Первые впечатления от сериала «Аколит» — скупой на эмоции детектив о джедаях
На Disney+ стартовал новый сериал по вселенной «Звездных войн» — «Аколит». Это детективный триллер, погружающий поклонников франшизы в прошлое галактической цивилизации и Ордена джедаев. Рассказываем, насколько интересным получилось начало этого путешествия.
Disney уже давно поставил производство проектов по «Звездным войнам» на конвейер. С переменным успехом студии и шоураннерам удавалось предложить свежий взгляд на знакомый мир и представить новых героев. Однако многие яркие и многоликие истории вселенной, разбросанные по книгам, комиксам и играм, не доходили до экранов. И вот на студию пришла ярая фанатка расширенной вселенной Star Wars, подростком читавшая все книги о джедаях и ситхах, — сценаристка Лесли Хэдланд («Жизни матрешки»). Она озарила продюсеров идеей: а что если обратиться к нераскрытому прошлому «Звездных войн» и попробовать обойтись без уже приевшихся героев? Так родился сериал «Аколит», который с первых серий заявляет о разрыве с доминирующим во вселенной нарративом и погружается в неизведанный прежде период надвигающегося конца Высокой Республики.
Сюжет разворачивается за сто лет до восхода Империи и событий «Скрытой угрозы». В парадоксально мирное время колонизации новых планет. Джедаи процветают, обучают юнлингов, охраняют порядок на новых территориях Республики. Всеобщее благоденствие нарушают лишь редкие и малозаметные вспышки неподчинения. Орден джедаев настолько силен, его влияние настолько непоколебимо, что он утратил связь с реальностью и собственным прошлым, омраченным войной с ситхами. Члены совета, включая Вернестру Рво (героиню серии книг о Расцвете Республики, чью роль исполнила Ребекка Хендерсон), слишком расслабились и не чувствуют надвигающуюся угрозу. Между тем в отдаленных уголках Галактики сторонники темной стороны Силы скрытно обучают последователей, настраивая их против света.
Убита мастер-джедай Индару (Кэрри-Энн Мосс). В преступлении Орден обвиняет девушку по имени Оши (Амандла Стенберг). Шесть лет назад она покинула планету Корусант и Дворец джедаев, а сейчас тихо-мирно работает механиком на космических кораблях, давно позабыв, как управлять Силой. Во время этапирования другие заключенные устраивают неуклюжий побег в духе «Стражей Галактики». Корабль совершает аварийную посадку, а Оши видит страшный сон. В нём ей является сестра-близнец Мэй, погибшая при пожаре на их родной планете, и признается в совершенном убийстве. Следом Оши находит ее бывший учитель Сол (Ли Джон-джэ), друг-джедай Йорд (Чарли Барнетт) и юная падаванка Джеки (Дафни Кин), представительница расы тилин. Сол верит в невиновность Оши и решает вместе с ней отыскать истинную убийцу — Мэй, — а заодно разобраться в обстоятельствах их общего страшного прошлого.
«Аколит» использует современную антиколониальную оптику и вполне справедливо ставит фантастических рыцарей со световыми мечами в позицию угнетателей народов Галактики. В первую очередь Лесли Хэдланд фокусируется на переосмыслении джедайской философии, которая подталкивает своих адептов к внутреннему кризису. «Нет хаоса — есть гармония», «нет эмоций — есть покой». Сценаристке важны психологические предпосылки падения Ордена, которое началось лишь отчасти по вине ситхов. Благодаря линии Мэй и Оши в сериале выстраивается критика чудовищных методов благородного Ордена джедаев. Окутанное тайной прошлое сестер намекает, что пополнение джедайских рядов — результат насилия, завоеваний и кражи детей, чувствительных к Силе. В попытке заглушить хаотичные эмоции и чувство вины, мешающие балансу энергии, рыцари Ордена годами уклонялись от признания своей ответственности за смерти и страдания.
Хэдланд не спешит выносить приговор, лишь обрисовывает мрачный контекст Рассвета Республики и внутреннюю нестабильность Ордена. Достаточно услышать слова маленьких юнлингов, помнящих страшное пламя огня, взглянуть на холодную Индару, пронизанное печалью лицо Сола, на отрешенность джедая Торбина (Дин-Чарльз Чепмэн), который уже десять лет держит обет молчания и медитирует, лишь бы избавиться от мучительных воспоминаний.
