Опубликовано 24 октября 2023, 09:33
6 мин.

Слепила из того, что было: Саундтрек «Убить Билла»

Поделиться:
Слепила из того, что было: Саундтрек «Убить Билла»

20 лет назад в октябре в Америке прошла премьера первой части дилогии Квентина Тарантино «Убить Билла». Сказать, что фильм «опережал свое время», в данном случае, пожалуй, не банальность. Спустя 10 лет после «Криминального чтива» Тарантино снова изменил правила игры, а, как всегда, с любовью и значением подобранная к картине музыка стала необходимым ингредиентом маленького чуда.

Ума Турман в образе восставшей из мертвых Невесты — не то воплотившийся персонаж кровавой японской манги, не то женская версия одного из героев Клинта Иствуда с глазами убийцы. Некогда ее не добили «коллеги» из отряда наемников Смертоносные Гадюки во главе с бывшим парнем, тем самым Биллом. Теперь она идет, чтобы убить каждого из них поодиночке.

Саундтрек к фильму «Убить Билла»

Хотя некоторые сперва восприняли сюжет дилогии как примитивный, на самом деле Тарантино рассказывает довольно сложную историю. Первая часть посвящена быстрому убийству Верниты Грин (№ 2 в списке Невесты) и хореографической резне в ночном клубе, завершившейся дуэлью Невесты с боссом токийских якудза О-Рен Ишии (№ 1). Во второй части главная героиня, устав от крови, смягчится и, в общем, никого сама не убьет, кроме (возможно!) Билла, но об этом после. Первый фильм о воительнице, воскресшей из мертвых, но еще не родившейся заново, прерываемый флешбэками и отступлениями, всё же целеустремленно, как меч, движется к точке абсолютного отмщения.

Посвящение героя суровому пути мести как справедливости — то, что роднит вестерн и гангстерские фильмы, китайские боевики и самурайские притчи. Собственно, эти жанры и являются самыми очевидными референсами картины Тарантино, предопределившими ее коллажный характер. Совершенно органично потому, например, на аниме-вставку о детстве О-Рен Ишии легли эмоциональные фрагменты композиций итальянцев Луиса Бакалова и Армандо Тровайоли, первоначально написанные для спагетти-вестернов («Большая дуэль» и «Долгие дни мести» соответственно).

Чтобы искусственно собранное зрелище не только выглядело, но и звучало естественно, нужен был особый талант музыкального супервайзера. Который мог бы составить из десятков фрагментов хитовых шлягеров и тем позабытых телефильмов живое музыкальное полотно. Таким человеком для Тарантино стал Роберт Диггз, более известный как RZA (Риза), — лидер монументального хип-хоп-арт-проекта Wu-Tang Clan. Культовая группа 1990-х отличалась специфическим, кропотливо сделанным «андеграундным» звуком, а вместо текстов про убийства и изнасилования, как их собратья гангста-рэперы, клановцы предпочитали иронические стихи... например, про кунг-фу. То есть страсть к азиатским эпикам про мастеров боевых искусств у Ризы и Тарантино была общей.

Кадр из фильма «Убить Билла»

Более того, Риза написал музыку к фильму Джима Джармуша «Пес-призрак: Путь самурая», где за пять лет до Тарантино суровый и чернокожий последователь кодекса Бусидо уже вершил кровавую жатву самурайским мечом в современной Америке. Впрочем, справедливости ради, катана в руках американского героя Брюса Уиллиса еще раньше появилась у Тарантино в «Чтиве».

Риза распределил по всей ткани повествования характерные кусочки музыкальных композиций, каждый из которых работает на движение, акцент, динамику происходящего, и нигде не сбился со сложного ритма фильма. О большинстве вошедших в саундтрек вещей трудно говорить предметно — хотя бы потому, что некоторые звучат только пару секунд. Например, с момента, когда Невеста открыто появляется в клубе «Голубые листья», чтобы бросить вызов О-Рен, до начала дуэли между женщинами-убийцами в фильме сменяются восемь отрывков музыкальных композиций. От Эннио Морриконе до электронной музыки самого Ризы — всё это время Невеста рубит катаной в капусту телохранителей-якудза.

