Опубликовано 31 августа 2023, 14:47
11 мин.

Образ женщины в ситкомах: От 1950-х до наших дней

Поделиться:
Образ женщины в ситкомах: От 1950-х до наших дней

Когда-то представить себе женщину на сцене, да еще и в главной роли, было невозможно. В Древней Греции и во времена Шекспира все театральные роли исполняли только мужчины, в Японии XVII века женщинам было запрещено выступать, и это породило новую профессию — оннагата. Но сейчас вообразить себе современное искусство и телевидение без женщин просто невозможно. Мы решили проанализировать, как менялся образ женщин в ситкомах — жанре, который смотрят все. От заботливых и смешливых домохозяек до сильных и уверенных в себе бизнесвумен.

Может показаться, что женщин в кино и на телевидении всегда изображали беспомощными домохозяйками. Бывало, конечно, и такое. И если в середине прошлого века в жизни для женщин было много больше грусти, чем сейчас, то на экране уже тогда слабый пол старались показывать как героинь, которые нарушают социальные нормы и сбрасывают оковы, не дающие свободы в реальной жизни (хотя, конечно, с некоторыми ограничениями). Сейчас образ современной женщины в жизни и на экране примерно уравнялся. Домохозяйка — это скорее осознанный выбор, чем социальная норма, и никто не мешает женщинам оставить детей, кухню и церковь (если оставить за скобками ультраконсервативные страны) и отправиться покорять мир большого бизнеса. Но давайте по порядку.

1950-е

Кадр из сериала «Я люблю Люси»

Кадр из сериала «Я люблю Люси»

реж. Уильям Эшер, Джеймс В. Керн, Марк Дэниелс, 1951–1957

Одним из наиболее ярких ситкомов 50-х, начала расцвета жанра, можно смело назвать «Я люблю Люси». Это комедия о семье Рикардо — успешного артиста и руководителя оркестра Рикки и его супруги Люси, — которая живет в Нью-Йорке. Люси — домохозяйка, но на самом деле она мечтает быть артисткой и покорять шоу-бизнес. С этим ее желанием и связан основной сюжет всего ситкома. Не имея шанса блистать на сцене перед многомиллионной толпой (хотя на самом деле актриса Люсиль Болл именно это и делает), она устраивает представления дома, вдохновляясь абсолютно всем, что ее окружает. Зачастую ее инфантильное поведение, расточительство и амбиции приводят мужа в ярость. Но квартира Рикардо — не место для драм и склок, поэтому ругается Рикки исключительно на испанском языке.

Люси сразу же покорила зрителей. Она верная и заботливая жена, соответствующая духу того времени, но при этом она амбициозна, креативна и никогда не сдается. Ее муж хочет, чтобы Люси сидела дома и довольствовалась малым, и женщине приходится подчиняться. Но героиня не сдается и находит выход для своих желаний даже в условиях нью-йоркской квартиры. Она верит, что она звезда, и зритель не может с ней не согласиться.

Это был первый сериал, который снимали перед живой аудиторией, — успех был феноменальный. «Я люблю Люси» получил пять премий «Эмми» и в 2012 году был назван «Лучшим телешоу всех времен» по опросу ABC News и журнала People.

Кадр из сериала «Новобрачные»

Кадр из сериала «Новобрачные»

реж. Фрэнк Саненстейн, 1955–1956

Среди ситкомов 50-х также можно отметить «Новобрачных» — о супружеской паре из рабочего класса. Сериал стремился показать идеальных персонажей, которые пытаются воплощать в жизнь американскую мечту в послевоенных условиях. Как и Люси, Элис любит своего мужа, но периодически пытается показать, что ее интеллектуальное развитие превосходит ум супруга. Перед нами вновь сообразительная и харизматичная, но не позволяющая себе раскрыться в полной мере героиня.

В целом можно отметить, что в 50-х образ женщины в ситкомах был довольно прилизанным. Это были воспитанные, ухоженные домохозяйки, которые успевали и очаг хранить, и иногда следовать за своими мечтами. Какой-то особой предыстории отдельно от мужчин у них не было. Они были такими, какими их хотели видеть супруги, но (чтобы зрителю совсем уж не было скучно) периодически подкидывали дров в топку.

