Принцип суперпозиции: Каким получился фантастический сериал «Темная материя»
В Apple TV+ вышли уже шесть эпизодов научно-фантастического сериала «Темная материя» — адаптации одноименного бестселлера американского писателя Блейка Крауча с Джоэлом Эдгертоном и Дженнифер Коннелли в главных ролях. Сюжет «Темной материи» построен на популярной ныне концепции мультивселенных, с которой в разное время заигрывали и супергеройские блокбастеры Marvel, и оскароносная трагикомедия «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Новый сериал «яблочного» стриминга пытается взглянуть на знакомую тему через призму психологизма, беря за основу принцип суперпозиции — широко известный физический термин, предполагающий одновременное нахождение одного объекта в разнообразных состояниях. Рассказываем, как «Темная материя» связывает путешествие по параллельным реальностям и экзистенциальный кризис.
Главный герой сериала — университетский преподаватель Джейсон Дессен (Джоэл Эдгертон), примерный муж и заботливый отец — тайно мечтает воскресить карьеру физика-теоретика, но обстоятельства всегда оборачиваются против. После не самой приятной встречи с бывшим сокурсником (Джимми Симпсон), получившим многомиллионный грант, Джейсон становится жертвой нападения со стороны мужчины в маске. Незнакомец вкалывает ему загадочный наркотик и запирает в большом черном ящике. На следующий день герой обнаруживает себя в абсолютно новом мире, где он так и не смог построить достойные отношения, но стал влиятельным ученым, создателем первой машины времени. При этом «старая» реальность Дессена тоже не осталась пустовать — его место занял тот самый двойник-карьерист, решивший опробовать жизнь обычного семьянина.
Apple TV+ чаще других зарубежных стримингов (и уж тем более отечественных) делает ставку на сюжетный троп о мультивселенных: маньяк из «Сияющих» путешествовал в прошлое, чтобы убивать молоденьких женщин; астронавтка из «Созвездия» попала в чужую реальность после катаклизма на космическом борту; сюжет «Ради всего человечества» разворачивался в рамках альтернативной мировой истории. Однако только «Темная материя» пытается подойти к вопросу с околонаучной точки зрения — правда, откровений в стиле «Детонатора» Шейна Кэррута от сериала всё же ждать не стоит.
Создатель шоу Блейк Крауч, он же и автор одноименной книги, умело эксплуатирует терминологию популярной физики — принцип суперпозиции и «кота Шрёдингера», — рассказывая о сложных вещах простым и доступным для современного зрителя языком. Довольно быстро становится очевидно, что машина времени в «Темной материи» — механизм скорее метафорический, чем буквальный, подчиненный не научным законам, но воле рассудка. Неприметный черный ящик становится нравственным уроком для тех, кто совершает выбор на эмоциях, отказываясь от принципов холодного расчета. Каждая новая вселенная в сериале — своего рода «зеркало души» главного героя, застрявшего в экзистенциальном кризисе.
К оригинальному тексту Крауч, вопреки своему статусу, подходит без особой сердечности, с каждой новой серией всё больше углубляясь в психологизм и всё дальше уходя от фантастического лора первоисточника. Что само по себе неудивительно: у адаптации с поистине нолановским размахом абсолютно не нолановский производственный бюджет, львиная доля которого, по всей видимости, ушла Эдгертону и Коннелли. Отсутствие необходимого финансирования — серьезный челлендж для научной фантастики, с которым довольно успешно справлялись такие мастера жанра, как Майк Кэхилл («Я, начало»), Джастин Бенсон и Аарон Мурхед («Паранормальное»), Ричард Келли («Донни Дарко»), Джеймс Уорд Биркит («Связь»). Крауч же решил пойти по пути наименьшего сопротивления, удобно залатав бюджетные дыры карикатурными постапокалиптическими спецэффектами.
Впрочем, если не задумываться о потенциале книги, «Темная материя» вполне может сойти за приличный процедурал, который умело совмещает фантастический сеттинг с традиционной голливудской историей о поиске жизненных ценностей. Как и любой человек, Джейсон формирует собственную реальность по принципу личного выбора, в правильности которого частенько приходится сомневаться. Остается лишь надеяться на то, что сам Крауч в своем решении доверить Apple TV+ экранизацию не разочаруется.