Опубликовано 29 ноября 2024, 18:09
7 мин.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»: Как создавали советский истерн и почему он актуален даже спустя 50 лет

Поделиться:
«Свой среди чужих, чужой среди своих»: Как создавали советский истерн и почему он актуален даже спустя 50 лет

Знаменитому советскому истерну «Свой среди чужих, чужой среди своих» исполняется 50 лет. Фильм стал дебютной работой Никиты Михалкова и запустил карьеру начинающего режиссера. К юбилею классики вспоминаем, как снимали картину, с какими трудностями сталкивались при создании и чем удивляет, казалось бы, заезженный сюжет про гражданскую войну.

Свой среди чужих, чужой среди своих
Рейтинг: 8.1IMDb: 7.4
Жанр: Советское
1974, 92 мин
СССР, 16+
Режиссер: Никита МихалковГлавные роли: Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Александр Калягин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Анатолий Солоницын

Смелая дебютная работа по реальным событиям

Весна 1970-го. Молодой режиссер Никита Михалков и сценарист Эдуард Володарский натыкаются на короткую заметку в газете «Комсомольская правда». В ней рассказывают про ограбление поезда с золотом: большевики обокрали буржуев и отправили ценный груз из Сибири в Москву, но по пути на локомотив напали белые. Стороны отбирали добычу друг у друга, пока в итоге посылка не вернулась в руки красным. Михалков и Володарский не спешили писать большой сценарий. Сначала они придумали повесть «Красное золото» — ее текст почти полностью совпадает с сюжетом фильма. Только после этого авторы решили перенести историю в кино.

Как снимали фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

реж. Никита Михалков, 1974

Картину хотели назвать «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком». Уже здесь прослеживается влияние спагетти-вестернов Серджио Леоне вроде «Хороший, плохой, злой» и «За пригоршню долларов», в любви к которым неоднократно признавался Михалков. Но амбициозную задачу перенести западный жанр в советские реалии пришлось отложить на неопределенный срок. Режиссера забрали в армию, и он на два года уехал на Дальний Восток. Под вопросом оказался не только проект, но и личная жизнь самого постановщика: вернувшись, он понял, что потерял все связи с возлюбленной Татьяной Соловьёвой, поэтому искал ее по Москве, не имея на руках ни адреса, ни телефона. Михалков отыщет девушку, снимет ее в дебюте и сделает ей предложение прямо во время производственного процесса.

К съемкам первого фильма Михалков подключил старых коллег и друзей — и не прогадал. С художником Александром Адабашьяном и оператором Павлом Лебешевым они давно были в хороших отношениях. А с Александром Кайдановским, Юрием Богатырёвым и Александром Пороховщиковым режиссер работал над своим дипломным проектом «Спокойный день в конце войны». Огромное количество единомышленников в съемочной группе обеспечило Михалкову поддержку: начинающий режиссер, которому откровенно не хватало опыта, во многих вопросах полагался на свою команду. Кажется, в том числе отсюда появилась одна из ключевых тем фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — это не просто кино о масштабных исторических изменениях, но и драма про крепкую дружбу.

Павильоны «Мосфильма», Чечня и Баку

11 июля 1973 года начались съемки фильма. Интерьерные сцены снимали в павильонах «Мосфильма», а вот все натурные эпизоды переехали на юг России. Изначально Михалков хотел снимать в Сибири, но из-за погодных и бюджетных условий выбрал Чечню в качестве главной локации. На решение повлиял и друг отца Сергея Михалкова, танцор Махмуд Эсамбаев: он сказал, что в регионе 360 дней в году светит солнце, а значит, команду встретят лучшие погодные условия. Это решение определило эстетику картины: вместо холодных безжизненных степей — широкие поля, зеленые деревья и красочные пейзажи. Пускай русский вестерн потерял в самобытности, зато использовал уж очень похожие на Дикий Запад локации.

На площадке происходило много курьезов, но Михалков успешно прошел испытание чеченским менталитетом. Местные жители, снимавшиеся в фильме, наотрез отказывались играть ограбленных пассажиров поезда. Режиссер рассказывает об этом так: «Чеченцы все из первых [пассажиров] ушли в разбойники. Сказали: „Меня грабить? Вы что?“ Для них это было оскорбительно». Удивило постановщика и отношение чеченцев к огнестрельному оружию: «Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: „Оружие вы будете давать или нам свое принести?“»

«Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

реж. Никита Михалков, 1974

А вот художник-постановщик Александр Адабашьян не смог найти общий язык с местными: «Я и еще двое членов съемочной группы столкнулись со слегка подвыпившей компанией. Ничем хорошим эта встреча не закончилась. У них закон один на один не драться, они идут на конфликт, только когда их много. Ну и поколотили нас сильно». Каскадерам чеченцы тоже подарили неприятную историю. Пока профессионалы кропотливо обсуждали, как и с какой скоростью прыгать в вагон в сцене с поездом, пышноусый местный парень молча вскочил, оседлал лошадь, запрыгнул в уходящий локомотив, так же ловко выпрыгнул и вернулся с ехидной улыбкой на лице. По словам Михалкова, координаторы трюков были опустошены.