1960-е

Кадр из сериала «Зеленые просторы»

Кадр из сериала «Зеленые просторы»

реж. Ричард Л. Бэйр, Ральф Леви, Брюс Билсон, 1965–1971

Нельзя сказать, что в 60-х образ женщины на телеэкранах сильно эволюционировал. Героини по-прежнему были примерными женами, следовали за мужьями и старались приспособиться к той жизни, которую им рисовали супруги.

Например, в комедийном сериале «Зеленые просторы», который до России добрался лишь в 90-х, семья Дуглас переезжает из мегаполиса на ферму, потому что супруг (Эдди Альберт) решает исполнить свою давнюю мечту. Разумеется, его жена Лиза (Эва Габор), привыкшая к светской жизни и дорогим интерьерам, от этой идеи не в восторге и пытается привнести шик в деревенскую реальность. И вновь, как и в случае с «Люси», главным двигателем проекта становится смешливая домохозяйка, которой ничего не остается, кроме как импровизировать в данных ей условиях. Она не мыслит о разводе, поэтому старается сохранить брак и при этом остаться верной самой себе. Немного напоминает героиню Кэтрин О’Хары из «Шиттс Крик», только градус безумия у Эвы Габор пониже, да и героиня ее следует в деревню за мечтой мужа, а не из безысходности.

Говоря о 60-х, нельзя не упомянуть ситком «Моя жена меня приворожила», выходивший с 1964 по 1972 год. Главная героиня вновь, вы не поверите, домохозяйка, которая отказалась от жизни ведьмы (!) из-за любимого. Ради замужества колдунья Саманта идет наперекор своему шабашу и родителям (подумать о таком несколько десятилетий до этого было немыслимо). Однако нужно отметить, что не только героине приходится стараться ради мужа-магла, ему тоже приходится выдержать немало испытаний, которые подкидывает им семья Саманты, не одобряющая неравный союз.

1970-е

Кадр из сериала «Шоу Мэри Тайлер Мур»

Кадр из сериала «Шоу Мэри Тайлер Мур»

реж. Джей Сэндрич, Питер Болдуин, Алан Рефкин, 1970–1977

В 70-х образ женщины не телевидении стал круто меняться, и это было связано с развитием феминистского движения. Одним из ярких примеров тому стало «Шоу Мэри Тайлер Мур». Сериал не просто был назван именем главной героини, он еще и полностью фокусировался на жизни сильной, строящей карьеру женщины. Им, кстати, позже вдохновится Минди Кейлинг, когда создаст свое шоу «Проект Минди». «Шоу Мэри Тайлер Мур» получало десятки «Эмми», «Золотые глобусы», было признано одним из самых популярных телесериалов США, породило три спин-оффа — и всё это благодаря истории, которая кардинально отличалась от того, что ранее показывалось на ТВ.

Главная героиня Мэри Ричардс — одинокая 30-летняя женщина, которая работает на телестанции. Для счастья ей не нужен мужчина, героиня изначально не идентифицирует себя ни с одним представителем сильного пола, будь то текущий, бывший или даже умерший муж в загашнике. Мэри Тайлер Мур не просто создала революционный сериал, но и значительно повлияла на мировую моду. Ею вдохновлялись Майкл Корс, Айзек Мизрахи и многие другие мировые дизайнеры. Она оказала огромное влияние на стиль работающей женщины, который остается актуальным и по сей день.

Не нужно полагать, что отныне все ситкомы с женщинами в главных ролях стали сплошь о сильных и независимых — множество домохозяек у нас еще впереди. Но главным отличием нового десятилетия становится выбор. Женщина начинает сама выбирать себе род занятий, семейное положение и если и остается дома, то в основном по собственному желанию. Стоит отметить также, что всё большую популярность начинают набирать сериалы, где фокус внимания не только на отношениях супругов, но и на быте семьи, где есть несколько детей.

Кадр из сериала «Семейка Брэди»

Кадр из сериала «Семейка Брэди»

реж. Оскар Рудольф, Джек Арнольд, Хэл Купер, 1969–1974

В контексте 70-х нельзя не упомянуть абсолютный хит тех лет — «Семейку Брэди». Это история об овдовевшем отце троих мальчиков, который женится на женщине с тремя дочерьми. На первый план в ранних сезонах тут выходит гендерное соперничество: создателям важно показать, насколько отличаются друг от друга мальчики и девочки, мужчины и женщины, чтобы в конце концов найти то, что их всех объединяет, и подарить большой семье мир и покой.

