Очень приятно, царь: Портрет Юрия Яковлева
За 50 лет в кино и на сцене Юрий Яковлев сыграл около ста ролей, но зритель без труда назовет самые известные из них. Это Ипполит из комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и царь-управдом из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая. К юбилею актера рассказываем о других, не менее ярких образах, которые сделали его звездой советского кино.
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Интеллигентные родители — юрист Василий Васильевич Яковлев и медсестра Ольга Михайловна — старались дать сыну хорошее образование. Отец в молодости работал во втором составе Художественного театра и учился в консерватории, но позже выбрал более доходную профессию. Однако сын унаследовал его стремление к творчеству и, несмотря на интерес к иностранным языкам, решил учиться на актера. Как и многие будущие звезды военного поколения, в 1948 году Яковлев сперва отправился во ВГИК на курс знаменитых Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, но провалил кинопробы. Будущего актера взяла к себе на курс Цецилия Мансурова, которая преподавала в Щукинском училище с 1920-х годов. После выпуска Яковлев поступил в театр имени Вахтангова и работал там вплоть до самой смерти — последний спектакль с его участием был поставлен в 2011 году.
Несмотря на славу киноактера, Яковлев никогда не изменял сцене. Первые его роли в театре были эксцентрическими — это Жан Звонцев в «Фоме Гордееве» и старый майор в «Дамах и гусарах», которого совсем молодой Яковлев играл в почти клоунском гриме. Путь в кино, напротив, начался с драмы. Великий и ужасный директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел актера на пробах к фильму Павла Чухрая «41-й». Выбор тогда пал на Олега Стриженова, но Пырьев пригласил молодого Яковлева сниматься в экранизации «Идиота» Достоевского, о которой мечтал много лет. Позже Юрий вспоминал, что известный своим бешеным нравом и вспышками гнева Пырьев относился к нему бережно и трепетно: «За полтора года работы над фильмом „Идиот“ он ни разу не повысил на меня голос. Для него я был Мышкиным, а на Мышкина нельзя было кричать».
Создавая образ князя Мышкина, Яковлев отказался от чудаковатости и болезненности персонажа. Он играл интеллигента в духе времени — лирический характер, честный, добрый и чуткий, именно поэтому отторгаемый обществом. Мышкин Яковлева своей мягкостью, неуместностью и уязвимостью похож на Женю Лукашина из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Интересно, что в непоставленной пьесе Рязанова именно Яковлев должен был сыграть эту роль, и вдвойне удивительно, что в кино Юрий в итоге сыграл антипода и полную противоположность Лукашину — Ипполита.
В течение всей карьеры Яковлев балансирует между двумя полюсами — трагическим и водевильным. «Идиот» Пырьева стал кинохитом, его посмотрели около 30 миллионов зрителей за год. Об актере узнали даже за границей — фильм показывали на неделе советского кино в Великобритании. Однако Яковлев отдавал предпочтение театру и не спешил сниматься в кино, пожиная плоды всесоюзной славы.
По легенде, Пырьеву на коленях пришлось уговаривать актера сняться в фильме Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда». Антрополог Поражаев — тоже интеллигент, но уже смешной и нелепый, сыгранный с иронией и отстранением. Если в Мышкине Яковлев растворялся, заставляя зрителя забыть, что перед ним актер, то, играя Поражаева, он, напротив, не дает забыть, что перед нами персонаж, образ, киногерой. Прием отстранения и авторскую иронию по отношению к своему герою актер применяет и в «Гусарской балладе» (1962), следующей совместной работе с Рязановым. Поручик Ржевский — собирательный образ русского гусара, которого никогда не существовало в реальности. Подобно Чапаеву и Штирлицу, Ржевский из фильма ушел в народ и стал героем фольклора. В анекдотах поручик предстает гулякой, пьяницей и бабником. Совсем другого Ржевского мы видим в фильме — он выпивает, флиртует, кутит. Но за этим напускным образом бравого повесы скрывается по-настоящему романтический герой, способный на истинную любовь. Несмотря на исторический костюм и подкрученные усы, Ржевский принадлежит своему времени — оттепели. Лирическое в нем важнее комического.
