Тираны, снобы и отличницы: 10 злодеев, которые раздражают всех
Великолепная Имелда Стонтон настолько убедительно исполнила роль деспотичной учительницы Хогвартса в пятом фильме о Гарри Поттере, что стала регулярно попадать в списки самых раздражающих злодеев, каких только видел экран. Сегодня, в день рождения актрисы, вспоминаем харизматичных антагонистов и восхищаемся профессиональным мастерством миссис Стонтон.
Долорес Амбридж, «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Начнем с виновницы. В первый раз Долорес Амбридж появляется вовсе не в школе магов и волшебниц, а в зале суда Министерства магии. И сразу без шансов на симпатию, ведь она обвиняет невиновного. Всё, конечно, обходится, и из зала суда Гарри Поттер выходит оправданным, у него ведь еще три фильма впереди, но от Амбридж так просто не избавиться. Именно ее назначают преподавать в Хогвартсе, чтобы присматривать за чрезмерно либеральной атмосферой школы: мало ли, будут детей учить не по программе, а то и вовсе директор замыслит что-то против самого министра.
Амбридж безусловно ненавистна своим высоким голоском, сюсюкающими интонациями, розовыми нарядами и идущей вразрез со всем этим садистской жесткостью. Она расправляется с неугодными, манипулирует, устрашает, унижает. Но больше всего бесит, что она обладает властью, которая позволяет ей всё это делать. И, как покажет продолжение, зрительская ярость очень даже оправданна: оппортунистка Амбридж останется правой рукой в министерстве и после смены правительства.
Амбридж по праву занимает первое место, но хватает в поттериане и других скверно переносимых персонажей. Вспомнить хотя бы Тимоти Сполла, который играет друга-предателя Питера Петтигрю. Актер до того вживается в роль, что практически неотличим от крысы, в которую умеет превращаться его Петтигрю. Ну и не стоит забывать о Хелене Бонем Картер, которая играет падкую до чужого страданья Беллатрису Лестрейндж. Хотя с Бонем Картер сложнее, ее эксцентрика настолько перекрывает всякие человеческие эмоции, что за плотным актерским перформансом можно и не успеть испытать раздражение.
Теренс Флетчер, «Одержимость»
А что, если Амбридж превратить в ученического кумира, вместо сюсюканья заставить ее орать, а все влияние и абьюз оставить на месте? Получится Терренс Флетчер прямиком из «Одержимости» Дэмьена Шазелла. Флетчер управляет джазовым оркестром, слывет тираном, но все хотят к нему попасть, потому что маэстро, больше кнутом, чем пряником, раскрывает настоящий потенциал музыканта. Тут встает непростой вопрос: до какой степени унижения можно опуститься, чтобы продолжать творить, и не убить себя от отчаяния? Ведь Флетчер умеет погрузить самых талантливых в бездны отчаянья.
Дж.К. Симмонс настолько хорош, что его присутствие на экране в какой-то момент просто невозможно выносить. Он орет, принуждает, кидает вещи в стены и взаимоуважение как категорию не признает. Уважать и чтить должны его, а он будет вершить судьбы, как неприкасаемое божество. И вроде бы Шазелл даже немного наказывает Флетчера, а вроде и нет. Вся сложность этого образа заключается в его глубокой реалистичности, от которой раздражение только нарастает. Почти у каждого, особенно если речь об арт-коммьюнити, есть такой Флетчер — кумир, демон, абьюзер. И, кстати говоря, фильм «Тар» Тодда Филда напрямую продолжает историю с абьюзом внутри музыкального коллектива, на сей раз через фигуру женщины-дирижера Лидии Тар — героини тоже до крайности неприятной и реалистичной.
Сестра Рэтчед, «Пролетая над гнездом кукушки»
Еще одна важная женщина в нашем списке — предшественница Амбридж Милдред Рэтчед, педантичная сестра психиатрической лечебницы из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», снятого по одноименному роману Кена Кизи. Ее власть и авторитет просто обязаны оставаться непоколебимыми, иначе всё полетит в тартарары — на радость пациентам клиники. И Рэтчед блюдет иерархию и порядок и работает, как часовой механизм. Понятно, что до поры до времени, потому что в тартарары в фильме всё летит не раз и не два, и виной тому оказывается новый пациент Рэндалл Патрик Макмёрфи, которому всё по плечу, в том числе и холодная стерва Рэтчед.