Женщина в ситкомах про большие семьи — персонаж всегда важный, но в то же время и второстепенный, ведь главное здесь — показать отношения внутри семьи, где каждый ее член имеет право голоса, право выбора, право на самоидентификацию и на уважение.

1980-е

Кадр из сериала «Женаты и с детьми»

Кадр из сериала «Женаты и с детьми»

реж. Джерри Коэн, Линда Дэй, Аманда Бирз, 1987–1997

Если бы сериала «Женаты и с детьми» никогда не существовало, наши соотечественники не узнали бы про Гену Букина, который работает продавцом обуви и живет в двухэтажной квартире с неработающей женой и двумя детьми. Американский ситком, просуществовавший с 1987 по 1997 год, рассказывает о семье Эла Банди. Они живут в Чикаго. Эл (Эд О’Нилл) продает женскую обувь, а его жена Пегги (Кэти Сагал) целыми днями смотрит сериалы, работать не желает, а вот деньги тратит с удовольствием. У них есть двое детей: глупенькая красотка Келли (Кристина Эпплгейт) и мальчик-подросток Бад (Дэвид Фаустино). Если вы смотрели «Счастливы вместе», то знаете об этом сериале всё. Российский ремейк следует оригиналу почти дословно, что, конечно, вызывает смех, ведь жизнь американского среднего класса довольно странно перекладывать на реалии бедной семьи из Екатеринбурга.

Образ женщины в этом ситкоме доведен до гротеска. Они не самые умные (надо признаться, там умом никто не блещет), довольно ленивые, капризные, но при этом красивые. Можно подумать,что создатели намеренно унижают героинь? Совсем нет, эволюция здесь явно прослеживается. Пегги осознанно решает не работать, она наслаждается жизнью и берет от нее всё, что хочет. Она как бы повелевает мужем, который работает на износ, чтобы обеспечить ей и детям достойную жизнь. Женщина в конце 80-х — это уже не забитая домохозяйка, подчиняющаяся воле мужа. А всё остальное — антураж для комедийности шоу.

Кадр из сериала «Чирс»

Кадр из сериала «Чирс»

реж. Джеймс Берроуз, Энди Экерман, Томас Лофаро, 1982–1993

Ситком «Веселая компания», или «Чирс», который вышел в 1982 году, был одним из первых, где образ женщины выходит за рамки семьи и фокусируется на отношениях среди друзей. Герои работают в баре, где неизменно ссорятся, влюбляются, помогают друг другу. Это сериал, который положил начало эре так называемых workplace sitcoms. Сегодня этот жанр особенно популярен. К нему относятся «Офис», «Бруклин 9-9», «Теория большого взрыва», «В Филадельфии всегда солнечно» и не только.

Женщина теперь может быть не только хранительницей очага, матерью или невестой, но и отличным другом, коллегой, помощницей или начальницей. Рамок для женских ролей практически не осталось, а гендерные стереотипы постепенно уходят.

1990-е

Кадр из сериала «Няня»

Кадр из сериала «Няня»

реж. Дороти Лиман, Ли Шаллат Чемел, Питер Марк Джейкобсон, 1993–1999

Она работала в бутике в Квинсе, пока бойфренд не выкинул ее с работы. Знакомый сюжет? В 1993 году на американские телеэкраны вышел комедийный сериал «Няня», который у нас в начале нулевых пересняли, как в случае с «Счастливы вместе», что называется, под копирку. История о находчивой и пробивной девушке из бедной семьи, которая случайно попадает в дом богатого продюсера и становится няней его детей. Разумеется, несколько лет зрители наблюдают за развитием отношений няни и богатого продюсера.

Фрэн, она же няня (Фрэн Дрешер), поначалу одевается довольно вульгарно, безвкусно, чтобы зрителю была очевидна разница между бедной девушкой из Квинса и богатой семьей с Манхэттена. При этом нельзя сказать, что героиня выполняет совсем уж декоративную функцию. Напротив, она остра на язык, не робеет перед мужчинами, независима, амбициозна и гордо носит звание современной девушки. Вот только чтобы показать всё это за броским макияжем и вызывающей одеждой, героине приходится вести себя нарочито громко и даже вызывающе.

