Опубликовано 26 декабря 2023, 17:58
6 мин.

От экзорцистов до молодого папы: Эволюция образа священника в кино и сериалах

Поделиться:
От экзорцистов до молодого папы: Эволюция образа священника в кино и сериалах

Сегодня «Изгоняющий дьявола» — один из самых страшных фильмов всех времен — отмечает 50-летний юбилей. В культовом хорроре Уильяма Фридкина образ служителя церкви, который ранее ассоциировался с мудростью и бескорыстной любовью, подвергся радикальным изменениям. Разбираемся, как вышло, что из символа добродетели священник превратился в одного из ключевых и не всегда положительных персонажей фильмов ужасов.

Что, если духовенство ведет диалог со злом?

«Изгоняющий дьявола»

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»

реж. Уильям Фридкин, 1973

В 1971 году роман Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» произвел фурор: в тревожный период культурных трансформаций в США религиозный аспект книги, где допускается возможность взаимодействия с дьяволом, вызвал нешуточные дебаты. Усталость от войны во Вьетнаме, изменения традиционных ценностей, расцвет сект и до этого приводили к дискуссиям о вопросах морали, но в книге актуальные экзистенциальные темы обрели новую форму: никто так явно не допускал столкновения веры со злом, никто прежде так детально и эмоционально не освещал экзорцизм, никто так активно не участвовал в разговоре с обществом через мистику.

Экранизация романа в 1973-м, сценарий к которой написал сам Блэтти, визуализировала нового священника — не духовного наставника, а борца с нечистью и сверхъестественными угрозами. Классический образ подвергся ревизии, приобретя новые смысловые грани в контексте страха перед неизвестным. Священнослужитель стал не только защитником веры и последней линией обороны от темных сил, теперь он и сам сталкивается с душевными бурями. Эволюция персонажа сопровождалась психологическим углублением: оказывается, даже слуга Бога может носить в себе внутренний конфликт и неразрешимые дилеммы.

Борьба в церкви как основа нового хоррора

«Шесть демонов Эмили Роуз»

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

реж. Скотт Дерриксон, 2005

После «Изгоняющего дьявола» ожидаемо стали появляться всевозможные сиквелы, приквелы, ремейки и ребуты, которые выпускают по сей день, — о них мы рассказывали в материале об истории франшизы. При этом образ священника, существующего между добром и злом, прочно закрепился не только в рамках вселенной «Изгоняющего дьявола», но и в фильмах ужасов в целом.

Во второй половине 1970-х в кинематографе подчеркивается столкновение противоборствующих сил, и далеко не всегда побеждает светлая сторона. Так, в оскароносном «Омене» Ричарда Доннера священник оправдывает собственную ложь благом, а в «Ужасе Амитивилля» Стюарта Розенберга герой не может совладать с собой, чтобы завершить обряд, то есть не способен выполнить обещание.

В 1980-х и вовсе обходятся без метафор, буквально помещая зло в святое место. В «Князе тьмы» Джон Карпентер прячет сосуд, где, согласно древней рукописи, покоится Сатана, в заброшенной церкви: освободившись, дьявольская сила вселяется в обнаруживших ее исследователей и порабощает их. В «Соборе» Микеле Соави зло также таится в стенах, вернее в фундаменте церкви, и после нескольких веков сдерживания вырывается наружу.

«Князь тьмы»

Кадр из фильма «Князь тьмы»

реж. Джон Карпентер, 1987

В 1990-х репрезентация священнослужителя в кино стала радикальнее: священники задумались о вере. В «Пророчестве» Грегори Уайдена семинарист отрекается от церкви из-за страшного видения и становится полицейским, в «Стигматах» Руперта Уэйнрайта через конфликт священника-спасителя и священника-коррупционера разбиваются устои римско-католической церкви изнутри.

В начале XXI века образ посредника между человеком и Господом демонизируется: в «Константине: Повелителе тьмы» Фрэнсиса Лоуренса священника губит злоупотребление алкоголем, в «Шести демонах Эмили Роуз» Скотта Дерриксона священнику предъявляется обвинение в убийстве. А в драме «В центре внимания» Тома МакКарти, которую можно отнести к социальному хоррору, святой отец становится воплощением зла, какого и кинематограф, и настоящий мир еще не видели. В основанной на ужасных реальных событиях картине журналисты бостонской газеты расследуют случаи педофилии в римско-католической церкви. Один из самых громких в истории секс-скандалов шокирует и по сей день. Схожую историю, но уже из французской истории, рассказывал в драме «По воле божьей» Франсуа Озон.

По воле божьей
Grâce à Dieu
Рейтинг: 7.2IMDb: 7.5
Жанр: Драмы
2018, 137 мин
Франция, Бельгия, 18+
Режиссер: Франсуа ОзонГлавные роли: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Эрик Каравака, Франсуа Марторе, Бернар Верле

Основано на реальных событиях

«Дьявол и отец Аморт»

Кадр из фильма «Дьявол и отец Аморт»

реж. Уильям Фридкин, 2017

В хоррорах 2010-х и 2020-х случаи из реальной жизни стали использовать еще чаще. Во франшизе «Заклятие», где супруги Эд и Лоррейн Уоррен сражаются с демоническими сущностями (всего они участвовали в расследовании более 10 тысяч дел), отмечается неспособность церкви избавить нуждающихся от страданий: на обряды экзорцизма, проводимые парой, Ватикан разрешения не давал.