Жанр детективного триллера отлично лег на сюжет о поиске истоков трагической судьбы джедайского Ордена. Триллер уже знали в далекой-далекой Галактике: в «Атаке» и «Войнах клонов» тоже использовались детективные элементы. Да и коварные убийцы, бывало, пробирались во Дворец джедаев. Навязанная промо-кампанией жанровая новизна замысла Хэдланд не выдерживает критики.
Постановщица очень старается обострить детективную линию, поэтому очищает шоу от типичных для «Звездных войн» и поднадоевших сцен со штурмовиками, битвами в космосе или вестерновыми перестрелками. И всё же ей не удается ревизионистски обыграть привычные для вселенной эстетику и традицию повествования. Основным вдохновением по-прежнему служит самурайское и гонконгское кино 1960-х: Хэдленд воспевает горячо любимые фильмы «Телохранитель» и «Пойдем, выпьем со мной». Обещанный ею в интервью крышесносный вайб «Убить Билла» довольно быстро улетучивается. Бой с роскошной хореографией в экспозиционной сцене сменяется стандартной драмой непростых отношений мастера-джедая и бывшего падавана, воссоединением разлученных в детстве близнецов, неровным юмором и вялыми, почти необязательными перепрыгиваниями с планеты на планету, которые ничего важного в сюжет не привносят.
Сочетая классические нарративные и художественные элементы «Звездных войн» — характерный монтаж, декорации, сюжетные тропы, — «Аколит» забывает утвердить собственную радикальность. Детективная мистика частично разрешается, а смена эпохи не находит выражения в форме. Действие разворачивается в период Высокой Республики, но вокруг — уже знакомые зрителям мода и нравы; те же злачные бары, культура и архитектура, тщательно замазанные плотным цветокором. Словно Галактика стоит на месте уже тысячи лет. Продюсерский фан-сервис явно победил авторское воображение.
Хорошей интриги и необычной для франшизы идеи едва хватает на первые два эпизода. «Аколит» скуп на интенсивные эмоции, лишен правильных интонаций и фактурных, выразительных конфликтов между героями. Отсутствие внутреннего накала и эмоционального экшена не перекрывает даже талантливая игра Ли Джон-джэ («Охота», «Игра в кальмара») и Дафни Кин («Темные начала», «Логан»). Они безупречно вписались в образы джедая и послушной падаванки, но есть подозрение, что на полноценное раскрытие их личностей восьмисерийному и неритмичному проекту просто не хватит экранного времени.
Обвинительный приговор джедаям, разгорающееся пламя затаившихся ситхов, подтекстуальное присутствие злодея Дарта Плэгаса Мудрого вроде как обязывало Лесли Хэдланд сразу использовать более мрачную визуальную и чувственную палитру. Даже в довольно классической и традиционной «Асоке» было больше злобы, тьмы и ужаса. «Аколит» же выглядит как незатейливое эскапистское шоу из 1990-х, совершенно необязательное в контексте развивающейся франшизы и трусливое по части динамичного развития. В снятых Хэдланд эпизодах не нашлось места разъедающим и горьким эмоциям, не оказалось пространства для истинного, завораживающего зла — Амандла Стенберг уж слишком наивно играет роли и «темной», и «светлой» двойняшек.
После Хэдланд режиссерскую эстафету примут обычно вдумчивый и лаконичный Когонада («После Янга»), телережиссеры Ханель Кулпеппер («Звездный путь: Пикар») и Алекс Гарсиа Лопез («Ведьмак»). Будущие постановщики обещают показать флэшбеки о судьбах убитых и выживших джедаев, познакомить зрителей с вуки Келнаккой (Джунас Суатомо), ослепить битвами на световых мечах и показать неизведанные уголки вселенной: древние храмы и убежища ситхов. Может, дальше проекту удастся нарастить хребет и преодолеть свою унылость. Тем не менее поклонникам вселенной лучше помедитировать, а тандему Disney и Lucasfilm взять обет молчания.