Родственные души: История любви Ноа Баумбака и Греты Гервиг
Он — прославленный сценарист, режиссер, интроверт, увлеченный мамблкорщик. Она — актриса, постановщица и одна из самых вдохновляющих женщин планеты. А вместе они — самая творческая пара Голливуда: Ноа Баумбак и Грета Гервиг. Первый прославился благодаря грустным любовным драмам («Кальмар и кит», «Пока мы молоды», «Брачная история»), основанным на собственных романтических неудачах. Вторая стала известна на весь мир благодаря лирической адаптации «Маленьких женщин» с Сиршей Ронан, Флоренс Пью и Тимоти Шаламе, а также арт-блокбастеру «Барби», собравшему больше миллиарда в мировом прокате. Их союз в первую очередь хочется назвать духовным — фильмы Ноа и Греты удивительно схожи в тональности, пусть и говорят они чаще всего о разных вещах. Рассказываем, как два больших человека в мире кино прошли путь от совместной работы до общих детей.
Пока мы молоды
Ноа Баумбак родился в Бруклине в творческой семье, оба его родителя работали критиками: отец анализировал кино, а мать писала для газеты. Неудивительно, что с ранних лет Ноа влекла драматургия. После школы Баумбак окончил Вассар-колледж, где получил степень бакалавра английского языка. В возрасте 24 лет будущий кинематографист написал свой первый сценарий — для фильма «Забыть и помнить», где также сыграл главную роль. Лирическая комедия о выпускниках, которые никак не могут проститься с детством, снискала теплые отзывы критиков, но хитом не стала. Всё изменилось, когда Баумбак добавил произведениям серьезную интонацию. В 2005 году на широкие экраны вышла трагикомедия «Кальмар и кит», сюжет которой частично основан на разводе родителей Ноа, который, как это часто бывает, Баумбаки переживали всей семьей. Именно этот фильм помог автору нащупать нерв своего творчества: ему отлично удавались тонкие диалоговые сюжеты о любовных отношениях — как правило, несчастных. Ироничный тон повествования делал работы Баумбака относительно легковесными, однако до мейнстрима в мире кино им было еще далеко.
О личной жизни Баумбака до сакраментальной встречи с Гретой Гервиг известно непростительно мало: в том же 2005 году сценарист женился на актрисе Дженнифер Джейсон Ли («Одинокая белая женщина», «Омерзительная восьмерка»), спустя пять лет у пары родился сын Ромер Эммануэль, названный в честь любимого режиссера Ноа Эрика Ромера. В 2013 году брак распался, о причинах расставания с первой супругой Баумбак достаточно откровенно рассказал в одном из своих самых грустных фильмов — в «Брачной истории».
Гервиг родилась в калифорнийском городе Сакраменто в пролетарской семье. Ее мать работала медсестрой в отделении акушерства и гинекологии, а отец занимался кредитами. В раннем детстве Грета увлекалась танцами и мечтала построить карьеру на Бродвее, после школы поступила в Барнард-колледж, где изучала философию и английский язык. В студенческие годы Гервиг начала писать театральные пьесы и ставить спектакли вместе со своей командой The Tea Party Ensemble. После окончания учебы планы девушки немного поменялись — она решила податься в кино. Дебютной работой Гервиг стала сатирическая комедия LOL Джо Сванберга, посвященная социальным сетям и подросткам. За ней последовали роли в независимых фильмах «Ханна берет высоту», «Возбуждение», «Дом дьявола». О личной жизни Гервиг до встречи с Ноа Баумбаком неизвестно примерно ничего — по всей видимости, вплоть до 26 лет она посвящала себя исключительно творчеству и работе, не особо поддаваясь романтическим увлечениям.