В 1960-е выходят самые успешные и яркие спектакли с участием Яковлева: «Дамы и гусары», «Пьеса без названия», «Принцесса Турандот», «Конармия». Кино в этот период отступает на второй план, однако несколько ролей заслуживают особого внимания. Прежде всего, это карьерист Юрий Державин из фильма о судьбах поколения, пережившего войну, — «Друзья и годы» Виктора Соколова. Характер героя виден уже на плакате. Державин, внешне интеллигентный и красноречивый, очаровывает женщин, но с самого начала в нем есть подвох. «В политике все пути хороши», — говорит он и идет по головам, балансируя на грани предательства и подлости. Очарование — главная черта еще одного героя, которого играет Яковлев на излете оттепели. В 1967 году выходит «Анна Каренина» Александра Зархи, и, даже не заглядывая в фильмографию, нетрудно догадаться, что актеру досталась роль обаятельного сибарита Стивы Облонского. Ленивый, легкомысленный, инфантильный, но вместе с тем искренний и симпатичный. Стива — человек, которому можно простить любые слабости и даже обман — за искренность и неиссякаемую витальность. Спустя годы, в 1983-м, Яковлев сыграет в «Анне Карениной» Романа Виктюка уже совсем другую, полностью противоположную роль — самого Каренина.
Возможно, было бы трудно поверить, что один актер одновременно может воплотить настолько разных персонажей, если бы Яковлев не провернул этот трюк в фильме Леонида Гайдая. В 1973 году на экраны вышла фантастическая комедия «Иван Васильевич меняет профессию», окончательно сделавшая нашего героя всесоюзной звездой. Яковлев в ней играет двойников — царя Ивана Грозного в прошлом и управдома Ивана Васильевича Буншу в настоящем, — которые меняются местами по стечению фантастических обстоятельств. За основу образа Грозного Яковлев взял не исторического персонажа, а кинематографического царя в исполнении Николая Черкасова из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна, со всей его патетикой и героическим пафосом. Бунша, напротив, предельно реален — актер копировал черты советских функционеров, которые встречались ему в жизни. Таким образом он сталкивает образы типичного мелкого чиновника и карикатурного тирана, что рождает неподражаемый комический эффект.
Яковлев ни разу не играл отъявленных злодеев, каждого антагониста он наделял своим фирменным обаянием. Таков и культовый образ Ипполита из «Иронии судьбы» Рязанова — третьей совместной работы актера и режиссера. По сюжету Ипполит ревнив и самоуверен и как будто бы не должен вызывать симпатию. Но Яковлев преображает этого карикатурного Отелло в трогательного и нежного человека, которому не повезло в любви, несмотря на всю его импозантность и солидность.
Среди титанов советской комедии Яковлеву довелось поработать и с Георгием Данелией. Пацак Би с планеты Плюк в фильме «Кин-дза-дза» (1986) завершает галерею выдающихся сатирических образов, созданных актером. Физически роль была одной из самых сложных в его карьере, Яковлев лежал в больнице, когда Данелия предложил ему сниматься. По воспоминаниям актера, съемки были ужасным испытанием, приходилось работать при температуре от 40 до 60 градусов в пустыне под палящим солнцем. Данелия и Резо Габриадзе постоянно переписывали сценарий, и у актеров не было полного представления о персонажах. «Ни после прочтения сценария, ни во время съемок я не понимал, что это за сюжет» — вспоминал актер.
Однако, несмотря на все трудности, печальный Би получился одним из самых цельных персонажей Яковлева. От детской наивности, с которой Би уговаривает землян надеть колокольчик, он приходит к философской мудрости: «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Он произносит фразы, обличающие абсурдность советского режима в пору его заката, так, словно играет в древнегреческой трагедии, тем самым заземляя их абсурдность.
Вместе с началом перестройки, а затем и в 90-е, для Яковлева, так же как и для других звезд советского экрана, не нашлось ролей соразмерного масштаба. Юрий до конца своих дней продолжал играть в спектаклях и в поздних интервью отзывался о кино с едва заметным презрением: «В театре должна быть личность, а в кино можно и не быть личностью, всё за тебя сделают режиссер и его команда. Для меня кино так и осталось второстепенным, а главным, конечно, — театр».
Последней картиной в его фильмографии стал сиквел «Иронии судьбы», в котором Яковлев поначалу не хотел принимать участие. В итоге, по его собственным словам, он этот фильм так и не посмотрел.