Слишком сложная магия: Каким получился второй сезон «Аркейна»
Если кратко, финал «Аркейна» получился взбесившимся и неоднородным, как дикая руна. Самый дорогостоящий анимационный сериал в истории завершился третьим актом, который драматургически оказался слабее второго (однако всё еще на высоте), но визуально остался таким же безупречным. Рассказываем, чем пока что закончился роман League of Legends и Netflix.
Всё завершилось ковровой бомбардировкой идей, техник и приемов, выжили только любовники, а все остальные ушли красиво, хотя и без трагизма. Слезу финал «Аркейна» не вышибает, зато радует качеством анимации — другого такого ждать нам теперь очень долго.
В двух словах рассказать, что произошло с героями во втором сезоне, не получится. Не выйдет даже просто перечислить ключевые события через запятую. Riot Games и Fortiche зачем-то зареклись свернуть расцветший побочными линиями и приросший армией фанатов мир за два сезона, а потому все три акта постоянно срывались на бойкий речитатив. Чтобы найти место для редких лирических отступлений большие пласты событий приходилось сжимать до клипа «в предыдущих сериях», но и в этих ускоренных хрониках мастерства и умения рассказывать истории не занимать. Fortiche сдержали слово, хотя, будем честны, лишний акт для стройности «Аркейну» бы точно не помешал. Ближе к финалу создатели обошлись со зрителями совсем уж немилосердно — шоу мчится к финалу на таких скоростях, на которых не то что проживать, даже фиксировать изменения, происходящие с героями, едва успеваешь. Как в квесте, в котором ты вот-вот проиграешь, у шоураннеров Кристиана Линке и Алекса Йи лишь в самый последний момент получилось выложить руны в правильном порядке, чтобы сложная магия заработала.
Первый сезон рассказывал, как неплохие в целом люди оказывались по разные стороны баррикад, желали мира, но готовились к войне и, как итог, ее развязали. По сути, финал сезона показывал, что политика сдерживания — вещь хрупкая и работает, только пока у кого-то не сдадут нервы. Хотя любили мы «Аркейн» точно не за эту прописную истину, а за объемных, с живой мимикой и очень подвижной психикой (еще бы, существовать в таком событийном вихре!) персонажей. Их прекрасные субъективные «правды» сталкивались друг с другом, как хекстековые ядра, и энергии от каждого такого столкновения хватало, чтобы уводить историю далеко вперед.
Во втором сезоне эти хекстековые ядра характеров разгоняются, словно частицы в адронном коллайдере. Столкновений становится больше, но лишь для того, чтобы юные и горячие герои смогли наконец проделать работу над ошибками. Ключевые персонажи все до единого лишаются наставников и родителей, но учатся, наконец, ответственности. Всеобщей любимице Паудер-Джинкс создатели за три акта второго сезона трижды предоставляют проживать утрату (Силко, Иши и возродившегося Вандера) и дважды депрессию. Вдобавок они ювелирно подставляют ей зеркало — малышка Иша спасает близких, точно как Паудер в детстве. Именно утраты помогают Джинкс осознать, что насилие — это круг, который она сама запустила.
Экко учится отпускать прошлое, прощать и забывать обиды. Дикая руна отправила его в альтернативную реальность без хекстека, но с живыми Вандером, Бензо, Майло и Клоггаром. Пример прощения преподает ему Паудер, ведь в этой версии событий наводка Экко и то злосчастное ограбление лишили ее сестры. Вместе с ней и Хеймердингером Экко изобретает устройство, способное переносить его на четыре секунды назад. Парадоксальным образом карманная машина времени и осознание того, какой прекрасной могла бы быть их жизнь, приводит его к пониманию, что прошлое нужно оставить в прошлом. За доступные четыре секунды можно уберечь кого-то от импульсивной глупости и увернуться от удара, а большего менять и не нужно. Красивый, непрямой путь героя к принятию собственной несовершенной реальности — самая пронзительная и тонкая линия в «Аркейне».
Кейтлин весь второй сезон учится милосердию, тому самому, которое выше справедливости. В какой-то момент она буквально становится двойником Джинкс, сворачивает на путь насилия из-за причиненной ей травмы, но находит в себе силы простить и себя, и других. Помогает ей в этом Вай, наиболее сложный и эмоционально достоверный персонаж вселенной. Вайолет — воплощение чистой любви и всепрощения с кулаками. Персонаж живой и нетривиальный, по сути, она классический герой боевика, который при этом руководствуется чувствами больше, чем разумом. Именно поэтому Вай, что бы она ни говорила, ошибается реже других.
Вообще, кажется, что сценаристы «Аркейна» всерьез продвигают идею, что разум и прогресс — вещи сомнительные и явно от лукавого. Центральная арка с учеными Джейсом, Виктором и Синджедом показывает, что высокомерие инноваторов — самое страшное оружие, которое когда-либо видели жители Зауна и Пилтовера. Волшебный рехаб, созданный Виктором в трущобах, — тот же наркопритон, только в светлых тонах. Прирученная и извращенная научным рацио магия на практике помогает людям ничем не лучше Мерцания — и то, и другое порабощает тело и душу. Дары прогресса, если люди за ним не поспевают (именно тогда они становятся чистой магией), — вещи не освобождающие, а порабощающие. То, с каким изяществом в «Аркейне» подана эта мысль, заслуживает отдельного восхищения. В финальной схватке, по сути, Виктор и Джейс сражаются каждый с самим собой — им обоим нужно побороть собственное эго.
О визуальном совершенстве «Аркейна» говорить уже даже неловко. Эти 18 эпизодов получились такими информационно перенасыщенными еще и потому, что невербальной информации герои с богатыми мимикой и языком тела транслировали точно больше, чем прозвучавшей. Добавим к этому имитации съемки различными объективами, деффекты пленки, наложенные цифровые помехи, десятки цветовых решений и комбинаций техник, каждая из которых — еще один пласт дополнительной информации. Эти пласты складываются в живой дышащий мир, в котором тем, кто не был активным пользователем оригинальной игры League of Legends, многое будет непонятно. Но и в жизни, и даже в лучшем сериале последних лет «Наследники» очень многое непонятно именно потому, что правдиво. Не бывает мира без лакун и недостатков. Недостатки вообще стоит всячески ценить и подмечать — это даже высокомерные ученые Пилтовера к финалу наконец признали.
Часть драматургии создатели «Аркейна» смело отдают на откуп визуальному ряду и в долгосрочной перспективе всё же выигрывают — именно этот проект отныне будет мерилом качественной анимации, потому что в нём драматическая история не борется с пышным визуалом, она именно через него и рассказывается. По итогу «Аркейн» хочется всё же оставить на полке с уникальными штучными произведениями. Такие не идут на поводу у зрителей, не добавляют перца и мелодрамы ради сиюминутного успеха, потому что целятся в вечность.