90-е были не только эпохой расцвета многоканального телевидения, но и временем, когда красота вышла на первый план, затмив все остальные преимущества, за которые боролись женщины. Невероятную популярность набирали супермодели, выходили фильмы вроде «Красотки», «Остина Пауэрса», «Пятого элемента», «Бестолковых», сексуализирующие женский пол. Мода, красота, нагота — всё это буквально бросалось на зрителя с экранов и из журналов. Неудивительно, что и телевидение это течение стороной не обошло.

Конечно, не всё было так плохо. Ведь 90-е также подарили нам «Друзей», «Сайнфелда», «Блоссом», «Сабрину — маленькую ведьму» и, наконец, революционный «Секс в большом городе», где женщины впервые настолько откровенно говорили обо всех подробностях личной жизни с экранов телевизоров, не боясь осуждения.

2000-е

Кадр из сериала «Как я встретил вашу маму»

Кадр из сериала «Как я встретил вашу маму»

реж. Памела Фрайман, Роб Гринберг, Майкл Дж. Ши, 2005–2014

Новое тысячелетие порадовало огромным количеством ситкомов на самые разные темы. Телевидение продолжало расширяться, телекомпании заказывали пилоты один за другим. Наибольшую популярность приобрели комедии, в которых главные герои приходятся друг другу друзьями или коллегами. Говоря о 2000-х, нельзя не вспомнить «Как я встретил вашу маму», «Теорию большого взрыва», «Парки и зоны отдыха», «Клинику». Продолжали свое триумфальное шествие по планете «Друзья», набирала обороты «Американская семейка».

На примере одной только «Теории большого взрыва», которая шла в эфире долгих 12 сезонов, можно проследить, как менялся образ женщины в современных ситкомах. Поначалу там есть только одна главная героиня — Пенни, типичная блондинка, мечтающая стать актрисой (начало нулевых в этом плане еще следовало моде конца 90-х). Постепенно в шоу стали приходить другие персонажи — ученые Бернадетт и Эми. И вот уже вместо сериала про социально неловких физиков перед нами ситком о жизни, отношениях, работе и мечтах современных молодых людей. Женщины в нём строят не только личную жизнь, но и карьеру, становятся успешнее своих мужчин, открывают для себя новые горизонты, даже получают награды за работу. Кроме того, актрисы, исполнившие роли Эми и Бернадетт, сначала получали намного меньше своих коллег, но в итоге их гонорары уравняли.

2010-е

Кадр из сериала «Американская семейка»

Кадр из сериала «Американская семейка»

реж. Гейл Манкусо, Стивен Левитан, Бет МакКарти-Миллер, 2009–2020

В 2010-х женщина уже может быть действительно кем хочет. И домохозяйкой, и бизнесвумен, и содержанкой, если душе угодно. Женщина получает всё больше голоса в искусстве. С экранов телевизора на нас уже смотрят не прилизанные домохозяйки, а настоящие сложные личности, не стремящиеся угодить кому бы то ни было. Они могут быть собранными и серьезными, а могут быть ранимыми и дурашливыми. Их мужья уже не видят в них декоративную функцию, а дети уважают и прислушиваются.

Сериал «Американская семейка» рассказывает сразу о нескольких семьях, объединенных одним фамильным древом. В каждой из этих семей есть женщины и девочки — они очень разные, такие же, как и в реальной жизни. Глория крутит своим престарелым мужем, но при этом предана ему до последнего вздоха. Клэр души не чает в семье и муже, но не забывает заботиться и о карьере и амбициях. Даже юная Лили — и та обладает собственным характером и является цельной личностью.

В сериале «Кевин может пойти на…», который скорее можно отнести к жанру драмеди, чем ситкома, героиня перестает соглашаться с ролью домохозяйки из 50-х и решается на кардинальные меры. Еще 40 лет назад о таком сериале нельзя было подумать, а сейчас мы можем наблюдать за тем, как девочки, девушки и женщины обретают голос, узнают себя и теперь-то по-настоящему сбрасывают с себя заржавевшие оковы опостылевших и устаревших норм.

Женщины активно строят карьеры: они покоряют телевидение и мир науки, становятся шеф-поварами и даже президентами США. В современном мире, загруженном делами, информацией и событиями, у женщины находится время на личную жизнь, на хобби, мечты и путешествия. Они свободны, открыты ко всему новому, но при этом иногда хотят побыть слабыми и беззащитными. Но только ненадолго, ведь кому-то нужно спасать мир.

Новое в подписке

Лучшее в подписке