Опубликовано 03 июля 2023, 09:55

Сыграй это еще раз, Джон: За что мы любим «Джона Уика»

Поделиться:
Сыграй это еще раз, Джон: За что мы любим «Джона Уика»

Зубодробительный боевик «Джон Уик 4» доступен в подписке Okko. Сегодня вымышленный киллер из Беларуси окончательно стал легендой и поп-культурным феноменом. Четвертая часть «Джона Уика» побила все кассовые рекорды, а кинокомпания Lionsgate объявила, что и пятая уже находится в разработке. Сентиментальный убийца в трауре стал сверхчеловеком и новой иконой стиля где-то между Джеймсом Бондом и Нео. Самое время поговорить о том, что же обеспечило франшизе Чада Стахелски такой долгоиграющий успех и за что весь мир полюбил грустного ассасина с собачкой.

За щеночков

Почему стоит смотреть «Джона Уика»

Почему стоит смотреть «Джона Уика»

Самый простой способ очеловечить на экране законченного социопата — дополнить его образ трогательной любовью к животным. От Вито Корлеоне с котиком до Миротворца с Орлушей четвероногие добавляют сто процентов к обаянию любого экранного антигероя. О том, что сентиментальность и любовь к котятам, щенятам или, например, утятам — опознавательная черта психопата, на собственном опыте узнала и доктор Дженнифер Мелфи, шесть сезонов самоотверженно лечившая криминального босса Нью-Джерси Тони Сопрано. Но это лишь к шестому сезону, а в то самое утро, когда утки предательски покинули бассейн Сопрано, все мы сочувствовали утрате Тони.

Сюжет о мести за щенка к четвертому «Джону Уику» превращается практически в анекдот. Но собачки продолжают тянуть саночки этой истории — от милого бигля до боевых овчарок Холли Берри: стоит кому-то навести ствол на хвостатого, как ситуация разворачивается на 180 градусов. Создатели франшизы ловко связывают зрителя с Бабой-ягой через общее убеждение, что собаки лучше людей, свойственное большинству тихонь и интеллигентов, лишенных иллюзий по поводу человеческой природы. Ровно таким и кажется поначалу убитый горем вдовец Уик, пока не берет в руки кувалду и не превращается вдруг в Черную Мамбу. Ирония в том, что в дилогии Тарантино у мстительницы были куда более серьезные основания для вендетты. 

За фантастический мир и хорошо продуманную вселенную

«Джон Уик». Смотреть все части в хронологии выхода

«Джон Уик». Смотреть все части в хронологии выхода

Чаще, чем байка о том, как Баба-яга практически очистил Нью-Йорк от преступности из-за тачки и щенка, в фильме повторяется только измышление управляющего «Континенталем» Уинстона Скотта о нерушимости правил. Уинстон буквально утверждает следующее: «Правила… Без них мы стали бы животными». (Оцените изящную иронию создателей франшизы, в которой собаки ценнее людей.) С первой же части вселенная «Джона Уика» знакомила с огромным вымышленным миром безупречно и со вкусом организованной преступности. На вершине — Старейшина, который откуда-то из африканской пустыни управляет двенадцатью преступными семьями. Представители этих семей вместе образуют Правление кланов, которое следит за соблюдением правил и исполнением всех контрактов. Помимо этого, по всему миру функционирует сеть отелей «Континенталь». Это своеобразные центры притяжения, обеспечивающие бандитам основные виды услуг: от химчистки и портного до элитного бутика с оружием и подпольного доктора, который готов подлатать постояльцев прямо в номере под бокальчик бурбона. В преступном мире есть два нерушимых правила: нельзя «вести дела» на территории «Континенталя» и нельзя не платить по векселям — позолоченным медальонам, свидетельствующим о данной владельцу священной клятве на крови.

В первом фильме тогда еще дебютанты Чад Стахелски и Дэвид Литч больше всего поразили тщательной проработкой фантастического мира, в который нежданно-негаданно погружается зритель. Социальная драма о безутешном вдовце, который решил дать отпор сыночку мафиози, внезапно превращается в яркий и продуманный до мелочей комикс. «Континенталь» выглядит чем-то вроде Хогвартса для преступников, а все персонажи максимально изобразительны — их предысторию, как в компьютерных файтингах, рассказывают их костюм, прическа, оружие и прочие внешние атрибуты. Улицы буквально наполняются колоритными злодеями, которые внезапно будто отделяются невидимой стеной от всего внешнего мира. Так в боевых сценах все случайные свидетели куда-то незаметно испаряются или продолжают оголтело отрываться на рейве прямо под пулями, как фоновые неигровые персонажи компьютерной игры. Все распоряжения Правления кланов и новые контракты передаются через какую-то невероятных размеров ретро-канцелярию, в которой красиво от стола к столу перекладываются важные бумаги непонятного назначения и эффектно шлепаются цветные печати на красивые старинные досье, — не больше не меньше сцены-заставки после пройденного в игре уровня, запускающие следующий. 