Эта героиня, в отличие от Амбридж, вполне поддается переосмыслению, потому как в фильме, да и в романе, она описана глазами главного героя. Неудивительно, что медсестра его бесит только потому, что является оплотом ненавистного ему порядка. Макмёрфи призван сеять хаос и со своим бунтом против системы в 1960-х и останется, а вот Рэтчед, уже в качестве заглавной героини сериала, вернется на экраны в 2020-м в проекте Райана Мёрфи. Тоже стерва, но на сей раз обладающая агентностью.
Полковник Джессеп, «Несколько хороших парней»
Кстати говоря, Макмёрфи в «Пролетая над гнездом кукушки» сыграл Джек Николсон, который и сам не раз представал на экране в образе отвратительного подлеца. И если его Макмёрфи заражает жаждой жизни, а Джек Торренс в «Сиянии» внушает откровенный ужас, то полковник Джессеп в фильме «Несколько хороших парней» раздражает до невозможности. И снова — в первую очередь тем, как упивается собственной властью. Дедовщина, которая царит в части Джессепа и которую тот максимально поддерживает, приводит к смерти одного из солдат, и главным героям, армейским адвокатам, предстоит это доказать.
Джессеп непререкаем, убежден в своей правоте и готов задушить каждого, кто на правоту эту посягнет. И, справедливости ради, это не единственная роль Николсона, построенная на таких качествах. Есть у него еще один герой, тоже совершенно невыносимый и убежденный в собственном великолепии, — доктор Бадди Райделл из фильма «Управление гневом». И если роль Джессепа и его манипуляции властью несут в себе хоть какую-то мораль (например, что так делать нельзя и что виновный будет наказан), то Райделлу и вовсе всё сходит с рук. Дело в том, что в случае с последним мы оказываемся посреди оголтелой комедии, где в паре с Николсоном играет Адам Сэндлер. Так что, если вам срочно необходим приступ раздражения, «Управление гневом» — для вас.
Уильям Хейл, «Убийцы цветочной луны»
Мартин Скорсезе в недавних «Убийцах цветочной луны» делает невозможно гнусным одного из главных героев фильма. Уильям Хейл — политический деятель, землевладелец и преступник из округа Осейдж. Исполнивший его Роберт Де Ниро отлично встраивается в череду актеров, воплотивших на экране самые неприятные человеческие черты. И вновь перед нами персонаж, злоупотребляющий властью. Он имеет вес в местном сообществе, которое наполовину состоит из обогатившихся за счет нефти индейцев, сильно беспокоится о богатствах и мало переживает о ценности человеческой жизни. Вместе со своими единомышленниками Хейл учиняет расправу, раз за разом перекладывая вину на трагическую случайность.
Кажется, союз Скорсезе и Де Ниро достигает наивысшей точки. В фильме актер совершенно органичен и не просто справляется с ролью, но упивается ею. За свою карьеру он сыграл много жестоких парней, но всегда можно было отыскать в них какой-то тайник, какую-то схороненную черту, которая вызывала зрительское сопереживание. В роли Хейла все тайники были наглухо завалены, осталась только чистая жесткость и благостная улыбка. Без улыбки никак, именно в ней кроется нерушимая уверенность в том, что любое злодеяние сойдет с рук.
Норман Стэнсфилд, «Леон»
Бывают, конечно, и просто полные психи. Так, одной из самых отвратительных ролей Гари Олдмана становится Норман Стэнсфилд из фильма «Леон». Помните этого вечно обдолбанного продажного копа, который однажды приходит в квартиру к своему непорядочному сообщнику и убивает всю его семью? Выживает только маленькая Матильда (Натали Портман). Конечно, власть тут тоже важна, но Олдман играет патологию, и играет отлично. Неуправляемость и жестокость, страшная аура героя делают из него идеального злодея, который и пугает, и действует на нервы одновременно.
Бессон схожим образом использует Олдмана и в своем «Пятом элементе», а с образом капризного, своенравного подлеца, хоть и без злодейского флера, Олдман не расстается и по сию пору — достаточно вспомнить руководителя бедового отдела MI5 в сериале «Медленные лошади».
Мейсон, «Сквозь снег»
Героиня Мейсон в фильме Пон Джун-хо «Сквозь снег» — одно из самых диковинных преображений и апогей банальности зла. Ханна Арендт ввела в обиход этот термин, когда в качестве репортера присутствовала на суде над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме. Арендт обратила внимание на то, что Эйхман, человек, который руководил одним из отделов гестапо и активно занимался организацией работы концлагерей, был не столько антисемитом или идеологически настроенным нацистом, сколько благонадежным исполнителем, который стремился получить повышение. Самый обычный чиновник.
