Опубликовано 12 апреля 2024, 10:53
7 мин.

От бумажных вырезок к ротоскопированию: История венгерской анимации

Поделиться:
От бумажных вырезок к ротоскопированию: История венгерской анимации

В российском прокате всё еще можно посмотреть «Белое пластиковое небо» — футуристический дебют венгерских аниматоров Тибора Баноцки и Шарлоты Сабо. Фильм участвовал в прошлогоднем Берлинском фестивале и стал одной из самых любопытных анимационных картин 2023 года. Рассказываем о главных исторических вехах венгерской школы анимации, которая уже не один десяток лет производит любопытные картины.

Бумажные вырезки, рисунки мелом и коллажи

Венгерская анимация родилась в начале XX века. Первым кудесником и заклинателем движущихся картинок стал Иштван Като-Кисли, создавший из бумажных вырезок короткометражный фильм «Эден Жирб» (1914). Помимо него на заре индустрии трудились Марцелл Вертеш и Шандор Бортник. Вертеш, используя простой мел, рисовал политические карикатуры, а Бортник работал в технике коллажа.

Несмотря на то, что каждый из пионеров обладал собственным почерком, есть несколько ключевых для дальнейшей траектории венгерской анимации моментов. Во-первых, Като-Кисли, Вертеш и Бортник были в первую очередь талантливыми художниками и графиками, что отразилось на визуальной составляющей их картин и повлияло на венгерскую анимационную традицию в целом. Во-вторых, наряду с анимацией первопроходцы снимали рекламу и образовательные фильмы — эта связь сохранится и в будущем. Например, в рекламных работах Джорджа Пала или учебных фильмах Аттилы Даргаи. В-третьих, с самого начала мастера вдохновлялись как литературой, так и актуальным политическим контекстом. Эти три аспекта заложили вектор венгерской анимации, изначально сочетающей «детский» анимационный взгляд со «взрослой» интонацией.

Puppetoons в эмиграции, модернистские эксперименты и первый полнометражный фильм

Джордж Пал

Джордж Пал

© Metro-Goldwyn-Mayer

Распад Австро-Венгерской империи и тяжелые военные годы повлияли на судьбы венгерских аниматоров, многие из которых покинули дом. Подобно режиссерам немецкого экспрессионизма, венгры, покинувшие родину, оказали большое влияние на развитие анимации в странах, расположенных по всему миру.

Например, в Берлине Джордж Пал начал снимать фильмы с использованием Pal-Dolls — позже их будут называть Puppetoons. Для каждого фильма аниматор создавал более тысячи деревянных марионеток со сменными частями. Кукольные головы, которые можно было переставлять с одного паппетуна на другой, отражали разные эмоции. После нескольких лет в Берлине Пал эмигрировал в Прагу, затем в Париж, создавал рекламные ролики для компании Philips в Эйндховене, однако в конце концов обосновался в США. Американский климат поспособствовал карьерному росту венгерского аниматора: в 1940-х Пал работал над кукольными фильмами, в том числе над антифашистским фэнтези «Тюльпаны вырастут», а с 1950-х переориентировался на игровое кино. Уникальный стиль мультипликатора был оценен по достоинству — Пал был номинирован на премию «Оскар» целых семь раз.

История венгерской анимации

Кадр из фильма «Скотный двор»

реж. Джон Хэлас, Джой Бэтчэлор, 1955

В то же время Джон Хэлас и Джой Бэтчелор покоряли Великобританию. Супруги основали студию Halas and Batchelor, на которой сняли первый в истории венгерской анимации полнометражный фильм «Скотный двор». Студия мультипликаторов отличалась многообразием жанров: за годы труда Хэлас и Бэтчелор обращались к экспериментальной и коммерческой, образовательной и развлекательной анимации. Хэлас, преданный профессии режиссер, стал одним из основателей Международной ассоциации мультипликационного кино (ASIFA), а в 1981 году снял раннюю компьютерную анимацию «Дилемма».

