«Оскар» почти здорового человека: Чего ждать от премии Американской киноакадемии
12 марта в лос-анджелесском кинотеатре Dolby вручат премии Американской киноакадемии, статуэтки «Оскара». После двух лет ковида, ограничений, онлайна церемония впервые проходит в старом добром формате буйной вечеринки с раздачей призов. Попробуем разобраться, чего от этого шумного праздника можно ожидать в 2023 году.
Цветник из ста цветов
Второй год подряд в главной номинации премии «Лучший фильм» представлено исключительное число работ, десять фильмов. Причем в этот раз они прямо-таки пугающе разные. С сиквелом «Аватара» соседствует немецкий «Западный фронт»; биография Элвиса от База Лурмана противостоит англоязычному дебюту шведа Рубена Эстлунда«Треугольник печали»; с новой работой ирландского классика Мартина МакДоны «Банши Инишерина» конкурируют боевик «Топ Ган: Мэверик» с Томом Крузом и ироничная фантастика «Всё везде и сразу». Тут же — бенефис Кейт Бланшетт «Тар», суперэстетская вещь, балансирующая на грани современного искусства (как примерно все лучшие работы актрисы), и эпос о женщине в брутальном мире от Сары Полли с Фрэнсис МакДорманд в главной роли. Сверху, в качестве уже обязательного дополнения — Стивен Спилберг с «Фабельманами».
Отдельно надо отметить, что огромный пласт успешных лент сезона при этом остался за бортом. «Вавилон» претендует только на «Оскар» за лучшую музыку — у композитора Джастина Гурвица уже есть одна статуэтка в этой номинации, больше ему вряд ли дадут. Исповедь Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бардо» скромно удовлетворилась участием в номинации «Лучшая работа оператора» (Дариус Хонджи наверняка победит — это его всего-то второе участие в шорт-листе, а премию он давно заслужил хотя бы статусом живого классика). Традиционный фаворит «Оскара» Гильермо дель Торо тоже оказался заперт в клетке «Лучшего анимационного фильма», хотя в компании «Кота в сапогах» и «Я краснею» его «Пиноккио» смотрится как минимум странновато: этакая белая ворона, мрачная фантастика о войне и ожившем трупе ребенка на детском празднике.
При этом одно бесспорно. Не позавидуешь тем, кто будет делать ставки на тотализаторе: это ровно тот случай, когда проиграют вообще все, вне зависимости от фаворитов. Нынешний «Оскар» — это если и битва, то китов со слонами, животных из совершенно разных сред, в реальной жизни они встретиться не могут. Кто в этой схватке точно победит, так это Американская киноакадемия: ее теперь точно никто не обвинит в том, что она не представляет весь спектр проката и занимается сегрегацией мира кино.
Если все-таки пытаться делать прогнозы, то очевидно одно: при таком раскладе сил шансы на победу у всех стремительно падают. «Аватару» вообще не везет: первый фильм уступил статуэтку в главной номинации «Победителю бури» Кэтрин Бигелоу, а рядом толкались «Вверх», «Бесславные ублюдки» и «Воспитание чувств». Второму повезло еще меньше с соперниками, и шансов, соответственно, не прибавилось. Мартин МакДона уже получал свои статуэтки за «Три билборда», но кто сказал, что в этот раз академики предпочтут его, скажем, Рубену Эстлунду? Стивен Спилберг всегда выглядит в оскаровских шорт-листах как Майкл Джордан среди дворовой команды — но где его автобиографии тягаться с историей Элвиса? Против этого «Джордана» выпустили «Родмана» — База Лурмана! Тоже шансы падают. Как ни странно, в этом ключе более-менее высокий коэффициент на победу имеет тихоня и меланхолик Рубен Эстлунд — он уже не раз пролетал мимо «Оскара» со своими предыдущими работами! А могут академики вовсе наградить «Всё везде и сразу», мешанину из видеоарта, танца, комиксов, легенд и постколониализма — чтобы обозначить примирение массового и элитарного, авторского взгляда и захватывающего визионерства. Ну и просто потому, что название фильма точнее всего отражает политику отбора номинантов.
Художник, что рисует
Кстати, «Всё везде и сразу» — чемпион по числу номинаций: он претендует махом на 11 разных статуэток. Что, в общем, прорыв для весьма смелой независимой ленты на английском и китайском языках. Правда, этот триумф несколько смазывает тот факт, что вообще-то «Всё везде» — лента прошлого года, ее прокат стартовал сразу после вручения предыдущих наград киноакадемии. Но формально она — на своем месте. Тем более характерно, что лента представлена не только в лоскутном одеяле «Лучшего фильма», но и в особенно рафинированных в этом году режиссерской и сценарной номинациях. Там авторы картины Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван состязаются уже не со всеми везде и сразу, а с аристократами — тяжеловесами Спилбергом и МакДоной, фаворитом Эстлундом и радикальным художником Тоддом Филдом, автором «Тара» с Кейт Бланшетт. При этом и тут у дуэта режиссеров хорошие шансы на победу: Спилберг с МакДоной обвешаны «Оскарами», как новогодняя елка, Филд для Академии резковат. Тот же Эстлунд вполне может состязаться с Шайнертом и Кваном, что само по себе будет для «Оскаров» прорывом, достойным лучших образцов (вроде легендарного уже поединка «Ла-Ла Ленда» и «Лунного света»).
