Опубликовано 25 января 2023, 18:39
8 мин.

Спасибо, что такой: Две или три вещи, которые вы не знаете о Высоцком

Поделиться:
Спасибо, что такой: Две или три вещи, которые вы не знаете о Высоцком

25 января — день рождения самого народного актера бывшего СССР, Владимира Высоцкого. Казалось бы, о барде и бессмертном Глебе Жеглове известно всё и всем: о нем сняты фильмы, написаны книги, каждая его песня заучена наизусть. И все-таки в биографии Высоцкого без особого труда можно найти пару-тройку фактов удивительных, остающихся в тени и при этом дополняющих его портрет. 

Диссидент

После школы и года учебы в инженерно-строительном институте Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. На дворе был 1956 год, только что отгремел Двадцатый съезд, из ссылок и лагерей возвращались жертвы сталинских репрессий. Начиналась оттепель, которая давала о себе знать во всем, в том числе в институтском образовании. В школе-студии лекции по русской литературе читал молодой филолог и искусствовед Андрей Синявский — вольнодумец и экспериментатор. С ним у Высоцкого сложились отношения не столько ученические, сколько приятельские: студент даже ходил к лектору в гости, они часто вместе оказывались на вечеринках. Синявский повлиял на пристрастия Высоцкого-литератора, навсегда влюбил его в Маяковского, Гоголя и Пушкина. Более того — ввел его в литературные круги оттепельной Москвы, познакомил сперва с песнями Булата Окуджавы, а затем и с самим бардом. Именно эта встреча заставила Высоцкого задуматься о том, чтобы овладеть гитарой и начать петь песни собственного сочинения. Кстати, даже сама гитара была его, Синявского — вернее, его жены Марии Розановой, лишь затем поэт обзавелся собственным инструментом.

Биография Владимира Высоцкого

Фото: James Andanson/Sygma via Getty Images

Отношения между Синявским и Высоцким не прекратились и после того, как актер окончил институт: они остались добрыми знакомыми, мнение преподавателя всё еще было очень важным для бывшего студента. Но атмосфера в стране менялась, на смену оттепели приходили весьма суровые заморозки. Синявский тесно общался с опальным Борисом Пастернаком, писал не только статьи для официальных советских сборников, но и весьма хулиганского характера тексты, которые издавать в СССР было невозможно. Поэтому литератор начал отправлять свои работы за рубеж, где публиковал их под псевдонимом Абрам Терц. Вскоре это заинтересовало спецслужбы, и кончилось всё самой настоящей трагедией. Осенью 1965 года Синявского арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации, суд по его делу ошеломил всю московскую интеллигенцию: разве можно лишать свободы только за то, что писатель публикует свои произведения за рубежом? Не промолчал о деле своего учителя и Высоцкий, на шумный суд он откликнулся ироничным и злым стихотворением:

Вот и кончился процесс,

Не слыхать овацию —

Без оваций все и без

Права на кассацию.

Изругали в пух и прах, —

И статья удобная: 

С поражением в правах

И тому подобное.

Отсидев за решеткой шесть лет, Синявский был вынужден эмигрировать во Францию, где поселился в пригороде Парижа и занялся изданием одного из самых влиятельных журналов своего времени, «Синтаксис». Контакты учителя и ученика не прервались, но отношения явно охладели. Синявский как критик весьма жестко высказывался о песнях Высоцкого, а посмотрев его Гамлета, категорически не принял трактовку образа и открыто сказал об этом актеру. Но, так или иначе, влияние Синявского на Высоцкого недооценить нельзя. Во-первых, он сформировал систему ценностей молодого поэта, указал на ориентиры и выступил строгим критиком его ранних песен. Во-вторых и в-главных, Синявский ввел своего ученика в круг полуподпольной московской богемы. В отличие от других бардов, Высоцкий вращался в кругах диссидентов и неподцензурных поэтов и публиковался в самиздатовском альманахе «Метрополь», даже будучи всенародно известным певцом и актером. Так что можно с уверенностью сказать, что без Синявского Высоцкий был бы совершенно точно другим поэтом и актером.

Непроходной актер

Несмотря на всенародную известность, Высоцкий в кино сыграл ничтожно мало — чуть больше тридцати ролей, всего несколько главных. Значительные работы, по которым можно судить об актерских техниках, о самоиронии Высоцкого, о его способности перевоплощаться, можно пересчитать по пальцам одной руки: «Короткие встречи» Киры Муратовой, фон Корен в «Плохом хорошем человеке» Иосифа Хейфица, поручик Бруснецов в «Служили два товарища» Евгения Карелова. Куда более обширна и разнообразна несостоявшаяся по разным причинам фильмография актера. Одних сохранившихся фото- и кинопроб целый ворох.

Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи»

Кадр из фильма «Короткие встречи»

реж. Кира Муратова, 1968

Еще в начале 1960-х Высоцкий вошел в круг московской богемы, собиравшейся дома у актера Левона Кочаряна (он даже какое-то время жил в этой квартире). Там же он познакомился с молодым Андреем Тарковским. Когда режиссер вытянул счастливый билет, получил возможность полностью переснять неудачную ленту «Иван», он первым делом решил привлечь к работе своего приятеля. Высоцкого он был готов утвердить на главную «взрослую» роль, капитана Холина. Но киностудия «Мосфильм» была категорически против: актером пришлось пожертвовать, Холина сыграл Валентин Зубков. Тарковский потом о несостоявшейся совместной работе с Высоцким жалел и в следующую свою ленту, «Андрея Рублева», снова пригласил приятеля. На сей раз роль была написана специально для него, никаких проб не проводилось, других исполнителей не предполагалось. Правда, кончилось дело плохо: во время съемок Высоцкий был занят в театре на Таганке, Юрий Любимов неохотно отпускал своих подчиненных для работы на стороне, так что совместного творчества с Тарковским снова не вышло. Режиссер вполне резонно оскорбился и просто вымарал из сценария всю роль, написанную для Высоцкого.