Джон Уик 2
Рейтинг: 7.48IMDb: 7.5
2017, Боевики, Триллеры, Криминальное, 117 мин
США, 18+
Режиссер: Чад СтахелскиГлавные роли: Киану Ривз, Иэн МакШейн, Риккардо Скамарчо, Руби Роуз

За безупречную хореографию

«Джон Уик 3»

«Джон Уик 3»

Но самое главное в «Джон Уике» — боевые сцены. Здесь они развернуты в масштабные танцевальные перформансы с выдающегося размера массовкой и фантазией. Тут и погони на лошадях и мотоциклах, и убийство томиком «Народных русских сказок» Афанасьева, и затяжные бои в лабиринтах из пуленепробиваемого стекла — перечислять можно еще очень долго. Каждого нового «Джона Уика» сочиняют не сценаристы, а постановщики боевых сцен. И каждый следующий фильм — еще более совершенный аттракцион, который смотришь с замиранием, как произвольную программу любимых фигуристов: и артистизм, и техника, и все обязательные элементы тут на высоте. По сути все фильмы о злоключениях Бабы-яги — это боевые мюзиклы с развернутыми красивыми шоу-стопперами, которые связывают подчиненный им сюжет.

Секрет тут прост: Стахелски, неизменный постановщик всех четырех частей, и Литч, его соавтор по первой части и режиссер не менее боевой «Взрывной блондинки», до режиссуры были каскадерами и придумывали трюки для остросюжетных фильмов. Более того, Стахелски даже был дублером Киану Ривза в «Матрице» — еще одной новаторской с точки зрения боевых сцен франшизе. Но даже зная о таком бэкграунде, не перестаешь удивляться грандиозности потасовок, в которых оказывается Джон Уик. Чего стоит сцена возле парижской Триумфальной арки, где его враги разлетаются на оживленном автомобильном кольце, ударяясь о проезжающие машины.

Джон Уик 3
Рейтинг: 7.28IMDb: 7.8
2019, Боевики, Триллеры, 125 мин
США, 18+
Режиссер: Чад СтахелскиГлавные роли: Киану Ривз, Холли Берри, Иэн Макшейн, Лоренс Фишбёрн, Марк Дакаскос, Азия Кейт Диллон

За идеальные декорации

Кадр из фильма «Джон Уик 3»

Кадр из фильма «Джон Уик 3»

Радует глаз своим совершенством в «Джоне Уике» не только исполнение актерами (в первую очередь Ривзом) смертельных танцев с подручными средствами, но и выбор локаций, музыки и освещения, при которых эти танцы происходят. За четыре части постановщики для своих хореографических перформансов испробовали все музыкальные стили: от техно-дискотеки и Мэрилина Мэнсона до Антонио Вивальди в модных аранжировках в переосмыслении главного композитора экшен-кинохитов Тайлера Бейтса. На его счету, помимо четырех «Уиков», оформление бесчисленного количества боевиков, хорроров и компьютерных игр, среди которых и уже упомянутая «Взрывная блондинка», и «Стражи Галактики», и «Дэдпул».

Декорации от саундтрека тоже не отстают: в последнем на сегодняшний день фильме Киану демонстрирует свое мастерство в Лувре, в третьем скачет на лошади по Нью-Йорку. Подобранные на любой вкус локации для истории не столько работают на сюжет, сколько радуют глаз — точь-в-точь как в хорошем файтинге, где игрок, помимо бойца, выбирает еще и арену для поединка: знойное Марокко или изысканная Италия, выжженная солнцем пустыня или ливень на фоне ночного неба, музеи, библиотеки, токийский «Континенталь» и нью-йоркская подземка. К слову, в последней части франшизы дуэлянты уже сами внутри сюжета выбирают декорации для своей финальной схватки, ровно как игроки в «Мортал Комбат». Пространство в «Джоне Уике», слишком совершенное, чтобы быть настоящим, идеально вписанное в рамку кадра, как обои рабочего стола, неизменно приносит не меньше эстетического удовольствия, чем саундтрек, и составляет львиную долю привлекательности боевых сцен. 

Джон Уик 4
Рейтинг: 7.7IMDb: 8.2
2023, Боевики, Триллеры, Криминальное, 163 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Чад СтахелскиГлавные роли: Киану Ривз, Донни Йен, Билл Скарсгард, Шамир Андерсон, Иэн Макшейн, Хироюки Санада

За самую нарядную клюкву

Киану Ривз в роли Джона Уика

Киану Ривз в роли Джона Уика

Хотя русская мафия одной из первых появляется на экране (перешел дорогу мстительному Бабе-яге неразумный и задиристый сынок русского мафиози), зрители только к третьей части узнают истинное имя киллера-собачника. Оказывается, что Уик — простой сирота из цыганского поселения в Беларуси по имени Джордани Йованович, который был воспитан славянскими преступными группировками. В самый отчаянный момент, когда Уика объявляют экскомьюникадо (буквально — «отреченным»), Джордани достает свой православный крест и, словно блудный сын, возвращается в свою альма-матер — преступную группировку «Русска рома» с Директрисой, похожей на завсегдатая Мариинского театра. И вот эта «Русска рома» — настоящая песня. Помимо традиционной водки, здесь используют нательные кресты для клеймения, все мальчики-сироты, как один, занимаются борьбой, а девочки — балетом, и то и другое — с полным отречением и до членовредительства. Татуированные балерины в белоснежных пачках, массивные украшения с драгоценными камнями, позолота и сплошь смурные лица — в «Джоне Уике» русские не улыбаются, зато наконец не выглядят клоунами или деревенщинами. В итоге вымышленная русская мафия оказалась настолько колоритной, что компания Lionsgate даже решилась на спин-офф под названием «Балерина» с Аной де Армас в главной роли, который выйдет следующим летом. Но и приключения персонажа Ривза, к счастью, не заканчиваются.

Новое в подписке

Лучшее в подписке