Перемены на Западном фронте
По сформировавшейся уже традиции в номинации «Лучший фильм» представлены разом и англоязычные картины, и фильмы на иностранных языках. Раньше такая практика была скорее исключением — раз в десятилетие в основной шорт-лист попадали особо выдающиеся неамериканские картины (например, «Любовь»Михаэля Ханеке, «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана или «Жизнь прекрасна»Роберто Бениньи). В последние годы такой подход стал уже правилом: сразу в двух номинациях появлялись и «Сядь за руль моей машины», и «Паразиты», и «Минари», и «Рома». Каждый год академики кого-то выбирают в качестве заморского гостя. В этом году в образе такого многостаночника выступает «На западном фронте без перемен», немецкая экранизация романа Эриха Марии Ремарка, выпущенная на Netflix. Фильм впечатляющий, мрачный, натуралистичный. Правда, стоит иметь в виду, что из всех подобных лент побеждали одни лишь «Паразиты». Так что шансы на победу у «Западного фронта» невелики.
Более того — шансы ленты на победу в «иностранной» номинации тоже не такие большие: там с ним состязается мощный тяжеловес «Аргентина, 1985» — историческая драма о суде над военными диктаторами. Она уже получила «Глобус» и вполне может перехватить у немецких коллег еще одну кинопремию. Не говоря уже о том, что в этой же номинации участвуют бельгиец Лукас Донт, любимец публики и страшно стильный персонаж европейского кинематографа, со свой работой «Ближе» и польский классик Ежи Сколимовский с новой лентой «Иа» — натурально, хроникой путешествий и встреч ослика. Так что за «Оскар» «Западному фронту» придется сражаться, пусть исход схватки и может сложиться в его пользу.
Бремя белого человека
Полная противоположность разноплановому, демократичному до безумия отбору претендентов в главной номинации — то, что происходит в актерских категориях. Скулы сводит как минимум от исполнителей главных ролей — в их вселенной время замерло. Не поймешь, какой год на дворе — 2005-й или 2015-й, но точно не сегодняшний день. За «Оскар» за лучшую мужскую роль лениво и формально сражаются почтенные белые джентльмены, давно уже привычные всем: Колин Фаррелл за «Банши», Брендан Фрейзер за «Кита» Даррена Аронофски и матерый Билл Найи за экранизацию Кадзуо Исигуро «Жить».
Не попали в шорт-лист ни впечатляющий Диего Кальдес, сыгравший в «Вавилоне», ни его экранный соперник Брэд Питт (последнего, видимо, решили отстранить потому, что он свой «Оскар» уже получил — пусть гуляет на все четыре стороны). Соответственно, легко предсказать, кто получит приз в номинации: ни тот, ни другой, ни третий. Академики наверняка провернут тот же трюк, что в 2019-м с Рами Малеком в роли Фредди Меркьюри — наградят новичка Остина Батлера за роль Элвиса, например.
С гран-дамами та же история, с поправкой, что в номинации есть Кейт Бланшетт с мощным бенефисом-аттракционом. Правда, у актрисы уже есть два «Оскара»: за «Жасмин» Вуди Аллена и «Авиатора» Мартина Скорсезе, но ее статус в современном мире позволяет наградить Бланшетт и в третий, и в четвертый раз. Других настоящих див у нас для вас нет. Ана де Армас — достойная конкурентка Бланшетт, тем более претендует она на премию за роль Мэрилин Монро в душераздирающей биографии актрисы, «Блондинке». Это не только отменная и смелая актерская работа, но и мощнейшее высказывание о том, как массовая культура уничтожает женщину, перемалывает ее в щепки, унижает, превращает просто в пышную грудь и эффектную прическу и в итоге убивает. За такое академики наградить точно могут и даже должны. Мишель Уильямс («Фабельманы») и вовсе неожиданная в этом ряду Андреа Райзборо («Ради Лесли») особых шансов на этом фоне не имеют. И здесь тоже от гонки заранее отстранили очевидного фаворита, Фрэнсис МакДорманд (она сыграла у Сары Полли в «Говорят женщины») — ну, хватит с нее статуэток, правда. Чтобы хоть как-то оживить пейзаж и доказать, что не только в кино вообще, но и в актерской профессии есть место разным цветам кожи, культурам, историям, в число претенденток на приз за главную роль включили Мишель Йео («Всё везде и сразу») — но присутствием в листе ее функция, увы, исчерпывается. Если в других категориях фильм красуется, то здесь выглядит аутсайдером.
Чуть интереснее выглядят претенденты на премию за лучшую роль второго плана. Сразу два актера из «Банши» — Брендан Глисон и Барри Кеоган. И для обоих это, страшно сказать, дебют — академики могут поспешить исправить ошибку и наградить одного из ярчайших актеров современного кино, Глисона (как он вообще остался без призов до сих пор, непонятно). Всё в порядке и с разнообразием — нашлось место Брайану Тайри Генри, звезде сериала «Атланта», сыгравшему теперь в трогательном и меланхоличном «Мосте через озеро» — у него, кстати, шансов не меньше, чем у Глисона. Точно так же, как у Джонатана Ке Квана (он же Ке Хюи Куан), который за свою работу во «Всё везде и сразу» уже получил «Глобус». Обвинить Академию в том, что она не обращает внимания на новые лица, уже не выйдет (вон, смотрите, Армас, Батлер), в расовой сегрегации — в общем, тоже. Все должны остаться довольны — в меру, как водится. Ответы на многочисленные вопросы будут получены очень скоро.