Выдающийся режиссер Петер Фёлдеш также начинал карьеру в Великобритании. В 1946 году он работал на студии Хэласа и Бэтчелор, а спустя несколько лет посвятил себя экспериментальной анимации. Среди ключевых работ Фёлдеша — «Живой генезис», «Короткое видение» и «Голод»: первый фильм был отмечен в Каннах, второй в Венеции. Подход Фёлдеша можно назвать поистине модернистским: проблемы насилия, войны, человеческой жадности, последствия катастроф XX века оказываются в центре работ автора. Например, в «Коротком видении» мирную жизнь кадра нарушает взрыв, разделяющий анимационные тела на кусочки, а в «Голоде» человек предстает одновременно организмом и машиной, постепенно пожирающей окружающий мир.

Список лучших венгерский анимационных фильмов

Кадр из фильма «Голод»

реж. Петер Фёлдеш, 1974

Другим известным аниматором венгерского происхождения был Жан Имаж, снявший первый в истории французской анимации полнометражный фильм «Бесстрашный Жанно». В США работала режиссерка Тисса Дэвид, а в Нидерландах — художница Вилма Кишш. Коллегами Уолта Диснея стали венгры Фердинанд Хусти Хорват и Жюль Энгель. И это далеко не весь список.

Золотая эра студии Pannónia, психоделика Янковича и фотомонтаж Рейзенбюхлера

Пока венгерские аниматоры покоряли земной шар, в родной индустрии произошел бум анимационных сказок в духе советской мультипликации и картин Уолта Диснея. Под руководством Дьюлы Мачкашши в 50-е годы вышли «Бриллиантовый полугрош петушка», «Два вола с горошину», «Лесное спортивное соревнование» и другие истории о животных, основанные на венгерском фольклоре.

Однако настоящий пик анимации связан с киностудией Pannónia, созданной в период национализации венгерского кинопроизводства и получившей независимость в 1957 году. Pannónia доминировала в анимационном производстве вплоть до 80-х годов, создавая для зрителя полнометражные фильмы («Трагедия человека» Марцеля Янковича), короткие метры («Монолог» Дъёрдя Коваснаи, «Муха» Ференца Рофуса) и даже сериалы («Густав» Йожефа Неппа). Продукция Pannónia балансировала между поучительными мультфильмами и политически заряженными лентами.

Топ лучших венгерских мультфильмов

Кадр из фильма «Сын белой лошади»

реж. Марцель Янкович, 1981

Главная звезда студии Марцель Янкович подарил зрителям уникальные фильмы «Витязь Янош» (отрывок), «Сын белой лошади» (отрывок), «Песнь о чудесном олене». Мир Янковича — бесконечно трансформирующийся, текучий, психоделический — создан путем соединения модерна, поп-арта и венгерского народного декоративного искусства. Одна склейка — животное превратилось в облако, синий сменился красным, а единица оказалась двойкой. Отдельного внимания заслуживают короткометражные фильмы венгерского мастера: «Сизиф» и «Борьба». Удачная комбинация философского содержания и продуманного визуального ряда, выполненного в черно-белом стиле и с эффектным звуковым дизайном, привела Янковича к номинации на «Оскар» и победе на кинофестивале в Каннах.

Венгерская анимация

Кадр из фильма «1812 год»

реж. Шандор Рейзенбюхлер, 1973

В то же время на студии работал Шандор Рейзенбюхлер, чей эклектичный стиль комбинирует фольклорные мотивы и поп-арт. В «1812 году» аниматор соединяет увертюру Чайковского, отсылки к «Войне и миру» Толстого, картины европейского Ренессанса и искусство иконописи — и «взрывает» все эти элементы с помощью монтажных трюков. В «Панике» Рейзенбюхлер собирает яркий сатирический коллаж на научно-фантастическую тему: тут и причудливые амфибии, и инопланетная жизнь, и критика консьюмеризма. Звуковое оформление Рейзенбюхлера также создано по принципу монтажа — классические произведения сталкиваются с оригинальной музыкой и шумами, придавая анимации режиссера эффектное звучание.

