«Передо мной стояла интересная и сложная задача — объяснить зрителям, что новый фильм — совершенно другой»: Интервью с постановщицей «Эммануэль» Одри Диван
28 ноября в российский прокат выходит новая киноверсия культового романа Эммануэль Арсан «Эммануэль». Сняла фильм Одри Диван. Премьера картины прошла на фестивале в Сан-Себастьяне. Предыдущий фильм французской постановщицы — драма «Событие» — победил на Венецианском фестивале три года назад. Поговорили с Одри Диван об отношении во Франции к книге Арсан и киноадаптации с Сильвией Кристель, о новом прочтении литературного первоисточника и необычном сеттинге картины.
— В Советском Союзе и в России книга Эммануэль Арсан не очень известна. Зато экранизация считается чуть ли не культовой. Как относятся к роману и фильму во Франции?
Одри Диван: Я бы сказала, примерно так же. Все знают фильм, но не все знают книгу, хотя после выхода роман имел успех. Забавно, что иногда люди помнят даже не сам фильм, а образ: Сильвия Кристель сидит в церкви. Передо мной стояла интересная и сложная задача — побороть этот образ, объяснить зрителям, что новый фильм — совершенно другой.
Я бы хотела, чтобы люди погрузились в историю и прочувствовали ее, не сравнивая экранизации между собой. Потому что, когда зритель слишком много думает и анализирует, он не до конца погружается в происходящее на экране. А для меня было важно создать фильм, который воспринимается на чувственном уровне.
— Насколько вы считаете Эммануэль современной героиней? Мне кажется, с годами одинокая и пресыщенная удовольствиями героиня стала нам только ближе.
Одри Диван: На самом деле я думала о том, чтобы снять феминистскую версию истории. Однако возникла странная ситуация: когда я стала изучать вопрос и общаться с молодежью, парни и девушки заявили, что не хотят заниматься сексом. Внезапно я осознала, что мой фильм — об эпохе упадка сексуального влечения.
В наше время люди боятся друг друга, понимаете? Человек настолько зациклен на себе, что не ощущает связи с другими людьми, а без этой связи эротизм невозможен. Поэтому я стала думать, как вернуть близость между людьми, как пробудить желание и способность получать удовольствие. Ведь даже во время мастурбации человек фантазирует о ком-то — так работает наше воображение.
— Наше время напоминает один из фильмов Микеланджело Антониони: одиночество, отстраненность и утрата близости между людьми. Эти темы есть и в «Эммануэль».
Одри Диван: Да, я согласна. Все эти роскошные квартиры — как искусственно созданный рай, за стенами которого человек остается один. Сегодня люди общаются, но не узнают друг друга по-настоящему. Это очень грустно. Когда я писала сценарий фильма, я чувствовала, как одиночество главной героини буквально прорывается сквозь текст.
— Как вы выбрали на главную роль Ноэми Мерлан? Что от Эммануэль вас в ней привлекло?
Одри Диван: Когда Ноэми впервые прочитала сценарий, она сказала, что почувствовала сильную связь с героиней и ее проблемами. Для меня выбор не был сложным: Ноэми — прекрасная актриса.
В «Портрете девушки в огне» она властная и холодная, всё время держит дистанцию. Полтора года назад я увидела улыбчивую и жизнерадостную Ноэми в картине Луи Гарреля «По правилам и без» — удивительный контраст!
В Ноэми есть то, что необходимо для роли Эммануэль: способность переходить от холода к теплу, от грусти к радости. А еще она хорошо понимает женщин и их сексуальность, поэтому во время съемок Ноэми ничего не боялась.
— Почему вы перенесли действие романа из Бангкока в Гонконг? Чем вас привлек Гонконг?
Одри Диван: Знаете, я была в Гонконге несколько дней назад. Наверное, из-за того, что я видела очень много гонконгских фильмов, меня подсознательно влечет туда. А еще я искала место, где одновременно находятся люди разных национальностей, где современность соединяется с традициями. Мне была важна космополитичность Гонконга с его огромными отелями, которые одновременно экзотично и фальшиво передают суть Азии.
Последние эпизоды фильма мы снимали в торговом центре Chungking Mansions, где развивались события «Чунгкингского экспресса», так что Вонг Кар-Вай, несомненно, был одним из источников вдохновения. Мне кажется, невозможно создать эротический фильм без определенного настроя, поэтому я прислушивалась к своей интуиции.
— Эммануэль работает в отделе контроля качества в сети отелей класса люкс. То есть оценивает опыт постояльцев. Мне кажется, это интересно. Она всё время рефлексирует об удовлетворенности и удовольствии. Вы сразу знали, кем будет работать Эммануэль?
Одри Диван: Один из родственников рассказал мне об этой профессии. Я очень удивилась, что существует такой вид деятельности — оценивать уровень удовольствия. Будто для людей всё прописывают заранее, как если бы писали книгу.
На самом деле я ненавижу рейтинговую систему. Так грустно, что людям, чтобы пойти в какое-то новое место, например бар или ресторан, нужно заходить в интернет и проверять рейтинг заведения. Выходит, мы полагаемся на чужой опыт, прежде чем получить свой собственный.
Людям важно заранее знать, что их ждет, прежде чем пробовать что-то новое. Мне кажется, это противоречит самой идее удовольствия. Создавая эротический фильм, я стремилась не ограничиваться темой секса и изучить природу удовольствия как такового.