Уильям Фридкин тоже берет за основу реальные случаи экзорцизма, но выступает на стороне официальных представителей римско-католической церкви. Его «Изгоняющий дьявола» хоть и базировался на конкретной истории, произошедшей в 1949 году, всё же переосмысливал случившееся. А вот «Дьявол и отец Аморт» — кино иного рода. В нем в документальной манере фиксируется настоящий ритуал изгнания злого духа — в 2016-м Фридкину удалось заснять работу самого известного экзорциста в Италии, отца Аморта. Кстати, в 2023 году отец Аморт получил художественное воплощение в игровой картине Джулиуса Эйвери «Экзорцист Ватикана»: священника сыграл Рассел Кроу.

Связь веры и аддикции

Сериал «Полуночная месса»

Кадр из сериала «Полуночная месса»

реж. Майк Флэнеган, 2021

Сегодня, когда хорроры стали активнее уходить в психологизм и метафоричность, под оберткой ужасов окончательно обосновалась драма. Майк Флэнеган, один из главных хоррормейкеров современности, как раз исследует людей в травматичных обстоятельствах и подвергает сомнению их восприятие действительности. Так, в сериале «Полуночная месса» Флэнеган изучает массовое сознание, когда погрязшая в бездумной вере толпа готова поверить во что угодно.

С прибытием на остров нового священника жители изолированной общины возвращаются к привычному укладу жизни, когда главным событием является воскресная служба, и тогда же сталкиваются с необъяснимыми событиями — время поворачивается вспять, бессмертие становится реальным. Со временем становится ясно, что погоня за божественным чудом сродни зависимости, а за фанатизмом обнаруживается слабость.

«Полуночная месса», 2021

Кадр из сериала «Полуночная месса»

реж. Майк Флэнеган, 2021

Считывается, что религия — это главное оружие церкви, которым она может распоряжаться во имя собственной выгоды, оправдывая грехи. Нередко Священное Писание трактуется, исходя из личных амбиций проповедника, хотя при этом сериал не опровергает ту или иную систему ценностей. Он действует изящнее, демонстрируя, как узколобые убеждения могут развращать. Человеческая слабость занимает центральное место в «Полуночной мессе» — битва добра и зла случится внутри каждого жителя острова, но Флэнеган не выносит суждений. Он задает вопросы.

Однако сериал примечателен не столько религиозной догматикой, сколько точным описанием потерянных людей. Их разносторонние, глубинные портреты заставляют сочувствовать — за персонажей, даже самых неприятных, начинаешь переживать. Когда же зритель смиряется с обреченностью существования, надежды окончательно рушатся. Точка невозврата пройдена, остается лишь завороженно наблюдать за крахом мира. Грандиозный литургический опыт.

Духовный кризис

Сериал «Молодой Папа»

Кадр из сериала «Молодой Папа»

реж. Паоло Соррентино, 2016

В настоящее время кризис веры считывается не только в хоррорах. Взять сериал «Молодой Папа», где Паоло Соррентино идет на немыслимый шаг для католической Италии, показав папу римского американцем. Действия понтифика Ленни Белардо (Джуд Лоу) предугадать сложно: эксцентричный и в то же время удивительно консервативный Пий XIII ведет себя непредсказуемо и пугающе, отчего кардиналы плетут против него интриги. Одинокий, потерянный и отвергнутый, он ищет себя на фоне рассуждений о порочных желаниях священников, педофилии и допустимости абортов. Образ напоминает Джокера в сутане — в нем есть нечто одновременно отталкивающее и привлекательное.

В продолжении сериала, в «Новом Папе», на смену американцу Ленни Белардо приходит британец Джон Брэннокс (Джон Малкович), придерживающийся иной стратегии, — он выбирает «срединный путь». Иоанн Павел III, как и сам Соррентино, является сторонником дуализма, признавая, что в жизни сосуществуют черное и белое. Но даже он не в силах совладать с внутренними демонами. Поэтому престол в итоге занимает кардинал Анджело Войелло (Сильвио Орландо), который действительно всегда демонстрировал искусство идти на компромисс и умение договариваться.

Новый Папа
The New Pope
Рейтинг: 8IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
2020, 1 сезон
Италия, Франция, 18+
Режиссер: Паоло СоррентиноГлавные роли: Джуд Лоу, Джон Малкович, Сильвио Орландо, Сесиль де Франс, Хавьер Камара, Людивин Санье

Тут же стоит упомянуть сериал «Под знаменем небес» Дастина Лэнса Блэка, персонажи которого сомневаются в религиозных убеждениях, наткнувшись на места, где зло маскируется под благо. Виной тому современные технологии, глобализация или что-то иное — сказать сложно. Ясно одно: столь тонкая материя требует такого же тонкого подхода, особенно в кино. И нет сомнений, что в ближайшее время мы увидим еще множество интересных экранных священников — людей, которые вынуждены сталкиваться с пороками, пытаться побеждать зло и оставаться на светлой стороне.

Новое в подписке

Лучшее в подписке