Сто лиц и тысяча ролей: Как Кейт Бланшетт стала королевой Голливуда
Когда разговор заходит об утонченности и грации в Голливуде, на ум, скорее всего, сразу приходит имя австралийской дивы Кейт Бланшетт. Актриса известна своей способностью осветить любую блеклую картину и справиться с разнообразными ролями (порой за один фильм!) — королевы, злодейки и даже Боба Дилана. Сегодня звезда отмечает юбилей — ей исполняется 55 лет! Поднимаем бокалы, пересматриваем картины из фильмографии Бланшетт и вспоминаем жизненный и творческий путь иконы.
Непростое детство
Кейт Бланшетт не из тех знаменитостей, которые с детства были погружены в творческую среду благодаря богемным и богатым родственникам. Девушка с эльфийской внешностью пробилась на голливудские холмы без гроша в кармане, зато с необъятным талантом. А началось всё 14 мая 1969 года в пригороде Мельбурна: именно тогда на свет появилась Кэтрин Элис Бланшетт. У ее родителей довольно красивая и между тем печальная история любви: Джун, коренная австралийка и учительница, познакомилась с Робертом, морским офицером из Техаса, чей корабль сломался в Мельбурне. Молодые люди провели вместе две недели, прежде чем американец уплыл обратно на родину. Влюбленные обменивались письмами в течение трех лет, а потом Роберт наконец переехал в Австралию, пара поженилась и обзавелась тремя детьми. Трагедия обрушилась на семью, когда Кейт было всего 10 лет: отец будущей актрисы умер от сердечного приступа. Кейт, свидетельница финансового бремени семьи, решила облегчить ношу матери. В 14 лет она получила первую работу в доме престарелых. Подростку даже пришлось солгать о своем возрасте, чтобы не столкнуться с отказом.
Бунтарская юность и желание стать актрисой
С одной стороны, Кейт была невероятно ответственным ребенком, готовым помочь матери в сложной ситуации. Но, с другой, юная Бланшетт переживала свой этап бунтарства. Девушка увлекалась готикой и панком, а в 15 лет и вовсе побрила себе голову. К слову, из-за нового имиджа школьницу чуть не уволили из дома престарелых. После школы Кейт пошла в женский методистский колледж Мельбурна, где и возникла страсть к актерскому мастерству. Там Бланшетт впервые вышла на сцену. Позже девушка поступила в Мельбурнский университет, где изучала историю искусств и экономику. Будущая звезда выступала в студенческих пьесах и оттачивала мастерство. Однажды ее сестра пришла на представление и после спектакля сказала, что видела на сцене не Кейт, а персонажа. Эти слова заставили молодую Бланшетт всерьез задуматься об актерской карьере.
Но Кейт не окончила университет. Вместо этого юная леди отправилась путешествовать по Англии. Спустя время срок визы истек, а в кошельке беспечной бунтарки не осталось денег. В такой тяжелый момент Бланшетт вместо того, чтобы вернуться домой, держит путь в Египет. Именно там совершенно случайно Кейт знакомится с директором по кастингу, который предлагает австралийке сняться в массовке египетского мюзикла. Из-за финансовых трудностей девушка соглашается.
Скорее всего, незначительный опыт причастности к съемкам фильма подтолкнул Бланшетт к решительным шагам. Ведь вскоре она возвращается в Австралию, переезжает в Сидней и поступает в Национальный институт драматического искусства, где становится одной из лучших студенток курса. До ковровых дорожек еще далеко: Кейт живет в общежитии с видом на кирпичную стену и позволяет себе выпить чашечку кофе в кафе раз в два дня. Но начало положено, дальше — только больше.