«Сквозь снег» снят на основе дистопичного графического романа и никакой привязки к историческим событиям не имеет, за исключением того, что воспроизводит модель социальной иерархии, к которой так или иначе обращались тираны и прошлого, и нынешнего века. Тильда Суинтон в роли Мейсон играет не столько чиновницу, сколько прилежную ученицу, которая хочет получить пятерку. Ее Мейсон как под копирку повторяет все нужные слова и стремится выполнять приказы с предельной точностью. За этим желанием она не в силах разглядеть страдания или испытать стыд. На самом деле таких героинь можно с легкостью отыскать и в советском кино — взять хотя бы управдома в «Бриллиантовой руке» в исполнении Нонны Мордюковой. Она, конечно, никого не убивает и скорее смешит, чем раздражает, но всё же данной ей властью активно тиранит жильцов.
Каледон Хокли, «Титаник»
Еще одна звезда парада раздражающих героев — Каледон Хокли из «Титаника». Этого героя сложно назвать злодеем, но он так настойчиво мешает продвижению романтической линии Розы (Кейт Уинслет) и Джека (Леонардо ДиКаприо), что явно настраивает против себя аудиторию. А еще он зануден, труслив и напомажен, и вообще — Роза должна выйти за этого сноба по расчету, а любит другого.
Не то чтобы Билли Зейну в роли Хокли нужно играть что-то сложное, нарастающему зрительскому раздражению вполне хватает сюжета: Хокли и так бесит протагонистов, куда уж зрителю против такого устоять. Другое дело, что «Титаник», являясь фильмом легендарным, сделает роль Каледона одной из ключевых в карьере актера.
Илай Сандей, «Нефть»
В фильме Пола Томаса Андерсона «Нефть» сложно отыскать хоть одного положительного героя, а всё же раздражения достоин там далеко не каждый. Андерсону, безусловно, важна актерская игра, Дэниэл Дэй-Льюис в главной роли и вовсе выдает величайший перформанс в своей карьере. Играет на столь же высочайшем уровне в фильме и Пол Дано, он исполняет роль алчного священника Илая Сандея. Но у последнего, кроме игры, есть еще его лицо, пухлое, круглое, из которого Дано может лепить многое, в том числе — отвращение. Он работает с собственной отрицательной фотогенией, с пол-оборота превращаясь из трогательного в абсолютно отталкивающего героя.
Вообще, такая работа с фотогенией в том, что касается нервирующих героев, довольно распространена. Тот же Андерсон явно отрабатывает специфику внешности великого Филипа Сеймура Хоффмана — в фильме «Мастер» Хоффман играет харизматичного лидера религиозного движения Ланкастера Додда. Важно, что в самом лице Хоффмана при минимальном усилии можно разглядеть какую-то червоточину, заподозрить, что что-то с этим героем не так. А дальше уже на это «не так» можно накручивать разные уровни сложности. Есть это «не так» и у Дано, ему оно еще пригодится в фильме «12 лет рабства», где он сыграет жестокого и мстительного плотника Тибитса. Есть и у Джесси Племонса. Последний играет и в «Мастере» (сына Додда), и в сериале «Во все тяжкие»: именно за роль Тодда Алкиста, помощника Уолтера Уайта с маниакальными замашками, многие ненавидят Племонса.
Шурик Бабакин, «Асса»
Есть актеры со специфической фотогенией и в позднесоветском и российском кино. Например, Александр Баширов. Он вообще в любой роли совершенно отчетливо выстраивает крайне неприятного персонажа. Интонации, мимика, бегающий взгляд — в чем его героям не откажешь, так это в индивидуальности. В каждом фильме, где появляется Баширов, его уже не забыть.
Один из самых его известных антагонистов — Шурик Бабакин, псевдомайор и сообщник криминального авторитета Крымова из «Ассы». Но и в «Игле», и даже в «Даун Хаусе» приятного в героях Баширова мало. Актер об этом прекрасно знает и оттачивает технику. Неудивительно, что Баширову в «Питер FM» достается роль управдома. Он вовсе не такой грозный, как Мордюкова, он гаденький человек с бумажками, Башмачкин XXI века, у которого появилась возможность хоть на ком-то отыграться.