— Вы упомянули рейтинговую систему. Она применима и к фильмам — прежде чем идти в кино, люди сверяются с мнением друзей или читают рецензии критиков.
Одри Диван: Совершенно верно, сейчас так везде.
— По сути, мы живем не своей жизнью: собираем чужие мнения и пытаемся их переварить. Всё это довольно странно.
Одри Диван: Нужно искать собственный путь, шагать в неизвестность. В фильме есть одна фраза, которую я очень ценю: «Какое восхитительное чувство!» Эммануэль изо дня в день пытается быть идеальной, поэтому всё, чего она на самом деле хочет, — отпустить себя и расслабиться.
Как современный человек и как режиссер я осознаю, что не обязательно всегда добиваться успеха. Если нужно упасть — ты падаешь. Ты не обязан всегда быть идеальным и улыбаться. Иногда нужно просто дышать.
— Пятизвездочный отель со стерильными пространствами немного напоминает ближайшее будущее. В реалистическое повествование проникает фантастика. Как вы добились такого эффекта?
Одри Диван: Мы хотели, чтобы обстановка в фильме была узнаваемой, но чересчур идеализированной. Такой мир выглядит неуютно и вызывает тревожные ощущения. Красивое, но тревожное место — мне нравится эта идея.
— Мне кажется, отель, как и, например, аэропорт, всегда мультинациональное пространство, и история от этого становится универсальнее. Может быть, я не прав.
Одри Диван: Мне нравится эта идея. В фильме снимались актеры разных национальностей: Энтони Вон из Гонконга, Чача Хуан из Китая, Наоми Уоттс из США, Ноэми Мерлан из Франции, Уилл Шарп — наполовину японец, наполовину англичанин. Я подумала: мы такие разные, сможем ли мы найти связь? Получится ли у нас понять природу удовольствия вместе? Мы живем в эпоху глобализации, и я хотела исследовать это с позиции автора.
— То есть вы изначально знали, что хотите создать фильм с актерами из разных стран?
Одри Диван: Да, так и есть, и на это меня вдохновил роман Эммануэль Арсан. В фильме мы попытались ответить на вопрос о том, как люди ведут себя в чужой стране, как общаются с иностранцами. Мы хотели проанализировать поведение человека в подобной ситуации.
— Предыдущая экранизация была эротической мелодрамой. Ваш фильм же скорее эротический триллер, чувствуется тревожная атмосфера. Как вы выбирали жанр?
Одри Диван: Мне очень приятно, что вы почувствовали эту тревожность, потому что я считаю, что интимный триллер — это то определение, которое подходит к каждому моему фильму. Мне важно понимать сокровенные желания персонажа, создавать напряжение и делиться им с аудиторией.
Как только зритель понимает, чего хочет персонаж, он присоединяется к поиску. Я очень люблю этот драматургический процесс — взаимодействие со зрителем. Важно давать аудитории время для восприятия.
К примеру, если в сцене Эммануэль мастурбирует и использует для этого какие-то предметы, зритель сразу понимает, что происходит. Тогда я использую время как инструмент, как способ работы со зрителем: не показываю идею, а пытаюсь передать эмоции и переживания. Я думаю, это главное, что я люблю в искусстве.
— Вы говорите о времени, и я не могу не упомянуть Шанталь Акерман. Вы также вспоминали Вонга Кар-Вая. Это очень разные режиссеры, словно бы с разных планет. А какими фильмами и режиссерами вы вдохновлялись при создании «Эммануэль»?
Одри Диван: Оба режиссера оказали на меня огромное влияние. Однако при создании фильма я обращаюсь к творчеству других авторов скорее для того, чтобы быстрее находить общий язык со съемочной группой.
Например, когда Эммануэль идет по самолету и героине кажется, что мужчина ее преследует, мы вспоминали «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера. В этом фильме есть похожая сцена, когда героиня Скарлетт Йоханссон идет впереди и знает, что за ней следует мужчина.
Мы также вспоминали «Клео от 5 до 7» Аньес Варда, потому что в этом фильме героиня, как и Эммануэль, переживает внутреннюю революцию за короткий период времени.
Во время съемок мы обсуждали «Стыд» Стива МакКуина — в этой картине тоже говорится о нарушении сексуального желания. Еще я говорила о драме Майкла Уинтерботтома «9 песен», в которой тема сексуальности становится частью повествования, — это очень важно.
— Вы упомянули столько замечательных фильмов. Как изменилась ваша карьера после победы «События» в Венеции?
Одри Диван: Это было нелегко. Сначала я почувствовала безумное, абсолютное счастье. Мне удалось создать искренний фильм с небольшим бюджетом, поднять в картине важную проблему и поработать с Анамарией Вартоломей, которая тогда еще была малоизвестной актрисой.
А потом я осознала, что этот успех влечет за собой большую ответственность, необходимость впредь оправдывать ожидания зрителей. Я же хотела свободно творить и не оглядываться на чужие представления о том, что и как мне нужно снимать.
Поэтому я выдохнула, поборола свои страхи и вновь прислушалась к себе. Если всё, что ты можешь, — это быть чьей-то копией, то ты больше не художник.
— Я знаю, что вы востребованная сценаристка. Но, может быть, вы уже знаете, каким будет ваш следующий режиссерский проект?
Одри Диван: Я сейчас обдумываю два проекта. Первый — это английская костюмная драма с налетом готики. А второй фильм я бы хотела снять во Франции — это будет картина о пожилой паре, владельцах частного пляжа, которые постоянно спорят о конце света.