Следователи и преступники: Все главные герои сериала «Чикатило» и «Тень Чикатило»
Уже завтра в Okko выходит спин-офф нашумевшего сериала о расследовании преступлений Андрея Чикатило. Продолжение получило название «Тень Чикатило», в центре внимания сотрудников правоохранительных органов уже другой преступник — Дмитрий Попцов, известный также как Ангарский маньяк. Разбираться с чередой страшных убийств в Ангарске будет знакомая зрителям по первым сезонам команда следователей. В преддверии выхода «Тени Чикатило» вспоминаем всех главных героев сериала, а заодно рассказываем о судьбе персонажей с первой серии первого сезона до начала «Тени Чикатило». Осторожно, возможны спойлеры к двум сезонам «Чикатило».
Александр Ковалёв
Начальник ростовского уголовного розыска вместе с подчиненными занимался серией жестоких убийств в области еще до приезда московских коллег, с начала 1980-х. Для полковника Ковалёва в деле нет никакой загадки: виновные сами дали признательные показания, на следственном эксперименте вели себя убедительно, да и других подозреваемых у полиции всё равно нет. Дело можно закрывать, а успех отметить чем-нибудь горячительным. Но появление группы следователей из столицы, для которых всё не так очевидно, мешает Ковалёву положить папку в архив.
Разные подходы к работе первое время были камнем преткновения для ростовских и московских следователей. Неприязнь к вмешавшимся в почти закрытое расследование коллегам, а особенно к полковнику Исаеву и психологу Витвицкому, толкает Ковалёва на недостойные офицерского звания поступки: тот ябедничает знакомому московскому генералу, ставит под сомнение профпригодность участников расследования, а иногда откровенно мешает их работе. Но всё кардинально меняется, когда полковник осознает свою ошибку и начинает доверять тем, кто, как и он, считает операцию «Лесополоса» делом первостепенной важности. Подчиненные знают, что под горячую руку Александру Семёновичу лучше не попадаться, хотя человек он отходчивый — своих не обидит.
Несмотря на вспыльчивость и неумение легко признавать ошибки, Ковалёв хочет честно выполнять работу и болеет за дело. Вот почему перевод в Москву, с которого начинается «Тень Чикатило», становится для ростовского полковника испытанием воли: на новой высокой должности ему больше не нужно выезжать «в поле» и погружаться во все мелкие детали расследований, теперь ему придется прислуживаться и врать в угоду начальству, на что ему мягко намекают с самого начала. К сожалению или к счастью, но обстоятельства складываются так, что Ковалёв снова оказывается вдали от кабинетов важных лиц и погружается в расследование нового громкого преступления вместе со своим старым другом майором Липягиным. На сей раз местом жутких событий становится Ангарск и его окрестности.
Эдуард Липягин
Правая рука Ковалёва на протяжении всей его работы в ростовском угрозыске. За годы совместной службы, закрыв вместе не один десяток дел, они успели стать не просто слаженно работающими коллегами, но и настоящими друзьями. Поэтому в противостоянии с бандитизмом, а заодно москвичами, начальством, завистниками и недоброжелателями, эти двое всегда готовы выступать единым фронтом.
Главный грех Липягина в том, что он быстро впадает в ярость и часто не может держать язвительные комментарии при себе. Однако и это его качество в отделении смогли использовать на благо расследования: начальство часто посылало майора «выбивать» признания у подозреваемых или договариваться на выгодные для них условия. Шантаж, угрозы, подкуп и насилие не значатся в служебных инструкциях, но Липягин охотно прибегал к ним, выполняя должностные обязанности. Он из тех полицейских, которые эмоционально привязываются к расследованию и борьбу с преступниками считают личным делом. Зачастую Липягин делает поспешные выводы и обходится жестоко с подозреваемыми.
