Почему не стоит пропускать сериал «Экспаты»: Путеводитель по внутренней эмиграции
На Amazon Prime Video вышли два первых эпизода драматического сериала «Экспаты». Все шесть серий проекта сняла Лулу Ван, постановщица сандэнсовского хита «Прощание». Рассказываем, чем привлекает история нескольких женщин на чужбине, объединенных пожирающим изнутри чувством вины.
Маргарет (Николь Кидман) отправилась в Гонконг вслед за мужем. В Нью-Йорке она была успешным ландшафтным дизайнером, здесь же, на острове, где ни у кого нет земли в собственности, она лишилась карьеры. Но это не самая большая потеря, которая ждет героиню вдали от дома: обуреваемая ревностью к няне-филиппинке Эсси (Руби Руис), Маргарет нанимает новенькую Мерси (Ю Джи-ён), что в первый же вечер приводит к трагедии и круто меняет жизни всех участников этой истории. Помимо уже упомянутых героинь, в ней задействованы трое детей Маргарет, ее соседка по элитному жилкомплексу Хилари (Сарайю Блю) и ее домработница Пури (Амелин Парденилья). Есть еще мужья, но до них тут откровенно никому нет дела (Брайан Ти и Джек Хьюстон здесь играют в до этого традиционно женском амплуа «симпатичная подружка главного героя»). Все они в Гонконге — экспаты: Мерси, Маргарет и Хилари булавка вины надолго приковала к чужому городу, а Эсси и Пури — добровольные зрители трагедии из жизни богатых, образованных и несчастных.
Постановщица шестисерийной драмы Лулу Ван прославилась дебютным драмеди «Прощание» с Аквафиной в главной роли. Центральным персонажем «Прощания» была тоже эмигрантка Билли (Аквафина) — 30-летняя писательница из Бруклина, которая спешно возвращается к семье в Китай, узнав о смертельной болезни любимой бабушки. Билли и другим стекающимся со всего света родственникам нужно держать диагноз в тайне от умирающей, чтобы не омрачать ей последние месяцы жизни. Ради конспирации на семейном совете даже решено было женить внука, чтобы оправдать общий сбор. Сжигая с бабушкой бумажные деньги на кладбище и практикуя цигун, Билли со слезами на глазах несет груз «полезной» лжи. Для своих новых экспатов Ван приберегла ношу несравнимо более тяжелую: чувство вины, тоже без надежды на исцеление.
В основе сериала — роман Дженис Ю. К. Ли «Экспатрианты» о жизни американских эмигрантов в Гонконге на фоне протестов 2014 года, так называемой «Революции зонтиков» в гонконгском районе Адмиралтейство (подобное название носит не вышедший пока еще эпизод сериала). Главной удачей сериала, помимо актуальной и отзывающейся во многих темы, стала, конечно же, Николь Кидман в уже знакомом многим по сериалу «Большая маленькая ложь» образе страдающей матери из привилегированного класса. Тема привилегий здесь, безусловно, не останется без внимания — главные героини, не окажись они далеко от родины, никогда бы не пересеклись. Здесь же, на чужой земле, они со смелой откровенностью говорят о своей боли, недостатках и страхах, но в итоге каждой из них суждено не только понять и принять, но и усугубить страдания ближней.
Первой слово предоставляется Мерси — 24-летней выпускнице Колумбийского университета, американке корейского происхождения. Она бежит за океан от матери, с которой у нее сложные отношения. Спустя год после трагедии (о том, что именно случится, зрителю расскажут далеко не сразу, вот и мы не будем) Мерси перебивается случайными заработками и коллекционирует истории несчастных случаев. Девушка всматривается в нечаянных виновников жутких аварий и чужих поломанных судеб, убеждаясь, что воспоминание о содеянном будет преследовать каждый день ее жизни. Перечисление пугающих случайностей, которым открывается сериал, настраивает на нужный лад и держит в напряжении всю первую треть, до конца развернутого флешбэка, показывающего, что же случилось год назад.
Вторая участница тех трагических событий, Маргарет, отныне не пытается быть приветливой и соблюдать приличия. Вот уже год, как светские сплетницы только и обсуждают, что она слетела с катушек (в первой серии она нападает на официантку на юбилее мужа). Маргарет теперь всё чаще молчит и сбегает от непроходящей боли в арендованную втайне пустую квартиру, мечтая оказаться кем-то другим. Брак ее подруги Хилари тоже висит на волоске — когда-то они с супругом сошлись как убежденные чайлдфри, но в последние годы муж убедил ее задуматься о детях. Это привело к тому, что Хилари начала втайне принимать противозачаточные и мучаться от лжи, разрушающей их союз.
Всем троим предстоит одно и то же серьезное испытание — признать собственную небезупречность и простить себя. А пока героини бродят по призрачному и ирреальному, в духе Вонга Кар-Вая Гонконгу, как сомнамбулы. Сюда они спускаются лишь изредка из малонаселенных элитных и безликих жилых комплексов. Все три девушки, кажется, надеются очнуться от реальности, укрыться в мире грез, из которых всё происходящее видится затянувшимся страшным сном. По первым двум эпизодам складывается впечатление, что Ван планирует провести зрителей по всем лабиринтам и закоулкам душ героинь, прочно обосновавшихся во внутренней эмиграции. Неприкаянная Мерси при этом оказывается в центре истории еще и потому, что занимает промежуточное положение между состоятельными Маргарет и Хилари и их служанками Пури и Эсси, которым, похоже, предстоит сыграть важную роль в истории.
Определенно одно — нас ждет напряженная и тонкая история о потере (в том числе себя), побеге (от себя) и исцелении (а также самоисцелении), в которой эмиграция является ценным обстоятельством, запустившим цепочку событий и пока что наименее интересным. А вот как Маргарет, Мерси и Хилари справятся со всем остальным — вопрос действительно непростой и интригующий.