От счастливой домохозяйки до серьезной бизнес-леди: Как менялись героини романтических фильмов
Кино, как и любой другой вид искусства, так или иначе является отражением социума: этических норм, традиций и даже стереотипов. На протяжении многих веков образ романтической героини менялся в зависимости от положения женщины в обществе. И если в военное время индустрия продвигала фигуру радушной, преданной дому и семье домохозяйки, то в наши дни на широком экране всё чаще главенствуют сильные и независимые бизнес-леди. Вместе с эволюцией женских персонажей менялись и сами романтические комедии: токсичные паттерны поведения остались в далеком прошлом, на смену им пришли тренды к саморефлексии и психологизму. Сейчас, когда кинематограф предпринимает очередные попытки переосмыслить ромком с помощью набирающего популярность фемдискурса, особенно интересно отследить, как росли и развивались женщины в этом жанре.
1930–40-е: дева в беде и женщина-вамп
Традиционно точкой отсчета ромкома считаются 30-е годы прошлого века, а именно — триумф «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры на «Оскаре». Тогда картина об отношениях бедного журналиста и дочери миллионера стала новым гимном любви. Кроме того, романтическая комедия Капры стала своего рода золотым стандартом жанра, определившим его развитие и основные сюжетные элементы на несколько лет вперед. Невероятная популярность «Это случилось однажды ночью» спровоцировала настоящий бум ромкома, в кинотеатрах всё чаще появлялись фильмы про любовь.
Здесь важно понимать, что до начала 40-х годов Голливуд преимущественно снимал о мужчинах и для мужчин, мелодрамы — редкий жанр, где у женщины была роль первого плана. Тем не менее большая часть героинь тех лет транслировали так называемый male gaze, или «мужской взгляд», — проще говоря, едва ли выходили за рамки привычных мужских фантазий. Особенной популярностью пользовались образы невинной жертвы и женщины-вамп. Первая, как правило, провоцировала персонажа-мужчину на героизм и благородные поступки, вторая соблазняла на риск и опасность. Идеальным примером такой женщины является персонаж Ингрид Бергман в культовой «Касабланке» — являясь абсолютно несамодостаточной личностью, она тем не менее является мощным триггером для эмоционального фона героя Хамфри Богарта, трансформация которого и является самоцелью фильма.
1950–60-е: радушная домохозяйка и коварная искусительница
Во время и после Второй мировой войны в западном кинематографе господствовал образ чуткой и преданной супруги, самоотверженной домохозяйки и добросердечной матери, готовой содержать дом и заботиться о детях, пока большая часть мужчин находится на фронте. Однако по мере того, как эхо войны покидало Голливуд, тренд на традиционные семейные ценности начал идти на спад. Уставшие от одиноких окопов мужчины жаждали перемен, которые принес с собой новый субжанр ромкома — секс-комедии. Как можно догадаться, основной сюжет этих фильмов строился на эмоциональном и физическом напряжении между героями, мужчина и женщина часто изображались как профессиональные соперники и даже непримиримые враги («Битва полов»). Ненависть между персонажами быстро превращалась в страсть, а там и до любви недалеко. Впрочем, высокие чувства кинематографистов того времени интересовали мало, куда больше их влек природный эротизм, значимую часть которого представляла собой женщина.
Неудивительно, что именно в 50-х годах самой знаменитой актрисой Америки становится Мэрилин Монро, имя которой по сей день является синонимом женской сексуальности. Большая часть романтических фильмов с участием Монро — будь то «Зуд седьмого года» или «Как выйти замуж за миллионера» — представляла женщину в образе коварной и расчетливой искусительницы, способной свести с ума абсолютно любого мужчину. Еще одна великая актриса тех лет — Одри Хепберн — преимущественно сторонилась ярко сексуализированных героинь («Завтрак у Тиффани» не в счет) — и чаще всего появлялась в понятном или любимом многими образе девчонки по соседству («Сабрина», «Римские каникулы»).
1960–70-е: вторая волна феминизма
В период с 60-х по 70-е годы романтическая комедия пережила наиболее радикальные изменения в истории жанра: вместе с приходом сексуальной революции и отменой кинематографической цензуры на экранах появились тесные объятия и поцелуи, обнаженные тела и глубокие декольте. При этом режиссеры не ограничивались одной лишь откровенной графикой: герои романтического кино впервые могли открыто поговорить о сексе. Одним из первых фильмов, в которых секс был не только ощущением, но и темой для диалога, стала комедия «Гарольд и Мод» Хэла Эшби.
Особое влияние на кино оказали и важные общественные события, связанные с приходом второй волны феминизма и борьбой женщин за равные гражданские права. К концу 70-х годов широкий экран окончательно захватили умные и независимые героини, оторванные от традиционного института брака и семьи. Нью-йоркский невротик Вуди Аллен одним из первых учуял дух перемен: главная героиня его романтической комедии «Энни Холл» — идеальное отражение эмансипированно настроенных женщин. Начинающая певица Энни Холл в исполнении Дайан Китон куда больше интересовалась вопросами собственной карьеры, нежели перспективой построения счастливой семьи или рождением детей.
