Стоит ли смотреть анимационный мини-сериал студии Pixar «Студия сновидений»
На Disney+ вышли все 4 эпизода мультсериала «Студия сновидений» — спин-оффа хита студии Pixar «Головоломка». Рассказываем, почему проект о том, из какого сора рождаются сны девочки-подростка, получился необязательным и вторичным по отношению к дилогии.
Царящие в центре управления эмоции по ночам, как и Райли, уходят на покой. Пока пульт управления находится на автопилоте, Радость и Грусть, удобно устроившись на диване, следят, как работники подконтрольной им «Студии сновидений» превращают главные переживания дня, требующие дополнительной обработки, в фантастические сны. «Студия сновидений» — Голливуд в миниатюре: сны поставлены на конвейер, а производящие их режиссеры давно смирились, что Райли забывает большинство творений сразу же, как просыпается. Самые хитовые сны, которые девочка какое-то время хранит в памяти, превращаются в светящиеся награды, пылятся на полках, выцветают и рано или поздно тоже растворяются без следа.
Создательница самых ярких снов Райли с тех пор, как той было два года, Пола Персиммон (Пола Пелл) гордится хитом «Прощай, соска» и отказывается признавать, что за прошедшие десять лет вкусы ее аудитории сильно изменились. Пола продолжает подсовывать девочке-подростку русалку-единорога и пляшущие маффины, которые производят самый неожиданный эффект: от приобретенных фобий до хождения во сне. Карьера Персиммон висит на волоске, в то время как наяву Райли переполняют эмоции, страхи и сомнения по поводу приближающейся первой в ее жизни дискотеки. В этот критический для обеих момент от тираничной Полы уходит ассистентка Жанель (Элли Маки), которая наконец сама становится постановщиком, а ее место занимает Ксени (Ричард Айоади) — герой-пародия на всех режиссеров-бунтарей и реформаторов, поклонник импровизации и ручной камеры.
Спин-офф теперь уже самого кассового анимационного фильма в истории «Головоломка 2» (сиквел этим летом собрал почти 1,7 млрд долларов по всему миру) стал первым мультсериалом студии Pixar. За сценарий отвечал автор «Луки» и «Души» Майк Джонс. На волне успеха Disney поспешил выпустить мини-сериал в высокий сезон, но, кажется, прогадал. Потому что до уровня «Головоломки 2» этот четырехсерийный пустячок (который, к слову, создавался параллельно) явно не дотягивает. Первое, чего ему, очевидно, не хватает, — простых эмоций, впрочем, и сложных тоже. Герои первой части Радость (Эми Полер), Печаль (Филлис Смит), Гнев (Льюис Блэк), Брезгливость (Лиза Лапира) и Страх (Тони Хейл) появляются в качестве камео, и сцены с их реакциями на производимые сновидения — наиболее любопытная часть истории. В остальном же создатели, кажется, слишком увлекаются рассказом о себе, то есть детальным разжевыванием остроумной, хоть и не новой метафоры фильмов как сновидений.
Разделение снов на жанры (Пола явно отвечает за голливудские хиты, а посмотреть на работу постановщика экшен-снов или хорроров было бы куда занятнее), их иерархия, сценарный отдел, в котором все неотличимы друг от друга, много нервничают и много кричат, — всё это составляющие короткометражного анекдота, расширяющего вселенную «Головоломки». История Полы, противящейся запросу аудитории, растянутая на хронометраж полного метра, смотрится явно затянутой.
Девочка-подросток справляется с тревогой и стыдом — сюжет универсальный, сделавший «Головоломку 2» хитом. Агония больших студий, потерявших связь с аудиторией, — личная трагикомедия работников индустрии, не слишком интересная детям и умеренно любопытная для их родителей. Отодвинув эмоции и саму Райли на второй план, Майк Джонс превратил «Студию сновидений» в самый нарциссический проект Pixar. А студия теперь и на экране, и в реальности полностью зависит от своей вымышленной девочки.
Сквозным сюжетом «Студии сновидений» становится отказ от диктата подсознания и навязываемых им страхов. В четыре серии создатели старательно и аккуратно, как отличники, умещают все типы сновидений: от дневной дремы и клевания носом перед экраном до хождения во сне и осознанных сновидений. Что ни говори, переработка человеческих чувств, эмоций и прочей мозговой активности в мультяшных героев у Pixar поставлена на конвейер с голливудским размахом. Но сны, в отличие от эмоций, вещи не универсальные, а индивидуальные. А чужие сны, как правило, забываются нами еще быстрее, чем собственные.