Впоследствии он за это сильно поплатился, о чем становится известно в «Тени Чикатило». Против Липягина возбудили служебную проверку, во время которой его причастность к неуставному получению показаний стала очевидна. Ковалёв, уже ставший большим начальником, не оставил друга в беде и поспособствовал тому, чтобы Липягина не отстраняли от службы, а направили в отдаленный Ангарск. Липягин стал там начальником уголовного розыска. Майору пообещали, что после пары лет в тихом, спокойном Ангарске его снова переведут в большой город. Тогда никто из них еще не догадывался, что спокойно отсидеться у них не получится, ведь в городе появился жестокий серийный убийца.
Тимур Кесаев
Прибывший из Москвы следователь по особо важным делам возглавил в Ростове межведомственную группу по расследованию дела потрошителя. Отправивший его на задание генерал приказал взять «в нагрузку» молодого специалиста — профайлера Витвицкого, а в качестве реального помощника Кесаеву был вверен опытный сотрудник Горюнов. Кесаев остался не в восторге ни от психолога, ни от новоявленных коллег в Ростовской области, но личные ощущения личными ощущениями, а служба службой.
Именно Кесаеву принадлежит идея операции «Лесополоса», благодаря которой полиция раскрыла несколько сотен преступлений, а главное — задержала того самого Ростовского потрошителя, который годами водил следствие за нос. Тимура Руслановича за непреложную дисциплину и умение сохранять холодный ум даже в самых стрессовых ситуациях уважали и коллеги, и подчиненные, и даже начальство.
По-настоящему оценить профессионализм и личные достоинства полковника Кесаева все участники расследования смогли, только когда на его место внезапно прислали другого человека — Виктора Брагина, который вместо поимки маньяка стал заниматься сведением личных счетов, бюрократизацией процесса и прославлением перестройки. Сформированная Кесаевым команда не дала самодуру Брагину повлиять на ход дела, но случай оказался очень показательным.
Олег Горюнов
Заместитель полковника Кесаева, прибывший вместе с ним из Москвы. В отличие от начальника, который во всем придерживается дисциплины и принципа во что бы то ни стало оставаться честным, Горюнов умеет вести двойную игру. Он легко втирается в доверие к кому угодно и предлагает другим делать то же самое — использовать личные связи для получения информации, давления и шантажа.
Неоднозначное, а местами откровенно провокационное поведение Горюнова становится более объяснимым, когда тот показывает Ветлицкому «корочку» сотрудника КГБ. Оставаясь задействованным в расследовании, но при этом не выступая главным действующим лицом, Горюнов внимательно наблюдал за всеми причастными к делу и держал руку на пульсе, чтобы в нужный момент предупредить об опасности.
В «Тени Чикатило» мы узнаем, что Горюнов с развалом СССР перешел на работу в ФСБ. Он неохотно соглашается на участие в расследовании серии убийств в Ангарске, но сразу же быстро начал общаться с коллегами на местах и пробивал цепочку информаторов, чтобы получить хоть какие-то зацепки.
Виталий Витвицкий
«Я на самом деле не настоящий милиционер, я наукой занимаюсь», — сказал о себе капитан уголовного розыска Витвицкий. Он молодой психолог, который участвует в расследовании преступлений в качестве профайлера, чем раздражает как своих коллег из Москвы, так и ростовских следователей. Первое время любые гипотезы, высказываемые капитаном, полицейские поднимали на смех, но со временем стало очевидно, что его работа может стать основой всего расследования.
Пока начальство занималось отрицанием психологии как науки и задавалось вопросом о профпригодности Витвицкого, тот, заручившись поддержкой старшего лейтенанта Овсянниковой, продолжал вести расследование, проверяя даже самые нестандартные способы поиска преступника. Значительную помощь следствию оказал его учитель, заслуженный московский профессор Некрасов, который специализируется на изучении маньяков. Именно он дал полицейским первый психологический портрет потрошителя, а несколько лет спустя смог убедить Чикатило дать признательные показания.
