Опубликовано 21 марта 2024, 12:07
7 мин.

Песнь тишины: Cаундтреки фильмов Джима Джармуша

Поделиться:
Песнь тишины: Cаундтреки фильмов Джима Джармуша

В подписке Okko появилась вампирская мелодрама Джима Джармуша «Выживут только любовники». Картина с Томом Хиддлстоном и Тильдой Суинтон не в последнюю очередь цепляет своей музыкой, за которую соавтор саундтрека Йозеф ван Виссем получил награду в Каннах. Однако музыка является ключевой частью всех фильмов режиссера. Коротко рассказываем о сочинениях самого Джима Джармуша и его друзей-музыкантов.

Выживут только любовники
Only Lovers Left Alive
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.3
Жанры: Фантастика, Триллеры, Фэнтези
2013, 118 мин
Великобритания, Германия, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Антон Ельчин, Миа Васиковска, Джеффри Райт, Слиман Дази

В последние годы Джармуш предпочитает самостоятельно создавать саундтреки к своим картинам. Точнее, в составе группы SQÜRL, в которую входят также музыканты Шейн Стоунбек и Картер Логан, сопродюсер джармушевских фильмов. В общем, ход логичный: хочешь сделать как надо, сделай это сам. Однако обычно профессии кинорежиссера и композитора, видимо, настолько поглощают всё существо, что почти никогда не даются одному человеку. Исключения здесь единичные, хотя эффектные: например, Чарли Чаплин и Клинт Иствуд. Но дело в том, что Джармуш был влюблен в музыку прежде, чем в кино.

Джим выступал на нью-йоркской нью-вейв-сцене с начала 1980-х, в основном в составе группы The Del-Byzanteens. С усмешкой он говорит, что тогда каждый богемный горожанин как бы обязан был иметь собственную группу. Только настоящей искры всё не вспыхивало — проекты Джармуша не поднимались заметно выше любительского уровня. Хотя в друзьях у молодого автора быстро появились звезды сцены. Прежде всего Джон Лури и Том Уэйтс, о которых ниже. А также панки Джо Страммер и Игги Поп, позднее — Скримин Джей Хокинс, RZA и группа White Stripes. Перечислены здесь только те, кто однажды сыграет у Джармуша в кино, некоторые из них подарят фильмам и свою музыку. Об Игги и Ниле Янге Джим также создал документальные картины.

Кадр из фильма «Кофе и сигареты»

Музыканты Игги Поп и Том Уэйтс в фильме «Кофе и сигареты»

реж. Джим Джармуш, 2003

Проект SQÜRL, чей полномасштабный дебютный альбом Silver Haze вышел только в прошлом году, — мечта, к которой Джармуш шел полжизни. Он отчаянно хотел достичь в своем творчестве музыкальной благородной скупости, вроде как в любимой им японской эстетике. Говорим Джармуш — подразумеваем минимализм. Всегда в фильмах режиссера было тем лучше, чем меньше сказано. Соответственно, и музыке нужен веский повод, чтобы прозвучать со значением. Кстати, SQÜRL не замыкаются только в киновселенной Джармуша: группа недавно создала саундтрек к восстановленным немым фильмам Ман Рэя. Премьера прошла на Каннском фестивале 2023 года.

Еще в 1980-е критика заметила, что драматургия фильмов Джармуша напоминает музыкальную, а понимание его сюжетов и образов, как в музыке, зачастую интуитивно, непроговариваемо. Музыкальный контрапункт придает наполненность историям, не поддающимся формальной разгадке. А некоторые треки могут стать и ключом к шифру: как вставные номера Mystery Train Элвиса Пресли в «Таинственном поезде» или I Put A Spell On You Джей Хокинса в «Более странно, чем в раю».