На коммуникации с местными сложности и приключения не закончились. Особенно тяжело дались съемки в воде. Сцена, где герои Райкина и Богатырёва падают со скалы в горную речку, могла обернуться трагически. Течение было настолько быстрым, что актеры едва выбрались на берег. А в эпизоде с переправой на хлипком плоту создателям снова пришлось прибегать к помощи чеченцев. В отличие от приехавших артистов, которым тяжело давались эти съемки, опытные местные быстро оседлали волну. Эта натуралистичность тоже сделала фильм более ярким: самые безбашенные и опасные трюки здесь выполняют вживую — из-за этого экшен выглядит приземленно.

История создания фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

реж. Никита Михалков, 1974

Один из главных подвигов совершил Юрий Богатырёв. Он не просто самостоятельно выполнял трюки без страховки, но и сидел на диете из капустных котлет, чтобы сбросить вес для роли. У актера было только одно табу: он не мог драться. Михалков заметил, что крепко сложенный мужчина даже не знает, как правильно сжимать кулак. Богатырёва пришлось не только учить наносить удары, но и уговаривать его бить своих товарищей. Настолько ему было чуждо любое насилие.

В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и натуру доснимали в окрестностях Баку. Там же пересняли эпизод с поездом: пленка испортилась, и Михалкову пришлось воссоздавать эпизод (к слову, этим объясняется и постоянная чехарда цветных кадров с черно-белыми — у режиссера было много технических ограничений). Таким образом, фильм разворачивается в трех разных локациях: Москве, Чечне и Азербайджане.

Теплый прием и легендарная судьба

Фильм не стал хитом проката и занял только 22-е место по посещаемости. При этом картину оценивали положительно. Киновед Александр Шпагин рассказывает: «Во ВГИКе никто ничего от Михалкова не ждал. Говорили: „Да это актер, это мажор, что он там может снять“. И вдруг такое! На манеру Кончаловского [брата Михалкова] совсем не похоже, это явно свой собственный язык, все выходили из кинозалов абсолютно потрясенными». Оценил фильм и режиссер Георгий Данелия, он отстаивал самобытность Михалкова: «Гайдая тоже обвиняли в том, что он использует приемы из немого американского кино. Однако у других эти приемы не получались».

Кинокритик Александр Свободин, в свою очередь, заявил, что фильм поставлен откровенно, весело, озорно: «Вначале моя зрительская память, точно арифмометр, начала отсчитывать цитаты. Это из Бергмана, это из Кубрика, это из „Диллинджера“, <…> это воспоминание (воспоминание!) о Феллини, эти типажи из Бертолуччи…» К группе тех, кто оценил дебют, присоединились и многие другие журналисты. Признание Михалкова и его первой картины в рамках истории кино стало вопросом времени.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

реж. Никита Михалков, 1974

Спустя годы стало очевидно, что «Свой среди чужих, чужой среди своих» — уникальный фильм, а не вторичное жанровое кино. С одной стороны, это действительно классический вестерн с перестрелками, погонями, драками, трюками и авантюрным сюжетом про поиски золота. Авторы заимствуют главные штампы и приемы из классики Серджио Леоне и Джона Форда, что подтверждает и сам Михалков: «Конечно, некий налет вестернизации был, зачем отрицать». К тому же фильм легко ошибочно отнести к революционной пропаганде: здесь есть бравые красные, которые спасают людей от голода, и бандиты с белыми, которые пытаются прикарманить себе деньги. А лейтмотивом идут размышления о судьбе России.

Однако фильм не является ни тем, ни другим. Классические вестерн-каноны Михалков разбавляет историческим колоритом: это не просто кино об ограблении, но и остросюжетный детектив в декорациях братской войны. Предателем может оказаться любой, а в сюжете то и дело появляются новые интриги с контрагентами. При этом Михалкову откровенно неинтересно рассказывать про борьбу за советские идеалы: «Я снимал фильм не про белых и красных и не прославлял большевизм как таковой. Моя картина о дружбе, о людях, которые имеют каждый свою правду».

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

реж. Никита Михалков, 1974

В «Свой среди чужих, чужой среди своих» мало по-настоящему отрицательных персонажей. Что Лемке в исполнении Кайдановского, что Шилов со стоической мимикой Богатырёва, что, наконец, атаман с михалковской улыбкой — все они носители определенных ценностей и взглядов на мир. Да, по итогу самым добросовестным и честным героем оказывается представитель красных: он не убивает врагов, даже когда ему выдается шанс, и готов нести неприятеля на собственной спине, ведь даже во время братоубийственной войны человек должен оставаться человеком. Даже спустя 50 лет фильм напоминает зрителю: неважно, на чьей ты стороне, — важно, есть ли у тебя сердце.

Новое в подписке

Лучшее в подписке