1980–90-е: эпоха чикфлик и бум жанра
На рубеже XX века равноправное общество перестало быть частью дискуссии и окончательно стало реальностью. Более того, женщины превратились в активную потребительскую аудиторию современной культуры и нуждались в уважительной репрезентации в кино. На фоне происходящих перемен особую актуальность получил жанр чикфлик, ориентированный исключительно на женскую аудиторию. Сюжет таких фильмов, как правило, охватывал вопросы женской дружбы или эмоциональных переживаний главной героини. В повествование внедрялась женская перспектива, при этом мужские персонажи оказывались на вторых ролях. Приверженцем чикфлик, в частности, был британский режиссер Ридли Скотт, снявший «Тельму и Луизу». Культовую мелодраму «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грэй также можно отнести к жанру чикфлик, в первую очередь потому, что режиссер фильма Эмиль Ардолино первым поднял достаточно важную, хоть и во многом табуированную тему прерывания беременности. И всё же далеко не всегда чикфлик воспевал женскую независимость, гораздо чаще жанр множил токсичные стереотипы, выстроенные вокруг стремления женщин выйти замуж или озабоченности рождением детей. Снятые, казалось бы, для женской аудитории картины открыто иронизировали над эмоциональной уязвимостью героинь, их неспособностью мыслить логично и рационально. Кроме того, жанр чикфлик неоднократно критиковали за его «гетеронормативность и выбеленность».
Конец 80-х и начало 90-х годов принято считать бумом романтической комедии, которая медленно, но верно возвращалась к своим истокам. В обиход голливудских мастеров вернулись традиционные паттерны любви, в которых доля мужского и женского персонажа была относительно равной. Из этой структуры родилось и новое название субжанра — неотрадиционный ромком. Самым известным примером неотрадиционного ромкома является «Красотка» Гэрри Маршалла, которая во многом переосмысляла сюжет «Золушки». В этот же список можно включить картины «Когда Гарри встретил Салли», «Вам письмо» или «Неспящие в Сиэтле», созданные при участии прославленного режиссера и сценариста Норы Эфрон. Взаимодействие между персонажами Мег Райан, Тома Хэнкса и Билли Кристала было ощутимо лишено сексуального контекста, хоть и оставалось романтическим.
2000-е: сильная и независимая
В начале 90-х годов Дэвид Линч выпустил «Твин Пикс», который навсегда изменил историю американского телевидения. К началу нулевых годов сериальный формат пробовал покорить разные жанры, в том числе и романтическую комедию. Кабельный канал HBO заказал у сценариста Даррена Стара первый сезон сериала «Секс в большом городе», который одновременно был и квинтэссенцией жанра чикфлик, и возвращением к формату секс-комедии. Однако тема секса на этот раз шла не столько от мужской, сколько от женской перспективы — главными героинями сериала стали четыре женщины, разменявшие третий десяток. Кэрри, Миранда, Шарлотта и Саманта были чувственны и остроумны, скромны и распутны, а в чем-то даже консервативны. Они интересовались мужчинами, но совсем не торопились примерять оковы брака; занимались карьерой, но не ставили ее во главу угла. По большому счету, Стару удалось создать максимально реалистичный портрет женщины конца XX — начала XXI века, который, увы, далеко не всегда встречался в полнометражном формате.
В то же время нулевые годы считаются кризисом жанра романтической комедии, которую критиковали за гетеронормативность, тотальное отсутствие новых идей и продвижение нездоровых паттернов отношений. И пока большие студии пытались переосмыслить прошлые ошибки, инди-режиссеры высмеивали клише романтической любви: Марк Уэбб снял «500 дней лета», а Мишель Гондри — «Вечное сияние чистого разума».
2010–20-е: поиск нового формата
С приходом стриминговых сервисов угасшая популярность романтической комедии вновь начала возрастать. Режиссеры новых фильмов активно стремятся подружить современную этику и магию ромкома, выпуская на суд зрителей кино по-хорошему старомодное, но не лишенное внутреннего психологизма. К таким, например, можно отнести нетфликсовские хиты «Подстава» или «Разве это не романтично?». Большие студии также не прекращают попытки вернуть популярность секс-комедии: недавние «Без обид» с Дженнифер Лоуренс и «Кто угодно, кроме тебя» с Сидни Суини — явное тому подтверждение.
Героини романтического кино, целевой аудиторией которого чаще всего являются сами женщины, радуют калейдоскопом разнообразных личностей и характеров. Но, что самое важное, продолжают оставаться релевантными реальности, обсуждая проблемы, с которыми сталкивается большинство женщин в обычной жизни. Для зрителей-мужчин такие фильмы — прекрасная возможность заглянуть в душу подруги, жены или матери, соприкоснуться с абсолютно чуждым мировоззрением и в конце концов расширить границы собственного познания.