного героя задать себе неудобные вопросы о ценности человеческой жизни и морали войны, а также начать охоту на виновных. Когда Эдвардс, не справившись с «тормозами», убивает двойного агента, работающего на ЦРУ, его с позором выгоняют из «котиков» вместе с прямым подчиненным и лучшим другом — лейтенантом Райфи Хастингсом (Том Хоппер). Но не успевают товарищи призадуматься об ожидающем их несветлом будущем на гражданке, как их рекрутирует загадочный руководитель разведки ЦРУ Джед Хаверфорд (Роберт Уиздом). Он предлагает направить гнев в нужное русло и продолжить охоту на злодеев, на сей раз под руководством Управления. Так Эдвардс и Хастингс становятся частью объединенной операционной группы ЦРУ и «Моссада», которая занимается предотвращением ядерного вооружения Ирана, как раз накануне заключения Соглашения по иранской ядерной программе.
Спин-офф во многом повторяет сюжет оригинала: в обоих сериалах двое «морских котиков» восстают против бюрократической государственной машины. Наверняка события следующих серий проверят на прочность отношения главных героев
Кадр из сериала «Список смертников: Темный волк», реж. Пол Кэмерон, Фред Туа, Лиз Фридлендер, 2025
«Список смертников» 2022 года основан на одноименном романе Джека Карра — американского писателя и бывшего «морского котика». Для работы над сценарием для спин-оффа к Карру присоединился Дэвид ДиДжилио — шоураннер проекта. В сюжете задействованы герои Карра, но он не основан на написанных романах.
«Темный волк» отходит от темы спецназовцев и «морских котиков», исследованной в «Списке смертников», погружая зрителей в запутанный шпионский боевик, однако сохраняет то самое параноидальное ощущение тотального недоверия к ближнему — классический элемент американского военного кино. Уже во второй серии действие переносится из Мосула во Франкфурт, а оттуда в Будапешт, заставляя вспомнить классику шпионского экшена вроде «Миссия невыполнима», а об очевидных параллелях с бондианой говорят и сами герои сериала. Из этой же категории фильмов в сериал пришел бешеный темп повествования и отлично выдержанная динамика. Однако герои «Темного волка» — вовсе не безупречные спецагенты с лицензией на убийство, а простые солдаты, которые пытаются найти смысл жизни в тумане войны, понять, есть ли правильный способ защиты того, что им дорого, и в чём их различия с «плохими парнями», ведь и те, и те выбрали своей профессией убийство.
Главной удачей шоу оказывается Тейлор Китч. Хочется вздохнуть с облегчением, когда столь чужеродное военной форме румяное личико Криса Пратта — главного героя «Списка смертников» — наконец окончательно пропадает с экрана во второй серии. На первый план выходит «темный волк» Китча — старшина с туманными мотивами, садистскими наклонностями и тяжелым взглядом, истинную природу которого понять просто невозможно. То ли он борется со злом, то ли с собственными демонами, то ли ему просто нравится убивать. В пользу последнего говорит и финал «Списка смертников», в котором становится очевидно, что Эдвардс предает свою религию армейского братства. А без нее он больше напоминает отъехавшего социопата, зацикленного на идее-фикс.
Британец Том Хоппер играет спецназовца родом из Южной Африки. В сериале его постоянно называют «родезийским человеком» — это ископаемая разновидность людей вроде неандертальцев, — а еще Тарзаном
Кадр из сериала «Список смертников: Темный волк», реж. Пол Кэмерон, Фред Туа, Лиз Фридлендер, 2025
При этом шоу концентрирует внимание не только на главном герое, методично раскрывая довольно посредственный второстепенный план, состоящий из насквозь правильного и преданного лейтенанта Хастингса, забавных, но коварных израильтянок (Рона-Ли Шимон и Шираз Царфати) и руководителя-наставника, преследующего собственные цели. На их фоне выделяется Мо (Дар Салим) — офицер иракских сил специальных операций с тяжелым прошлым и добрым сердцем. Мо, который в раннем возрасте потерял всю семью, придется сделать непростой выбор: устранить дочь злодея или оставить невинную девушку в живых, но при этом скомпрометировать всю операцию.
Для Китча роли спецназовцев не в новинку: в «Уцелевшем» он сыграл лейтенанта «морских котиков», а в «Настоящем детективе» — военного ветерана. За подготовку к этим партиям он благодарит Рэя Мендосу — консультанта, бывшего оперативника и крестного отца американских военных фильмов, который совсем недавно дебютировал как режиссер, сняв вместе с Алексом Гарлендом натуралистичный боевик «Под огнем». «Темному волку» тоже точно не помешала бы консультация Мендосы, а лучше Гарленда, ведь сериалу не хватает необычного угла зрения на события, который отличает «Под огнем».
В последнее время Тейлора Китча редко можно заметить на главных ролях. «Список смертников: Темный волк» может дать новый виток карьере актера
Кадр из сериала «Список смертников: Темный волк», реж. Пол Кэмерон, Фред Туа, Лиз Фридлендер, 2025
Несмотря на все перечисленные достоинства, шоу не прыгает выше головы. Это добротный, даже местами захватывающий шпионский боевик, но построенный по дряхлым и предсказуемым канонам жанра. Героям не чужды моральные дилеммы, однако ни один из них не сталкивается с возмездием, а сам концепт шоу воспевает крайне спорные идеи вроде линчевания и личной мести. К тому же в департаменте экшена сериалу катастрофически не хватает мастерства и изобретательности. Фронтовая часть операций поставлена попросту скучно, но и после переноса действия в мирную Европу мало что меняется, хотя авторы тут явно ориентировались на стилистику «Джона Уика». Первое же задание героев происходит в неоновом техно-клубе, возникшем на месте средневековой церкви, куда вояки отправились в официальных костюмах, позаимствованных у Киану Ривза. Вот только лоск и глянцевость Ривза вместе с костюмом не шли — особенно забавно в этой сцене смотрелось по-армейски неухоженное и обросшее непонятной растительностью лицо Китча.
Вердикт
«Список смертников: Темный волк» — спин-офф, который превзошел оригинальное произведение, что само по себе заслуживает уважения. Однако по своей сути это классический шпионский боевик, изобилующий раздражающими клише и картонными персонажами. Сильные стороны сериала — исполнитель главной роли Тейлор Китч, сыгравший неоднозначную фигуру бывшего спецназовца с сомнительной моралью, и захватывающее динамичное повествование. Однако мощнейшая военная пропаганда, вшитая в ткань сериала, вместе с нафталиновым патриотическим пафосом мешают насладиться незатейливым, но добротным образчиком жанра.