Брачная история
Грета Гервиг и Ноа Баумбак впервые встретились на съемочной площадке фильма «Гринберг», где первая играла вместе с Беном Стиллером, а второй выступал в качестве сценариста и режиссера. Ни о каких любовных отношениях речи быть не могло, ведь в то время Баумбак всё еще был женат на Дженнифер Джейсон Ли, а та, в свою очередь, носила под сердцем его ребенка. Впрочем, даже спустя 14 лет история «некрасивого» расставания Баумбака с супругой бросает тень на его отношения с Гретой. По слухам, искра между режиссером и актрисой пробежала именно во время производства «Гринберга». Более того, Баумбак и Гервиг решили не останавливаться на достигнутом — после одного совместного проекта пошли другие, среди которых «Милая Фрэнсис» и «Госпожа Америка». В то время многие стали называть Гервиг «музой Баумбака», что было для нее не самым приятным и даже иногда обидным прозвищем.
«Мне не нравилось, когда меня так называли. Но я не хотела быть резкой, хоть и чувствовала, что не была в этих проектах сторонним наблюдателем. Вообще, те фильмы были наполовину мои [Гервиг была не только актрисой, но и соавтором сценария — прим. ред.], поэтому такие моменты были довольно тяжелыми. Я также чувствовала, что роль музы мне не по душе», — рассказала Гервиг в 2017 году в интервью Vulture.
Очевидно, дуэту была просто необходима творческая сепарация. Грета взялась за собственный режиссерский дебют — комедийную историю взросления «Леди Бёрд», которая оказалась на голову выше пробы пера Баумбака. «Леди Бёрд» принесла Гервиг долгожданное признание, она больше не была в тени более известного партнера. Скрывать отношения уже не было причин. Вероятно, именно поэтому в 2018 году на красной ковровой дорожке «Золотого глобуса» Гервиг и Баумбак впервые появились как пара. Тем не менее оба всё еще крайне редко обсуждали друг друга в контексте отношений, всячески избегали щекотливой темы в интервью. Гервиг называла Баумбака «партнером в любви и искусстве», считая, что «бойфренд» звучит слишком легковесно, «любовник» — дешево, а «жених» накладывает слишком много ответственности.
Тем не менее уже спустя год пара обзавелась совместным потомством — Грета родила сына, которого назвали Гарольд Ральф Гервиг Баумбак. В разговоре с журналистами журнала Vogue кинематографистка призналась, что «всегда боялась быть матерью, поскольку считала, что родительство отразится на ее карьерных возможностях». Известно, что роды начались через день после завершения чернового монтажа «Маленьких женщин», второй режиссерской картины Гервиг, которая принесла ей первый «Оскар».
В 2019 году Баумбак и Гервиг вновь объединились в творческий тандем — на этот раз ради фильма «Барби», в котором первый выступил в качестве соавтора сценария, оставив режиссуру за возлюбленной. Позже Ноа признался, что боялся снова работать с Гретой, однако «Барби» оказалась «лучшей вещью из всего, что они когда-либо писали». В ходе производства фильма выяснилось, что Грета снова беременна, — у пары вновь родился мальчик. После невероятного успеха «Барби» в мировом прокате Баумбак решился сделать Гервиг предложение, церемония прошла непримечательно и тихо: они просто расписались в нью-йоркской мэрии, что само по себе крайне необычно для знаменитостей.
Не всё так идеально
Отношения Баумбака и Гервиг — бесспорно, успешные и многофункциональные — вызывали разные реакции у общественности. Однако известие о грядущей свадьбе, кажется, всколыхнуло абсолютно всех хейтеров пары. Баумбаку, в частности, припомнили, что его отношения с Гервиг начались еще во время брака с Дженнифер Джейсон Ли. Особенно ужасным многим показался тот факт, что впоследствии Баумбак решил снять об этом фильм [«Брачная история» — прим. ред.]. Гервиг, которая неоднократно прославляла в своих работах феминизм, также упрекнули в лицемерии — в конце концов, именно она поспособствовала тому, чтобы Баумбак бросил беременную жену. Впрочем, официальная версия говорит нам о том, что роман у пары начался лишь спустя год после разрыва Ноа с первой супругой. Что в этой истории ложь, а что правда, мы, вероятно, не узнаем никогда. И всё же невероятная духовная и физическая продуктивность дуэта Баумбака и Гервиг говорит о том, что их отношения никогда не были и вряд ли будут ошибкой.