За годы, прошедшие с суда над Чикатило до появления Ангарского маньяка, Витвицкий построил успешную карьеру в науке и бизнесе, навсегда отказавшись от идеи работать в полиции. Дела шли хорошо, и недостатка в работе не было, но обращение старых коллег по ростовскому делу не оставило психолога равнодушным. Большую часть заработка вовсе составляли консультации бизнесменов. В «Тени Чикатило» зрителей ждет продолжение романтической линии Витвицкого и Овсянниковой.
Ирина Овсянникова
Старший лейтенант Овсянникова, работая под начальством полковника Ковалёва, не оставляла попыток проявлять инициативу в расследовании. Готовность рисковать, выполнять любые приказы и делать работу на совесть сделали ее незаменимой сотрудницей. «Я, помимо долга, еще и люблю свою работу», — признавалась сама Овсянникова, чем в полной мере описала свое жизненное кредо.
Тягу к самостоятельности в расследовании старшего лейтенанта разделял прибывший из Москвы капитан Витвицкий, с которым они и объединились во время поисков Ростовского потрошителя. Постепенно исключительно деловое общение переросло в нечто большее, но как только Овсянникова столкнулась с профессиональным провалом и почувствовала личную несвободу, ее героиня пропала с экрана. Так женщина отреагировала на обрушившиеся на нее потрясения. Несмотря на поданный рапорт и добровольное отстранение от расследования, вклад Овсянниковой в поимку Чикатило оказался огромным.
Как в Ростове, так и в Ангарске старший лейтенант незаменима в архивной работе. В обоих случаях Ирина внимательно просматривала старые дела, пытаясь отыскать первую жертву убийцы. Обычно, зная имя первой жертвы, можно проследить историю маньяка, отыскать событие-триггер, после которого человек превратился в монстра.
Андрей Чикатило
На первый взгляд — малопримечательный советский гражданин, у которого есть стабильная работа, небогатая квартирка, жена-тихоня и двое подрастающих детей. Получив четыре высших образования, Чикатило сменил несколько мест работы, в том числе трудился преподавателем русского и литературы в школе, а большую часть жизни работал снабженцем на предприятиях. Работу с детьми, частые командировки, узкий круг общения и репутацию доброго малого Чикатило использовал для прикрытия преступлений, которые он совершал по всей Ростовской области и за ее пределами. Когда полицейские привлекали к поискам маньяка и оставленных улик дружинников, Чикатило всегда был в первых рядах, что позволяло ему быть в курсе хода расследования и опережать сыщиков.
На расследование целого списка зверских преступлений и поимку маньяка у полиции ушло десять лет. За это время у Чикатило появилось несколько подражателей, была создана специальная группа, занимающаяся его делом, и развернута масштабная операция «Лесополоса», но количество жертв продолжало расти. Чикатило задержали в 1990 году, на суде ему было предъявлено обвинение в убийстве 53 человек и назначена высшая мера наказания — смертная казнь.
Дмитрий Попцов
Работавший в правоохранительных органах Попцов был одним из тех, кто во время процесса над Чикатило охранял маньяка, находившегося в клетке. Разъяренная толпа была готова растерзать убийцу. Осуждая преступника, Попцов тем не менее соглашался с некоторыми его идеями, особенно — касающимися огрехов советской власти и тезисов об антисоциальных элементах.
Через несколько лет после суда над Ростовским потрошителем Попцов стал работать водителем в отделении полиции в Ангарске. Тогда же он начал совершать убийства, став новым серийным маньяком, которого боялась вся страна. Многочисленные преступления, жертвами которых становились чаще всего девушки и женщины, Попцов мотивировал тем, что считал их недостойными, падшими. Некоторых девушек, севших к нему в машину, он в итоге отпускал, если те, на его взгляд, вели себя так, как и положено женщинам. Для поимки Ангарского маньяка в городе была создана большая следственная группа, которую возглавил полковник Ковалёв.