Театр, который всегда будет занимать особое место
В 1992 году Бланшетт получила степень бакалавра и начала покорять театральную сцену Сиднея. Она сыграла в пьесе «Олеанна» вместе с Джеффри Рашем, воплотила образ Фелиции Бауэр в постановке «Кафкианские танцы», а также исполнила роль Офелии в «Гамлете». Театр всегда будет иметь важное значение в жизни Бланшетт. Даже после номинаций на «Оскар» и мирового признания Кейт не разорвет отношения со сценой. В 2008 году она и ее муж, Эндрю Аптон, стали художественными руководителями театральной труппы в Сиднее. Бланшетт сохранит должность до 2013 года. Знаменитость гастролировала с коллегами по театру, ставя такие спектакли, как «Дядя Ваня» и «Трамвай „Желание“». Присутствие Кейт в постановках привлекало внимание большего количества зрителей и значительно увеличивало продажи билетов.
Первые роли в кино и на телевидении
Дебют Бланшетт на телевидении произошел в 1989 году: актриса сыграла маленькую роль в сериале «Джи Пи». Значительные работы пришли чуть позже: в 1994 и 1995 годах Кейт исполнила главные роли в мини-сериалах «Хартлэнд» и «Бордертаун». А уже в 1997-м репутация артистки выросла благодаря трем полнометражным картинам: романтической комедии «Слава богу, он встретил Лиззи», исторической мелодраме «Оскар и Люсинда» и драме о японском концентрационном лагере для военнопленных во время Второй мировой «Дорога в рай», где также сыграли Гленн Клоуз и Фрэнсис МакДорманд. Бланшетт уже была популярной актрисой в Австралии, но оставалась неизвестной за пределами родины. Разноплановые работы не принесли Кейт международного признания. Успех пришел ровно через год, когда на экраны вышла одна из главных картин в жизни австралийки.
Роль королевы и восхождение на голливудский трон
Роль Люсинды оказалась судьбоносной для Бланшетт. Ведь именно фильм «Оскар и Люсинда» привлек внимание режиссера Шекхара Капура. Постановщик как раз находился в поисках главной актрисы для исторической эпопеи о Елизавете I. Увидев Кейт на экране, автор понял — перед ним его королева. «Елизавета» принесла австралийке первый «Золотой глобус» и премию BAFTA, а также номинацию на «Оскар». Теперь о 29-летней девушке знали все. После такого признания Бланшетт не канула в Лету, а, напротив, продолжила покорять Голливуд. Уже через три года актриса воплотила роль неземной Галадриэль в масштабной эпопее Питера Джексона «Властелин колец: Братство Кольца»: многие узнали о Кейт именно благодаря роли эльфийки.
Перечислять все знаковые роли Бланшетт не имеет смысла. Стоит разве что отметить следующее — в каждое десятилетие актриса напоминала о себе невероятными работами. В нулевых, помимо образа Галадриэль, случились перевоплощения в Боба Дилана («Меня там нет») и Кэтрин Хепберн («Авиатор») — за роль дивы Золотого века Голливуда Кейт удостоилась первого «Оскара». 2010-е запомнились героиней Жасмин в одноименной ленте Вуди Аллена, которая принесла звезде вторую статуэтку, и роковой дамой в «Кэрол». Ну а 2020-е лишь повысили планку. Австралийка вновь заявила о себе ролью дирижерки в фильме «Тар»: магнетический перфоманс Бланшетт в очередной раз доказал, что эта женщина никогда не перестанет удивлять публику. Поразительно, но Кейт осталась без третьей статуэтки Американской киноакадемии, уступив Мишель Йео из «Всё везде и сразу».
Второстепенные и отрицательные роли
Когда рассматриваешь фильмографию Кейт Бланшетт, создается ощущение, что актриса старалась избежать традиционной траектории голливудской звезды. Вместо однотипных драматических работ (которые тоже, разумеется, присутствуют) австралийка бросается в омут второстепенных и отрицательных ролей. Например, в начале карьеры Кейт принимает участие в «Талантливом мистере Рипли». В одноименном романе Патриции Хайсмит героини Бланшетт и вовсе не было. Но сложно спорить с тем, что ее появление в психологическом триллере не только скрасило картину, но и добавило истории объема и глубины. Кейт, возможно, затмила бы исполнителей главных ролей, будь у нее больше экранного времени. Подобным образом справедливо рассуждать о многих фильмах с участием Бланшетт: актриса может быть на вторых планах, но из раза в раз оказывается эмоциональным центром картины.