Лучшие венгерские мультфильмы

Кадр из фильма «Концертиссимо»

реж. Йожеф Гемеш, 1968

Другим выдающимся режиссером Pannónia был Йожеф Гемеш. Во «Временах героев» аниматор использовал живописную технику в духе исторической венгерской живописи, а в короткометражном «Концертиссимо» сделал ставку на контраст между техникой рисования без контурных линий и грубым мультяшным стилем. Так Гемеш указал на невидимый разрыв между беззаботной реальностью столичной публики и жестоким театром военных действий.

Смена режима, «наивные» рисунки Мачкашши и пространственные эксперименты Ороса

Мультфильм «Наши праздники»

Кадр из фильма «Наши праздники»

реж. Кати Мачкашши, 1981

К 80-м годам золотая эра Pannónia начала подходить к концу, но и на закате студия выпустила несколько по-настоящему ярких работ. Дочь пионера студии Кати Мачкашши создавала анимацию в «наивном» стиле. В «Мне очень нравится жизнь» режиссерка совмещает яркие нарисованные карандашом рисунки и забавные, а порой трагичные истории из жизни цыганских детей в небольшом поселении Комло. В «Наших праздниках» Мачкашши использует рисунки учащихся младших классов и записи, где дети пытаются своими словами объяснить значение государственных праздников. За «наивной» речью, сотканной из лозунгов, клише, услышанного от взрослых и учителей, скрывается жестокий механизм диктатуры.

Венгерский мультфильм «Осторожно, лестница!»

Кадр из фильма «Осторожно, лестница!»

реж. Иштван Орос, 1989

«Магия» Доры Керестеш и Иштвана Ороса вновь возвращает зрителя в мир сновидений и сюрреализма. Герой короткометражного фильма — волшебник, перемещающийся по мифическому миру, состоящему из образов восточноевропейского народного искусства. В этом красочном пространстве всё находится в постоянном движении, а образы плавно перетекают друг в друга. В короткометражной ленте «Осторожно, лестница!» Иштван Орос отходит от неги мира грез и возвращается в болезненную повседневность 1989 года. С помощью оптических иллюзий и тщательно продуманной работы с пространством художник осмысляет произошедшую в стране смену режима и невозможность справиться с последствиями только что рухнувшей системы.

Смена режима привела к медленному затуханию Pannónia. В 1989 году государственная студия сменила фокус на производство полнометражных семейных фильмов, однако вскоре легендарная анимационная фабрика закрылась совсем. Однако за годы успешной работы Pannónia воспитала множество талантливых мультипликаторов, в том числе участников «Творческой группы Грация», в которую входили Шандор Рейзенбюхлер, Ливиус Дюлаи, Иштван Орос, Кинга Рофус, Ева М. Тот и другие.

Независимые студии, интермедиальность, новая волна женской анимации

Анимационный фильм «Маэстро»

Кадр из фильма «Маэстро»

реж. Геза М. Тот, 2005

После 1989 года в венгерской анимации наступило время перемен. Стали появляться независимые студии: «Кечкеметфильм», Studio C.A.K.O., Pajafilm, Varga Stúdió. Помимо всплеска в независимом производстве, еще одной тенденцией современной венгерской анимация является стремление к интермедиальности — в ход идут видео, кукольная анимация, 3D, мел, цифровая постобработка, бумага, пластилин и даже песок.

Мультфильм «Веревки»

Кадр из фильма «Веревки»

реж. Юдит Вундер, 2017

Венгерская анимация с самого начала активно препарировала острые социальные и политические темы, и актуальный сегодня женский вопрос не исключение. Секс-туризм, девичество, внутренний мир женщин, сексуальное насилие — всё становится объектом исследования в фильмах новой волны женской анимации.

И это точно не конец — зрителям остается лишь наблюдать за бесконечным развитием венгерской школы анимации.

Новое в подписке

Лучшее в подписке