Таинственный поезд
Mystery Train
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.5
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
1989, 110 мин
США, Япония, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Синке Ли, Стив Бушеми, Джоди Маркелл, Юки Кудо, Николетта Браски, Сай Ричардсон

В лаконичном «Патерсоне» SQÜRL играет почти эмбиент, который растворяется в опоэтизированном пространстве фильма. Гитарный саундтрек «Мертвые не умирают» нагоняет тревогу так, будто это всамделишный зомби-хоррор. А барочное оформление «Выживут только любовники» изысканно, как это принято у вампиров. Есть здесь и психоделический кавер на старую песню Ванды Джексон Funnel of Love, и рок-номера, написанные для персонажа Тома Хиддлстона, и главное — совместные треки с голландским композитором-лютнистом Йозефом ван Виссемом. Согласно замыслу режиссера, «Темный минималист» своим инструментом придает всей истории нездешнее звучание. По легенде, Джармуш познакомился с ван Виссемом случайно на улице Нью-Йорка и подружился, узнав брата по духу, как в былые годы. Словно в Голливуде еще возможны чудеса — во всяком случае, мало с кем они происходят, помимо Джима.

Более странно, чем в раю
Stranger Than Paradise
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Комедии
1984, 88 мин
США, Германия (ФРГ), 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Ричард Эдсон, Том ДиЧилло, Джон Лури, Эстер Балинт, Сесиллия Старк, Дэнни Розен

До того, как появились SQÜRL, Джармуш также пользовался счастливыми знакомствами. Но долгие годы каждое сотрудничество подразумевало один фильм. Так, в «Пределе контроля», самом авторском и неясном фильме режиссера, за музыку отвечали японские дроун-рокеры Boris, театральные авангардисты Sunn O))) и схожие по духу психоделические команды, фрагменты треков которых Джармуш отбирал, а порой и изменял самым тщательным образом. Именно потому, что музыки не хватило на хронометраж, Джармуш и Логан и придумали SQÜRL (изначально Bad Rabbit).

Джим Джармуш и Картер Логан

Джим Джармуш и Картер Логан, группа SQÜRL

Dia Dipasupil/Staff/Getty Images

В «Сломанных цветах», которые, в противоположность «Пределу контроля», обвиняли в излишней мейнстримности, тон задавал пионер эфиопского джаза Мулату Астатке, прежде всего с бодрой композицией Yekermo Sew. Псевдореспектабельный джаз в самом эклектичном саундтреке Джармуша смешан с роком и даже реквиемом Габриэля Форе. Если саундтреки «Сломанных цветов» и «Предела контроля» просто собраны из существующих треков — что нетипично для фильмов Джима, — в «Псе-призраке» всю музыку сделал упомянутый RZA (мы о нем писали и в связи с саундтреком «Убить Билла»). Интересно, как хип-хоп-сэмплы в притче о черном самурае в Нью-Йорке вызывают воспоминания о ранних фильмах Джармуша про нью-йоркское одиночество с музыкой Джона Лури.

Хотя Джармуш — американец, его фильмы сравнивают со взглядом иностранца на Нью-Йорк или американский Юг. Словно сам режиссер постоянно возвращается из внутренней эмиграции. Его герои, сюжеты и музыка фильмов для американца «нездешние»: от японских мотивов до путешествий в Испанию и Марокко, в Париж, Рим и Хельсинки. Да и герой дебюта Джармуша «Отпуск без конца» уезжает из Нью-Йорка во Францию. В то время «глазами» режиссера часто становился голландец Робби Мюллер, некогда оператор Вима Вендерса, а композитором — альтер эго Джима был Джон Лури, еще один чужак в стране чужаков. В юности Лури пересек все Штаты, затем взялся за музицирование. Его инструментом был главным образом саксофон — инструмент-аутсайдер, изгнанный из симфонического оркестра.

