Стоит ли смотреть еще один отечественный сериал о 1990-х «Дети перемен»
На Wink и START начался сериал «Дети перемен» о неспокойных 1990-х. В центре внимания — мать Флора, которая воспитывает троих сыновей от трех отцов. У каждого своя судьба, но все попадут в водоворот непредсказуемых событий. Криминальную драму сняли талантливые Сергей Тарамаев и Любовь Львова, режиссеры «Черной весны» и «Фишера». Рассказываем, чем сериал отличается от собратьев по жанру и почему его все-таки стоит посмотреть.
Середина 1990-х, провинциальный город. Было у водительницы троллейбуса Флоры (Виктория Исакова) трое сыновей от трех мужей. Первый Петя (Слава Копейкин) поднимается по карьерной лестнице в ОПГ Сергея Михайловича Жигалина (Тимофей Трибунцев), который любит малиновые пиджаки, бархатные халаты и расстреливать конкурентов. Папа Пети Карась (Александр Матросов) вот-вот должен выйти на свободу. Второй Юра (Макар Хлебников) хочет стать большим художником, а пока рисует афиши для местного дома культуры и дружит с милиционером Виктором (Кузьма Котрелёв), который стремится вывести на чистую воду всех жигалинских, а еще считает, что милиция и бандиты давно повязаны. У папы Юры, тихого инженера Генриха (Сергей Гилёв), с деньгами совсем туго, так что родитель даже соглашается на продуктовые подачки от сына. Третий Руслан (Хетаг Хинчагов) хочет помогать маме и перепродает китайскую бытовую технику. Его папа Лаша (Руслан Братов) торгует платьями и сумками на рынке. В общем, яблоки от яблонь недалеко падают, сыновья пошли в отцов — по крайней мере, по характеру. Юра влюбляется в роскошную владелицу стрип-клуба «Лебедь» Сашу (Софья Лебедева), а у Пети намечается война с другой бандой.
Когда-то, будто в прошлой жизни, режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова прославились авторскими надрывными мелодрамами «Зимний путь» и «Метаморфозис», но сегодня дуэт больше известен сериалами: триллером про маньяка «Фишер» и дуэльной драмой «Черная весна». Простой ответ на вопрос, стоит ли смотреть картину «Дети перемен»: да, хотя бы ради отличных постановщиков, каждый проект которых удивляет неожиданными приемами и радует отменным чувством вкуса.
Новый сериал можно ругать за избитость темы и узнаваемые штампы криминального жанра, но нельзя не отметить сочный визуальный ряд и блестящий актерский состав. Даже во второстепенных ролях тут появляются звезды. Без спроса в гости к Юре в комнатку в ДК регулярно заглядывает библиотекарь, синефил, поклонник Пазолини и Лимонова Родион (Лев Зулькарнаев). Школьник Руслан работает на рынке на предприимчивого Эйнштейна (Артём Кошман), юного бизнесмена нового разлива. Он привозит в провинцию убогую китайскую технику, но умудряется продать ее втридорога. А театральный актер Валера (Александр Яценко) вынужден унизительно исполнять шансон перед братвой. Весь второй план персонажей получился колоритным.
К достоинствам шоу также стоит отнести тонко воссозданную атмосферу 1990-х с рынками, заброшками, пустырями, облезлыми стенами ДК и многоэтажек. Однако Львова и Тарамаев показывают узнаваемые пейзажи в неожиданной ностальгической оптике. Это очень кинематографичный подход, словно бы мы смотрим снятый в ту эпоху документальный фильм, но с игровыми вставками. VHS-культура проникает не только на начальные титры, но и в повествование. Неслучайно Виктор и Юра смотрят на видике с гнусавым одноголосым переводом «Молчание ягнят». Но есть и обратная сторона медали — периодически возникает ощущение условности мира.
В сериале Львовой и Тарамаевой отличный и разнообразный саундтрек: от Сергея Курёхина до Татьяны Булановой и «Агаты Кристи». И даже хорошо знакомые композиции, такие как «Не плачь», обретают новое звучание. Разбавляет хиты 1990-х современный синти-поп Наставшеса и Лубенникова, который мы уже прежде слышали в «Психе».
Еще одна важная особенность стиля дуэта режиссеров — обильное киноцитирование, которое позволяет несколько отстраниться от кровавых событий на экране, передохнуть и посмеяться. «Дети перемен» — ироничная криминальная сага, вспоминающая множество фильмов и сериалов, которые чересчур романтизируют убийц и воров. Даже персонажа Трибунцева зовут так же, как главу ОПГ в «Жмурках» Алексея Балабанова. Петя словно бы вышел из вселенной «Крестного отца» или «Лица со шрамом». Разозлившийся Валера сначала писает на коврик в ванной Сергея Михайловича, как в «Большом Лебовски», а потом прячется на болоте, почти скрывшись под мутной водой, как герой Мартина Шина в «Апокалипсисе сегодня». Вообще, кажется, в «Детях перемен» можно отыскать весь пласт российского криминального кино с вкраплениями зарубежных хитов.
Две первые серии — длинная экспозиция: мы знакомимся не только с тремя сыновьями Флоры, но и с их окружением и отцами. Однако невозможно сказать, в какой момент пересекутся их истории, пока сюжет выглядит набором баек и не складывается в единое целое. Да и центральные персонажи в сериале как раз наименее интересны, им не хватает глубины. Бандита Петра пытаются сделать живее и симпатичнее, но одного увлечения оперой мало. Романтичный Юра органичен в образе грустного художника, но пока находится на периферии событий. О Руслане и вовсе сказать ничего нельзя. Разве что, как и папа, он здорово торгует.
Другая очевидная беда — отсутствие новизны в теме. В прошлом году гремело «Слово пацана» (хоть там и конец 1980-х), откуда в «Детей перемен» перекочевала половина каста. В нынешнем сезоне сериал выходит вслед за брутальными «Лихими». И как бы авторы ни иронизировали над типичной репрезентацией времени, это всё равно давно знакомая история о насилии, деньгах и разудалой эпохе, которая половину героев обязательно съест. Да, снятая с огоньком.