Опубликовано 09 октября 2024, 15:40
5 мин.

Продавец кошмаров: Как снимает Гильермо дель Торо

Поделиться:
Продавец кошмаров: Как снимает Гильермо дель Торо

© Kevin Winter/Staff/Getty Images

Ужас, гротеск и любовь — три кита, на которых стоит кинематограф мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Карьера мастера, стартовавшая без малого 40 лет назад, полна удивительных фильмов и невероятных историй, а сам он славится умением превратить любой попавший в его руки проект в темную сказку о внутренней красоте. По случаю 60-летия дель Торо разбираемся в режиссерском стиле культового автора.

Ужас снаружи, свет внутри

Оборотни, мутанты, вампиры, древние чудовища и призраки — Гильермо дель Торо любит их всех и охотно делает главными героями своих фильмов. В начале пути режиссер учился на специалиста по визуальным эффектам (одним из его менторов был Дик Смит, нагонявший страх на зрителей «Экзорциста» мастерским применением пластического грима) и даже собирался дебютировать в кино со стоп-моушн-анимацией под рабочим названием «Всеядный». То была история о гуманоидном ящере, пытающемся выжить в мире, где сожрать соседа — основа любого социального взаимодействия. Фильм так и не сняли, какие-то негодяи во время ограбления студии уничтожили всё, что дель Торо и его команда соорудили для проекта.

С другой стороны, именно этот инцидент подтолкнул режиссера к игровому кино. Впрочем, любовь к практическим эффектам и умение использовать на площадке аниматронику и сложный грим остались с дель Торо навсегда, а идею кукольной стоп-моушн-анимации он полноценно воплотил в фильме «Пиноккио» 2022 года. Из 12 полнометражных проектов режиссера, вышедших на экраны на данный момент, семь так или иначе посвящены монстрам разной величины и вредности. Некоторые, как, например, главный герой дилогии «Хеллбой» в исполнении Рона Перлмана или Человек-амфибия из оскароносной «Формы воды», и вовсе являются главными двигателями сюжета. Некоторые выступают антагонистами, как кайдзю из монументального «Тихоокеанского рубежа», а иные просто наполняют миры фильмов дель Торо своей диковинной инаковостью.

Но дель Торо не был бы собой, если бы просто натыкал бездумных чудищ в каждый второй фильм. Большинство монстров в картинах режиссера — невероятно драматичные создания со сложной судьбой, каждый раз доказывающие, что самым главным чудовищем в любом из миров всё равно остается человек. Хеллбой, полудемон со спиленными рогами, работающий на секретную правительственную организацию, остается чужим и среди людей, которых спасает, и среди монстров, с которыми борется. Человек-амфибия, едва попав в руки ученых, оказывается в смертельной опасности: ради бесчеловечных экспериментов люди в белых халатах готовы буквально расчленить древнее существо. Даже гигантские монстры, атакующие города, всего лишь инструмент в руках продвинутой инопланетной расы. Гильермо дель Торо как никто понимает весь ужас ксенофобии и не устает почти в каждом фильме предостерегать человечество.

Форма воды
The Shape of Water
Рейтинг: 6.9IMDb: 7.3
Жанры: Фантастика, Драмы, Мелодрамы
2017, 118 мин
США, 18+
Режиссер: Гильермо дель ТороГлавные роли: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс

Красота иного

Фильмы дель Торо наполнены невероятно насыщенной эстетикой мрачной сказки. Каждый из них уникален, но все сохраняют один из главных принципов режиссера: даже самое темное должно выглядеть красиво. Будь то подпольный рынок монстров из «Хеллбой II: Золотая армия», старинное поместье, полное тайн и призраков, в «Багровом пике» или помещения лабораторий из «Формы воды» — каждую локацию дель Торо эстетизирует и наполняет деталями, максимально погружающими в историю. Постановщик прекрасно знает: чем больше проработан мир фильма, тем сильнее он цепляет зрителей и тем проще подключить их к сюжету, побудить сопереживать героям и оставаться в одной с ними реальности до самых финальных титров.

Скрупулезный подход актуален и для дизайна персонажей. Режиссер много времени уделяет проработке даже самых незначительных героев своих фильмов. Образы каждой феи в «Хеллбое», кайдзю в «Тихоокеанском рубеже» и жителей сказочного мира из «Лабиринта Фавна» тщательнейшим образом продуманы, воплощены на бумаге и перенесены на экран. Их внешний вид может пугать, смешить или отвращать, но невозможно заподозрить дель Торо и его команду в поверхностном отношении к визуализации всех без исключения персонажей. Пожалуй, чудовища, рожденные дель Торо, могут справедливо выделиться среди остальных монстров мира тем, что никогда не будут обделены любовью.

Багровый пик
Crimson Peak
Рейтинг: 6.7IMDb: 6.5
Жанры: Ужасы, Фэнтези, Триллеры, Драмы, Приключения, Мелодрамы, Детективы
2015, 118 мин
США, 18+
Режиссер: Гильермо дель ТороГлавные роли: Миа Васиковска, Джессика Честейн, Том Хиддлстон, Чарли Ханнэм, Джим Бивер, Берн Горман

Любовь, сбивающая с ног

Любовь, наверное, главная составляющая фильмов дель Торо (не считая монстров и призраков). Это всепобеждающее чувство помогает героям режиссера сохранить себя в Италии Муссолини и Испании Франко, выстоять против репрессивной машины секретных государственных агентств и не отчаяться во чреве морского чудовища. Любовь спасает Хеллбоя от, казалось бы, неизбежной судьбы одинокого разорителя мира, а мир от Хеллбоя и помогает героям «Багрового пика» восстановить справедливость даже после смерти.

Любовь у дель Торо не всегда счастлива, чаще даже трагична, но перманентно чиста. Именно в этом чувстве режиссер находит настоящую поэзию и смешивает ее с уникальной атмосферой мрачной сказки. Из такого синтеза родились лучшие фильмы мексиканского автора, который не намерен сбавлять обороты: следующей его картиной станет экранизация романа Мэри Шелли «Франкенштейн» — идеальный выбор материала для мастера темной готической сказки.

«Хеллбой II: Золотая армия»

Кадр из фильма «Хеллбой II: Золотая армия»

реж. Гильермо дель Торо, 2008

Уникальный визуальный стиль работ дель Торо давно стал отличительной чертой наряду с выбором сложных тем. Однако наиболее важной особенностью постановщика, напрямую влияющей на восприятие его картин, остается лояльность дель Торо к зрителям. Режиссер овладел мастерством визуального повествования настолько, что без проблем способен конструировать сложнейшие сцены, не скатываясь в банальщину вроде объяснения сюжета через диалоги или иного проговаривания важной для смотрящего информации. Дель Торо снимает авторское кино, но делает его подчеркнуто зрительским: совсем не сложным для восприятия, но объемным, насыщенным действием и смыслами и цепляющим каждым кадром. Вероятно, в этом и кроется секрет успеха мексиканского постановщика, ведь далеко не все его фильмы могут похвастаться внушительными кассовыми сборами, но каждый заслужил безграничную любовь зрителей.

Хеллбой II: Золотая армия
Hellboy II: The Golden Army
Рейтинг: 7.1IMDb: 7
Жанры: Фантастика, Боевики, Фэнтези
2008, 119 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Гильермо дель ТороГлавные роли: Рон Перлман, Сэльма Блэр, Даг Джонс, Джон Александр, Джеймс Додд, Сет Макфарлейн

Новое в подписке

Лучшее в подписке