Отпуск без конца
Permanent Vacation
Рейтинг: 7.1IMDb: 6.2
Жанры: Драмы, Комедии
1980, 74 мин
США, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Рут Болтон, Джон Лури, Джейн Файр, Мария Дювал, Крис Паркер, Чарли Спейдман

В «Отпуске без конца» неприкаянный саксофон Лури доносится словно издалека, эхом по мрачным городским улицам, в «Более странно, чем в раю» уже активно комментирует трагикомическую жизнь богемных персонажей. А в «Таинственном поезде» Джон сочинил «полномасштабный» блюз-саундтрек, деликатно дополняющий треки Элвиса, Отиса Рединга и других легенд. Лури и сам стал музыкальной легендой, такой же принципиально амейнстримный одиночка-интеллектуал, как Джармуш, сыгравший главную роль в «Более странно, чем в раю» и во «Вне закона». Как и еще один товарищ соавторов по духу — большой шансонье и обладатель уникального «наждачного» голоса Том Уэйтс. Он исполнил и написал свои песни во «Вне закона» и «Ночи на Земле», пропахшие виски треки, проникающие прямо в душу, как нож.

Вне закона
Down by Law
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
1986, 106 мин
США, Германия (ФРГ), 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Том Уэйтс, Эллен Баркин, Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джон Лури, Рокетс Редглэр

Сотрудничество с Лури и Уэйтсом знаменовало классический период фильмов Джармуша, но затем наметился перелом. «Мертвец», похожий и непохожий на всё снятое Джимом прежде, стал, пожалуй, лучшим его фильмом. Единственный раз у Джармуша сыграл Джонни Депп, еще находившийся на пути к большому взлету. Кстати, актер — еще один пример кинодеятеля с большими музыкальными амбициями и широким кругом друзей на рок-сцене. Самая дорогая картина Джармуша — еще и единственный его «исторический» фильм — монохромный псевдовестерн. И саундтрек стал также единственным в своем роде.

«Мертвец» Джармуша

Кадр из фильма «Мертвец»

реж. Джим Джармуш, 1995

Нил Янг был автором суперхитов еще в 1960-е, а в начале 1990-х предстал кем-то вроде предшественника и крестного отца современной тогда гранж-сцены. Приняв предложение такого же, как он, контркультурщика Джармуша, Нил, по легенде, заперся в студии и, просматривая «Мертвеца», сымпровизировал весь саундтрек буквально за день. По настроению похоже: медитативное, но стремительно-неуклонное путешествие в один конец. Герой по имени Уильям Блейк в сопровождении индейца по имени Никто совершает последние мытарства, не зная, что уже мертв, под аккомпанемент стихов своего тезки-поэта и потусторонне-призрачной гитары Янга.

«Мертвец» — один из ранних постмодернистских вестернов с отчетливо архаичным саундтреком. Раньше электрогитара в «костюмном» кино встречалась исключительно редко: бодрый хип-хоп в «Джанго освобожденном» мы услышали почти на 20 лет позже. Но дело, конечно, не в шутке гения. Здесь, в руках Янга и в слиянии с изображением, гитара, как и лютня ван Виссема и саксофон Лури, оказывается наследницей лиры Орфея, путешествующего в мир мертвых. Одиночество Мертвеца абсолютно: не завершив ничего на Земле, не постигнув своего предназначения и оставив за собой след из трупов, он отправляется в иное пространство. В чем был смысл его пути, из живых не знает никто. Как в одном из стихов Блейка, что Депп цитирует под музыку Янга:

Зачем ты гневной тьмой объял
Слова свои святые,
И несть для нас иных плодов,
Чем те, что в чреве Змия?

Но там, за пределами формального сюжета, под звуки костра в ночном лесу и гипнотических соло янговской гитары, может открыться иное понимание. Идеальное порой кроется в незавершенном и недосказанном. Поскольку смысл не только в словах и звуках, но и в тишине между ними. В этом суть принципиального минимализма Джима Джармуша, лучшим выразителем коего и является музыка.

Мертвец
Dead Man
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.5
Жанры: Вестерны, Драмы
1995, 121 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Джонни Депп, Лэнс Хенриксен, Криспин Гловер, Майкл Уинкотт, Юджин Бирд, Игги Поп

Новое в подписке

Лучшее в подписке