Фильм «Плохой хороший человек»

Кадр из фильма «Плохой хороший человек»

реж. Иосиф Хейфиц, 1973

Еще один приятель Высоцкого по тусовке Левона Кочаряна — однокурсник Тарковского по мастерской Михаила Ромма Василий Шукшин. И он тоже очень хотел поработать со своим новым знакомым, юным актером. В 1964 году он готовился к съемкам своего полнометражного дебюта, трагикомедии «Живет такой парень», и предложил главную роль водителя Пашки Колокольникова Высоцкому. Тот прошел пробы и уже готовился к съемкам, но в итоге Шукшин все-таки предпочел ему куда менее брутального и куда более чудаковатого и смешного Леонида Куравлева. В отличие от случая с Тарковским, на отношения с Шукшиным этот случай никак не повлиял. Друзьями актер и режиссер остались навсегда.

Наконец, отдельный блок несыгранных ролей Высоцкого — работы в «народных» комедиях, обреченных на зрительский успех. Ни в одной из них актер так и не снялся. Король жанра Леонид Гайдай несколько раз подбирался к сотрудничеству с Высоцким. Например, в «Операции „Ы“» ему предлагали роль прораба из первой новеллы — сохранились и пробы. Но в итоге она досталась Михаилу Пуговкину. Второй раз Высоцкий участвовал в долгом и очень трудном конкурсе на роль Остапа в «Двенадцати стульях». На эту работу претендовали примерно все актеры Советского Союза: от Валентина Гафта до Андрея Миронова и от Михаила Козакова до Евгения Евстигнеева. Гайдай в итоге выбор остановил именно на Высоцком, его даже удалось утвердить на худсовете студии. Казалось бы, успех для обоих был обеспечен: Высоцкий получил долгожданную главную роль, Гайдай нашел контакт с публикой, одержимой песнями барда в зените славы. Но ни одного съемочного дня вместе режиссер с актером так и не провели. Высоцкий просто не явился на студию в назначенный день, а Гайдай прогулов не прощал. В итоге актер в комедии Гайдая появился — но в другой и опосредованно. В «Иване Васильевиче» есть эпизод, в котором царь в Москве семидесятых случайно садится на магнитофон, из которого бард орет про «Баньку по-белому».

Фильм «Служили два товарища» с Владимиром Высоцким

Кадр из фильма «Служили два товарища»

реж. Евгений Карелов, 1968

Другой мастер комедии, с которым Высоцкий мог бы поработать, — Эльдар Рязанов. В конце 1960-х он готовил к запуску свою версию героической комедии о поэте Сирано де Бержераке, и конкурс на эту роль был вполне под стать ажиотажу вокруг образа Остапа. На Сирано пробовались Сергей Юрский, Олег Ефремов и Высоцкий. Сейчас в это уже трудно поверить, но на тот момент Рязанов отмел его кандидатуру по той лишь причине, что решил во что бы то ни стало снять поэта в роли поэта. А песен и стихов Высоцкого он на тот момент не слышал и даже не знал, как это ни удивительно, об их существовании. Так что утвердил на роль Евгения Евтушенко. Фильм так и не был снят, Госкино наотрез отказалось давать зеленый свет проекту, а Рязанов только спустя годы услышал песни Высоцкого и всерьез пожалел о своем решении.

Восток — Запад

Пожалуй, ни у кого из советских актеров не было настолько тесных связей с зарубежными коллегами, как у Высоцкого. С одной стороны, это объяснялось местом работы: театр на Таганке успешно гастролировал и неизменно вызывал фурор в самых разных городах и странах. Благодаря гастролям актер подружился, например, со своим польским коллегой Даниэлем Ольбрыхским — и их всю жизнь связывали исключительно близкие отношения. 
С другой же стороны, конечно, свою роль сыграла женитьба за французской кинозвезде русского происхождения Марине Влади. Брак открыл актеру границы, позволил путешествовать за рубеж, бывать во Франции и Америке. Об этих путешествиях подробно рассказывала сама Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет». В частности, в ней достаточно много внимания уделено поездке супругов в Голливуд, где они общались не только с другими эмигрантами — Михаилом Барышниковым, Иосифом Бродским, Милошем Форманом, только снявшим свой «Полет над гнездом кукушки», — но и с настоящими суперзвездами. Здесь Высоцкий познакомился с Робертом Де Ниро, Лайзой Миннелли, Полом Ньюманом, Грегори Пеком. Даже дал во время вечеринки на одной из вилл для суперзвезд небольшой концерт — они, естественно, ни слова в песнях не понимали, но подачей и голосом были очень впечатлены.

Во Франции связи Влади были еще более значительными, чем в Голливуде: она пребывала в зените славы, как раз снялась в радикальной и смелой работе Жан-Люка Годара «Две или три вещи, которые я знаю о ней» и закрепилась в статусе живой богини. Ей ничего не стоило организовать мужу концерты со звездами парижской эстрады и записи на лучших студиях (именно так получилась пластинка «Натянутый канат», единственный в своем роде релиз советского музыканта на западном лейбле).

Но дальше чистого туризма путешествия с Влади в Штаты и Францию не зашли. Выпускать советского актера за рубеж, тем более к жене, власти могли. Разрешать опальному барду сниматься и работать за границами СССР — никогда. Работать без разрешения властей означало бы разрыв всех связей, уход из театра, от публики, от друзей и родных. Так что от сотрудничества Высоцкого с мировыми звездами остались лишь фотографии вечеринок, путешествий и прогулок.

Новое в подписке

Лучшее в подписке