«Сопрано — жив!»: Каким получился сериал «Пингвин»
На HBO Max стартовал многообещающий спин-офф «Бэтмена» Мэтта Ривза с Колином Фарреллом и Кристин Милиоти в главных ролях. Рассказываем, как «Пингвину» удалось из сказочного зазеркалья проникнуть в мир легендарных «Сопрано» и «Прослушки».
Развалившись в удобном кресле, здоровяк в сливовом пиджаке рассказывает, что раньше гангстеры были не то, что сейчас: настоящие мужики, они всех жителей района знали по именам, поступали по справедливости и всегда помогали нуждающимся. Нет, здоровяка зовут не Тони Сопрано, а Освальд Кобблпот (Колин Фаррелл), но с историей культовой криминальной семьи из Нью-Джерси у стартовавшего на HBO «Пингвина» гораздо больше общего, чем у вымученного сиквела «Множественные святые Ньюарка». И даже больше, чем с «Бэтменом» Мэтта Ривза, чью вселенную «Пингвин» призван расширять.
История начинается сразу после событий «Бэтмена»: Готэм затоплен и погружен в хаос, бедные кварталы превратились в руины, элитные же практически не пострадали. В обществе растет недовольство слабым и ни на что не годным правительством. Пока власти пытаются справиться с гуманитарной катастрофой, в криминальном мире тоже происходят волнения, ведь Загадочник не только разрушил дамбу, но и обезглавил мафию, убив Кармайна Фальконе. Освальд Кобблпот — эффективный менеджер наркобизнеса Фальконе и владелец ночного клуба для «своих», за хромоту и тучность прозванный Пингвином, — в образовавшемся вакууме власти видит для себя большие перспективы. Официальный наследник подпольной империи — сын Кармайна Альберто, алкоголик и наркоман. Много мы о нём не узнаем, потому что больше одной интимной беседы с Кобблпотом он не переживет, уж слишком неуважительным показался ветерану тон заносчивого юнца. Эти несколько выстрелов обернутся для Освальда большими перспективами и большими проблемами. Правда, той же ночью Пингвин завербует себе в водители и шестерки беспризорника Виктора, который пытался снять покрышки с его автомобиля.
С появлением в Сети первых кадров и тизеров было понятно, что студийные боссы возлагают на проект большие надежды, кроме того, известно, что события сериала проложат сюжетный мостик ко второму «Бэтмену». Директор по программированию HBO Max Кейси Блойс и вовсе назвал сериал «следующим флагманским шоу Max после „Дома Дракона“». Шоураннером и сценаристкой сериала выступила Лорен Лефранк, известная по работе над такими проектами, как «Чак», «Хемлок Гроув» и «Агенты Щ.И.Т.». Режиссером первых эпизодов стал Крэйг Зобел («Мейр из Исттауна»). Кроме него, в режиссерском кресле проекта Хелен Шейвер («Закон и порядок: Специальный корпус», «Касл», «Викинги»).
При всех этих вводных, казалось бы, «Пингвин» должен быть плоть от плоти фантастического мира «Бэтмена», но Лефранк исключила героя в плаще из истории, а вместе с ним и всю свойственную комиксам гиперболизацию — ни навороченных гаджетов в духе Джеймса Бонда, ни эксцентричных антигероев, упивающихся своим злодейством. К слову, «Бэтмен» Ривза тоже плотно стоял на земле, апеллируя скорее к мрачным триллерам Дэвида Финчера, чем к супергеройской франшизе DC. Но полностью избежать свойственной комиксам карнавальности, когда твой главный герой ходит в костюме летучей мыши, а помогает ему Женщина-кошка, было, конечно, проблематично. Лефранк, вынеся ряженых за скобки, окончательно «очеловечила» персонажей Готэма, о сверхусловной природе которых теперь напоминают лишь сказочные топонимы вроде лечебницы «Аркхем». По сути, нам предстоит следить не за сказочной историей восхождения злодея, а за проверенной десятилетиями рутиной криминальной жизни, в которой уставшие мужчины средних лет ворчат на молодежь, заботятся о пожилых родителях и пытаются среди сомнительных карьерных перспектив найти такую, в которой есть возможность подольше остаться в живых.
Фарреллу уже пророчат за роль Пингвина множество наград, и не зря. Как Джеймсу Гандольфини в свое время, Фарреллу удалось создать на редкость привлекательный образ психопата. И это притом что у Сопрано были такие козыри, как семья, трогательная любовь к животным и несомненная харизма. Фарреллу же под толстым слоем обезображивающего грима остались только глаза и брови (хотя, если вспомнить «Банши Инишерина», он одними бровями может наиграть на Кубок Вольпи и «Золотой глобус»): ни семьи, ни трогательных причуд у Пингвина нет, если не считать болезненную привязанность к властной матери. Тем не менее в каждом поступке Оса Кобблпота, в каждой брошенной им реплике сквозит затуманивающая моральный закон внутри нас двойственность, будто под отталкивающей оболочкой скрывается не просто хороший актер, а хороший человек.
Но главным открытием шоу стал даже не Колин Фаррелл, а Кристин Милиоти («Как я встретил вашу маму», «Зависнуть в Палм-Спрингс» и, между прочим, эпизодическая роль в «Сопрано»), сыгравшая Софию Фальконе, освобожденную из «Аркхема» сестру почившего на первых минутах Альберто. У Софии с Пингвином своя давняя и непростая история взаимоотношений, которая осложняется ее проницательными подозрениями, кто же на самом деле виновен в смерти ее брата. Милиоти одним своим молчаливым присутствием в кадре переигрывает всех и вызывает воспоминания о Ганнибале Лектере в гениальном исполнении Энтони Хопкинса. Тот же немигающий взгляд, то же четкое и пугающее ощущение «ей давно всё известно». На растущем непряжении между ней и Освальдом и держится первый эпизод. Хватит ли этого заряда на все восемь серий — увидим.