Никогда не знаешь, откуда придет Рагнарёк: Каким получился анимационный сериал «Сумерки богов»
На Netflix вышли все восемь серий анимационного сериала Зака Снайдера «Сумерки богов» по мотивам скандинавских мифов. Рассказываем, что получилось и почему детей следует держать подальше от экрана.
Король людей Лейф влюблен в воительницу Сигрид, дочь великана и человеческой женщины. Счастливая пара, несмотря на некоторые препятствия, отправляется на родину невесты, чтобы пожениться с благословения великанского короля. Однако во время свадебной церемонии на праздник вламывается бог грома Тор. Он требует выдать ему негодяя Локи, а поскольку великаны ни сном ни духом, вспыльчивое божество просто уничтожает всех, включая детей. Случайно выжившими остаются лишь Сигрид и Лейф, и разгневанная невеста клянется убить Тора за его злодеяние.
Шоураннер и режиссер Зак Снайдер, сделавший себе имя эпическим боевиком «300 спартанцев», просто не в состоянии снять историю, в которой не действует целая команда соратников. Так он делал в «Лиге справедливости», в недавней «Мятежной Луне», так же он поступает и в «Сумерках богов». Чтобы выполнить клятву, «кровавой невесте» необходимо собрать отряд воинов, которым не мила жизнь. Укомплектованная воинами, ведьмой и сказителем компания дружно отправляется мстить, а их главным «помощником» становится хитроумный Локи — худший союзник из всех возможных.
Вместе с ними в путешествие по скандинавским мифам отправляются и зрители, которым предстоит не только встретиться с великанами, асами и ванами, но и полюбоваться на дракона Фафнира, на прекрасных и зловещих валькирий, Мировое древо и прочие достопримечательности древних мифов. Правда, смотреть мультсериал с детьми категорически не рекомендуется, рейтинг 18+ он отрабатывает по полной программе, погружаясь в не омраченную цивилизацией поэтичную разнузданность исходного материала. Скажем, история о том, что Локи родил восьминогого жеребца, — это не воспаленная фантазия сценаристов, а вполне оригинальный сюжет «Младшей Эдды». Кровь в сериале льется фонтанами, внутренности смачно вываливаются, люди и боги обнажаются, не моргнув глазом, герои совокупляются радостно, а Мировой Змей плещется в океане в предвкушении Рагнарёка.
Правда и в том, что с подачи шоураннеров Зака Снайдера и Джея Оливы сценаристы слегка утрировали некоторые детали. Например, согласно мифам, Тор не так уж безудержно жесток и ненавидит только великанов и чудовищ, а для людей выступает скорее защитником, да и судьбу причудливых детей Локи решал не Тор, а Один. Для чего сюжету потребовался такой однозначный злодей, видимо, будет понятно из второго сезона, если Netflix решит продлить сериал. Впрочем, основное послание о том, что Тор не такой приятный парень, каким его привыкли видеть в фильмах Marvel, прочитывается однозначно.
Еще серьезнее вмешивается в канон сюжет об Одине, который принес себя в жертву самому себе и несколько дней провисел на дереве, ожидая откровения. В сериале классический миф внезапно оборачивается историей о том, как бог всех богов узрел Христа. На ранних этапах шоураннер Джей Олива покорил Netflix именно концепцией, согласно которой Рагнарёк приведет к появлению единобожия, а любитель религиозной символики Зак Снайдер охотно подхватил идею.
На фоне всей этой прекрасной хтони одержимая местью главная героиня смотрится вполне органично (озвучивает Сильвия Хукс), а вот ее верный спутник король Лейф (Стюарт Мартин) оказывается чужеродным элементом. Он не только бросает свой народ и безропотно идет вслед за невестой в самоубийственное путешествие, но еще и испытывает внезапный личностный кризис. Лейф раскаивается в прошлых злодеяниях и заходит в этом до смешного далеко. В эпизоде, где крестьянин сообщает ему о жертвоприношении Одину, король так искренне удивляется, словно впервые слышит о такой практике.
Всё одеяло зрительского внимания перетягивает на себя интриган Локи (Джозеф Патерсон) — такова участь трикстера в любом произведении всех времен и народов. В разработке образа создатели сериала спокойно следуют за мифом, благо история Локи богата на удивительные события. К тому же сценаристы без проблем наделяют персонажа внятной мотивацией, столь же древней, сколь и понятной любому человеку. Особый интерес к герою отражается и в удачном дизайне персонажа, сочетающем божественный атлетизм с заостренными формами.
В отличие от гиперреалистичного мультфильма «Легенды ночных стражей», который Снайдер выпустил в 2010 году, новый опыт они с коллегой Оливой поставили в формате 2D, справедливо рассудив, что такая форма больше подходит содержанию. Причем сериал оказался настолько ультимативно двумерным, что его начали сравнивать с «Самураем Джеком» Генндия Тартаковски и мультфильмами Томма Мура. Впрочем, ни то, ни другое не очень обосновано: для «Самурая Джека» графика чрезмерно детализирована, для Томма Мура недостаточно декоративна. Команда «Сумерек богов» искала свой визуальный язык и нашла его в бесконтурных, отточенных силуэтах и скупых намеках на орнамент.
Тот же принцип заметен и в работе с фонами, которые зачастую отрисованы только заливками. Такая техника отлично смотрится в драматичных пейзажах и в интерьерах, сдобренных спецэффектами, вроде туманов или дождя, но подводит в отдельных идиллических пейзажах, излишне напоминающих обычную стоковую иллюстрацию. Не засушить картинку помогает активное использование кинематографических ракурсов и многоплановых композиций.
Невероятную сдержанность наблюдаем и в любимых снайдеровских приемах: моменты боевого слоу-мо можно пересчитать по пальцам одной руки; враги разлетаются в разные стороны не так энергично, как могли бы; несколько укрощена и тяга шоураннера к монохромным цветовым схемам.
Истории о мести — сюжет довольно распространенный, однако «Сумерки богов» в довесок предлагают зрителю хардкорную версию скандинавских мифов. От сериала следует беречь детей, а также людей с нежной душевной организацией, строгими моральными принципами и язвой желудка.