Музыка в фильме «Убить Билла»

К слову, в официальном саундтреке есть и незвучащий в фильме хип-хоп-трек Ризы «Ода О-Рен Ишии». Музыкант правильно угадал, что фактически вторая главная героиня этой части дилогии прямо воплощает ее дух и происхождение: «полуяпонско-полукитайско-полуамериканское».

О некоторых ключевых треках из «Убить Билла» всё же надо вспомнить, хотя бы кратко. Песня в открывающих титрах — хит из 1960-х авторства Сонни Боно Bang Bang (My Baby Shot Me Down) в исполнении Нэнси Синатры. В общем, завязка фильма — буквализация полушуточного сюжета песни. Закономерно после выхода картины шлягер обрел новую жизнь в виде ремейка, а его каверы до сих пор записывают регулярно, в том числе Леди Гага и Дуа Липа.

«Одинокий пастух» Джеймса Ласта — известнейшая мелодия, ставшая фактически главной темой первой части, в том числе она звучит в финальных титрах. Интересно, что композитор задумал «Пастуха» в 1970-е как часть несостоявшегося альбома саундтреков к несуществующим фильмам, а в итоге она впервые вышла на пластинке под названием «Воспоминания о России»!

«Убить Билла» Квентина Тарантино

Battle Without Honor or Humanity — гитарный трек, первоначально написанный классиком-виртуозом японского рока Томоясу Хотэем для криминального фильма «Еще одна битва» («Новые битвы без чести и жалости»). Тотальный якудза-эпик и одна из визитных карточек «Убить Билла».

Flower of Carnage и Urami Bushi от Мэико Кадзи, суперзвезды старой японской эстрады и жанрового кино. Одна песня — для сцены убийства О-Рен, другая — для титров. Среди многочисленных ролей Мэико, разумеется, надо отметить образ в фильме «Госпожа Кровавый Снег» — о женщине, ставшей на путь кровавой мести, — очевидный источник вдохновения Тарантино.

Woo Hoo и две другие песни японского герлз-бэнда The 5.6.7.8’s. Девушки появляются в фильме, играя самих себя выступающими на вечеринке в «Доме голубых листьев». Их репертуар представляет собой каверы на серф-рок и рокабилли-хиты США 1950–1960-х. Таким образом, включив в саундтрек музыку группы (по легенде, случайно услышанную режиссером в токийском магазине), Тарантино напоминает о специфическом саундтреке своего же «Криминального чтива».

«Убить Билла»

Twisted Nerve Бернарда Херрманна. Написанная в 1968 году «свистящая» крайне прилипчивая мелодия была саундтреком позабытого британского триллера «Расшатанные нервы». У Тарантино музыка также использована в тревожном, нагнетающем ключе, когда спящая в коме Невеста вот-вот может умереть от инъекции медсестры-убийцы. Благодаря реинкарнации в «Убить Билла» вещица от классика киномузыки полвека спустя стала популярнее, чем его же тема к «Психо». Достаточно сказать, что в 2000-е она повсеместно использовалась в качестве рингтона мобильных телефонов — когда этот жанр был маркером индивидуальности.

Сегодня мы позабыли о рингтонах, но любую из мелодий саундтрека, в их отрывочном виде, легко представить в качестве музыкального фона сториз или поста в тиктоке. Именно их фрагментарность в фильме сделалась определяющим качеством. Еще в «Криминальном чтиве» чуть ли не каждая вторая песня была целым номером, всецело посвященным сцене или персонажу. Десять лет спустя музыкальные наряды и декорации меняются мгновенно, как фильтры в приложении. Мы редко собираемся слушать эти мелодии целиком, но каждый отрывок в общем контексте как бы обретает собственное значение, словно маленькое японское стихотворение.

В этом и прослеживается замысел Тарантино, создающего красивые, но склеенные, как Невеста Франкенштейна, произведения. Как сказал современный философ, форма — это и есть содержание. Наша культура обрывочна и неполна, но можно любоваться получившимся калейдоскопом и надеяться собрать из него новое целое.

Новое в подписке

Лучшее в подписке