Имя Бланшетт также ассоциируется с экранными злодейками. Первой отрицательной ролью в карьере актрисы стала Ирина Спалько в «Индиане Джонс и Королевстве хрустального черепа». Кейт всегда хотела сыграть противоречивого персонажа, и впоследствии мрачных амплуа у звезды будет насчитываться целая коллекция. Хладнокровная агентка ЦРУ в «Ханне. Совершенное оружие», злая мачеха в «Золушке», богиня смерти в «Торе: Рагнарёк», коварная Лилит в «Аллее кошмаров». Да и талантливую Лидию Тар («Тар») — magnum opus актрисы — едва ли можно назвать положительной героиней.
Гончарное дело, пчеловодство и изготовление сыра: что еще интересует оскароносную актрису?
В СМИ не раз появлялась информация, что кумир миллионов хочет завершить карьеру и уйти на пенсию. Но двукратная обладательница премии «Оскар» продолжает сниматься в кино и радовать поклонников нестандартными ролями. Однажды Бланшетт спросили, чем еще она хотела бы заняться в жизни, и звезда заявила, что мечтает делать сыр. В этом ответе, пожалуй, кроется ключ к пониманию характера Кейт — жизнерадостной женщины, которая открыта к новым знаниям. Бланшетт известна приземленными и необычными для голливудской звезды желаниями. 55-летняя дива снова и снова ищет новые хобби — например, ее привлекало гончарное дело и пчеловодство! Серьезно, какая еще актриса может похвастаться подобными занятиями в нерабочее время?
Кейт Бланшетт — главная актриса своего поколения?
«Звезда эпохи», «главная актриса поколения», «икона времени» — громкими фразами можно наречь многих талантливых женщин современной киноиндустрии. Но если позволить себе немного пофантазировать и представить историков через 20, 50 или 100 лет, то нет сомнений, что Кейт Бланшетт и правда будет занимать умы киноведов. Австралийка уже вписала себя в летопись Голливуда и, пожалуй, станет для потомков одной из тех, кто олицетворяет собой кино конца ХХ — начала ХХI века. И дело не только в огромном таланте и разноплановых ролях. Кейт воплощает собой живую и между тем недосягаемую женщину, лишенную фальши и излишнего гламура. Для знаменитости важно не столько быть хорошим артистом, сколько достойным человеком: Бланшетт известна благотворительной и активистской деятельностью, она публично высказывается по поводу социальных проблем, врожденного сексизма в Голливуде, вопросов гендерного неравенства. Иначе говоря, артистка использует безупречную репутацию для улучшения условий как для актеров, так и для граждан в разных странах в целом.
Когда Бланшетт было примерно пять лет, будущая звезда написала маленькое эссе, в котором представляла свое возможное будущее во взрослой жизни. В нём девочка говорила о том, что хочет стать мужчиной, любить семью, уметь зажечь огонь, ходить на работу и быть собой. В каком-то смысле желания уроженки Мельбурна сбылись. Благодаря кино Бланшетт перевоплотилась в мужчину дважды — в «Манифесто» Джулиана Розефельдта и «Меня там нет» Тодда Хейнса. А семья является краеугольным камнем в жизни актрисы: вместе с мужем Эндрю Аптоном она воспитывает четырех детей. Что касается работы, здесь и так всё ясно: достаточно взглянуть на фильмографию и список наград. И разве кто-то сомневается, что Кейт Бланшетт может зажечь огонь? Если не буквально, то как минимум в сердцах миллионов она уже это сделала.